Должностная инструкция классного руководителя

Примерная должностная инструкция классного руководителя

Должностная инструкция классного руководителя

1.1.Настоящая должностная инструкцияопределяет обязанности, права иответственность классного руководителя.

1.2.Классный руководитель относится ккатегории специалистов.

1.3.На должность классного руководителяназначается лицо, имеющее высшее илисреднее специальное педагогическоеобразование и высокую мотивацию квоспитательной деятельности.

1.4.Классный руководитель назначается надолжность и освобождается от должностиприказом директора школы.

1.5.На период отпуска или временнойнетрудоспособности классного руководителяего обязанности могут быть возложены(на основании приказа директора школы)на учителя, не имеющего классногоруководства и работающего в данномклассе.

1.6.Классный руководитель непосредственноподчиняется заместителю директорашколы по воспитательной работе и, еслион реализует программу организациивнеурочной деятельности класса,заместителю директора по внеурочнойработе, а далее — директору школы.

1.7.Классный руководитель должен знать:

• нормативныеакты, регламентирующие деятельностьшколы и работающих в ней педагогов;

• Конвенциюо правах ребенка;

• правилавнутреннего трудового распорядка;

• этикуделового и межличностного общения;

• педагогику,в том числе теорию и методику воспитания;

• общую,возрастную и социальную психологию;

• возрастнуюфизиологию;

• методикуорганизации различных видов внеурочнойдеятельности школьников: игровой,познавательной, трудовой (производственной),социально значимой волонтёрской,досугово-развлекательной,спортивно-оздоровительной,туристско-краеведческой, проблемно-ценностногообщения, художественного творчества;

• программыорганизации внеурочной деятельностишкольников и правила их разработки;

• правилатехники безопасности, производственнойсанитарии и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

2.1.Самостоятельно определять цели своейработы, исходя из актуальных проблемразвития учащихся вверенного ему класса.

2.2.Самостоятельно разрабатывать плансвоей работы и, если классный руководительстановится организатором внеурочнойдеятельности учащихся своего класса,программу (или её модуль) организациивнеурочной деятельности учащихсякласса.

2.3.Изучать особенности, интересы, потребности,способности школьников и помогать имв их реализации.

2.4.Знакомить школьников с возможностямиих участия во внеурочной деятельности,организуемой образовательным учреждением;стимулировать самоопределение учащихсякласса в данной сфере школьной жизни,помогать им в выборе наиболее приемлемыхдля себя видов внеурочной деятельностии форм своего участия в них.

2.5.Осуществлять необходимые мероприятиядля сплочения классного коллектива.

2.6.Поддерживать социально значимыеинициативы школьников, побуждать их ксамоуправлению, курировать самоуправленческуюдеятельность учащихся класса.

2.7.Осуществлять профориентационную работус учащимися 9–11 классов.

2.8.Совместно с учителями-предметникамиосуществлять контроль готовности классак учебным занятиям (обеспеченностьучебниками, пособиями, тетрадями,атласами, картами, канцелярскимипринадлежностями и т. п.).

2.9.Осуществлять контроль посещаемостиучащимися класса уроков, выяснятьпричины пропусков учебных занятий, принеобходимости принимать меры к ихустранению.

2.10.Осуществлять контроль успеваемостиучащихся класса, принимать меры поустранению школьниками учебнойзадолженности, регулярно информироватьродителей об успеваемости их детей.

2.11.Осуществлять контроль девиантныхпроявлений в развитии учащихся класса;при необходимости осуществлятьпедагогическую коррекцию; в особосложных и опасных случаях информироватьоб этом вышестоящее руководство.

2.12.Организовывать питание учащихся классав школьной столовой.

2.13.В установленные администрацией срокиорганизовывать дежурство класса пошколе, участие класса в субботниках поуборке школьных помещений и пришкольнойтерритории, влажную уборку закреплённогоза классом кабинета.

2.14.Следить за сохранностью имущества исанитарно-гигиеническим состояниемзакреплённого за классом кабинета.

2.15.Заботиться о благопристойном внешнемвиде, правильной речи и хороших манерахучащихся класса.

2.16.Заботиться о здоровье учеников, вовлекатьих в физкультурную и спортивнуюдеятельность.

2.17.Организовывать с учащимися классамероприятия по предупреждению травматизма,дорожно-транспортных происшествий,несчастных случаев и т. п.

2.18.Обеспечивать соблюдение детьми техникибезопасности и санитарно-гигиеническихнорм во время проведения внеурочныхмероприятий с классом.

2.19.Оказывать (при необходимости) школьникампервую доврачебную помощь в случаяхзаболевания или получения ими травм впериод их пребывания в школе илисовместного с классным руководителемучастия во внешкольных мероприятиях.

2.20.Извещать вышестоящее руководство иродителей обо всех чрезвычайныхпроисшествиях, связанных со здоровьеми жизнью детей вверенного ему класса ислучившихся в период пребывания детейв школе.

2.21.Следить за соблюдением и приниматьмеры, направленные на соблюдениешкольниками Правил для учащихся и Уставашколы.

2.22.Следить за соблюдением прав ребёнка вшколе.

2.23.Оказывать помощь своим воспитанникамв решении их сложных жизненных проблем.

2.24.Работать с родителями учащихся классаиндивидуально; в сроки, удобные родителями самому классному руководителю,проводить родительские собрания; прикрайней необходимости посещать семьиучащихся на дому.

2.25.Сотрудничать с работающими в классеучителями-предметниками, воспитателямиГПД, педагогами дополнительногообразования, куратором деятельностидетских общественных объединений,школьным психологом, социальнымпедагогом, медицинским работником сцелью координации их воспитательныхусилий и оказания учащимся необходимойпомощи в учёбе.

2.26.Участвовать в работе Педагогическогосовета школы, Методического объединенияклассных руководителей, а также впроводимых школой совещаниях, консилиумахи семинарах, на которые приглашаютсяклассные руководители.

2.27.Принимать участие в составленииобщешкольного плана воспитательнойработы и осуществлении контроляорганизуемого в школе процесса воспитания, проводя в своем классенеобходимые диагностические исследования,осуществляя вместе с заместителемдиректора по воспитательной работеанализ своей профессиональной деятельностии высказывая экспертное мнение поинтересующим его вопросам.

2.28.Вести необходимую документацию: классныйжурнал, личные дела учащихся, дневникиучащихся; помогать администрации школысобирать необходимую статистическуюинформацию об учащихся класса.

2.29.Проходить периодические бесплатныемедицинские обследования.

Источник: //StudFiles.net/preview/1622320/page:9/

Обязанности классного руководителя по должностной инструкции

Должностная инструкция классного руководителя

На плечи классного руководителя ложится координация процесса воспитания и образования вверенного ему класса в средней школе. Он отвечает за полученные учениками результаты учебно-воспитательной деятельности, корректирует ее организацию и помогает обучающимся. Деятельность классного руководителя описывается в должностной инструкции.

Должностную инструкцию классного руководителя по ФГОС на 2018-2019 год регламентирует приказ Минобрнауки от 3.02.2006 №21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками». В ней  указываются общие требования к специалисту, его обязанности и функции, права и мера ответственности.

Что включает должностная инструкция классного руководителя?

Классный руководитель назначается на должность по приказу директора школы. Эту должность может занимать педагог, получивший среднее или высшее специальное образование.

 Должностные обязанности классного руководителя широки: он управляет образовательно-воспитательным процессом, взаимодействует с семьями учеников и внешними организациями, готовит документацию, представляет интересы детей.

При составлении должностной инструкции специалисту следует учитывать положения, закрепленные по ФГОС.

В своей работе классный руководитель должен основываться на:

  • личностно-ориентированном подходе;
  • актуальной в образовательной учреждении концепции воспитания;
  • результатах анализа явлений жизни;
  • толерантности;
  • учете материального и социального положения семей учеников;
  • учете уровня воспитания и семейных обстоятельств детей.

Структуру работы классрука можно представить в таком виде:

  • организационная, аналитическая и прогностическая деятельность в воспитательном процессе;
  • контроль жизнедеятельности класса;
  • изучение и использование современных приемов воспитания.

Работа классного руководителя может проходить в таких формах, как беседы, обсуждения, дискуссии, игры, дебаты, тренинги, встречи с различными людьми, экскурсии, социально значимая трудовая деятельность, соревнования, творческая активность детей. В рамках обязанностей классного руководителя по закону об образовании он проводит с родителями беседы, лекции, собрания, внеклассные мероприятия.

Таблица 1. Должностные обязанности классного руководителя согласно инструкции

Требуемые образование и навыкиОсновы подростковой психологии и физиологии, методы работы с одаренными и сложными детьми, нормы действующего законодательства РФ в сфере образования, Конвенция о правах ребенка, локальные акты. Педагогу необходимо иметь развитые навыки коммуникации, а также:
  • планировать работу и прогнозировать ее результаты;
  • ставить и добиваться краткосрочных и долгосрочных целей;
  • выстраивать гармоничные отношения с детьми, коллегами и родителями;
  • стимулировать инициативность детей, поддерживать их;
  • проводить воспитательные мероприятия;
  • применять нравственно-эстетические технологии в работе.
Цели и задачи работыЦелями работы выступают:
  • работа с учениками для гармонизации отношений в образовательном пространстве, раскрытия их потенциала;
  • в обязанности классного руководителя по закону об образовании 2018 входит построение гармоничных отношений в классе;
  • создание продуктивных отношений с родителями, администрацией и другими педагогами.

Классрук контролирует соблюдение санитарно-гигиенических норм, проводит инструктаж по технике безопасности, рассказывает о здоровом образе жизни, оптимизирует учебную нагрузку, применяет здоровьесберегающие технологии.

Индивидуальная работа с ученикамиВедение дневника наблюдений. Выделение групп учеников по интересам и способностям, определение «группы риска». Диагностика психофизического развития детей, очерчивание их умений и навыков, оценка интеллектуальных, спортивных и творческих способностей.Посещение семей, ведение личных дел, профилактика девиантного поведения. Способствование раскрытию потенциала и гармоничному развитию учащихся.
Проведение работы с классным коллективомФункции классного руководителя по ФГОС включают:

  • контроль посещения и успеваемости учащихся, проверка дневников, ведение уставной документации, взаимодействие с учителями предметниками, повышение мотивации учеников;
  • проведение мероприятий для создания благоприятной среды в классе, оценка внутреннего климата в коллективе;
  • проведение различных классных мероприятий, привлечение детей к факультативам и кружкам;
  • контроль организации классного самоуправления, организация трудовой деятельности (дежурств, уборка территории).
Работа с родителями и внешней средойСистематическая работа с родителями, анализ семейно-бытовых условий, повышение педагогических знаний родителей, вовлечение семьи во внеклассную деятельность, проведение родительских собраний.
Воспитательное воздействиеГармоничное развитие личности ребенка, просветительская деятельность, беседы и пр.
Повышение квалификацииПостоянное саморазвитие, путем прохождения курсов повышения квалификации, изучения литературы, участия в обмене педагогическим опытом, конкурсах, конференциях, семинарах.
Права и мера ответственностиК правам классного руководителя относятся:
  • контроль академических успехов детей;
  • получение информации об их психофизиологическом развитии;
  • работа с родителями по приглашению в школу;
  • присутствие на уроках учителей-предметников;
  • привлечение учеников к дисциплинарной ответственности;
  • поощрение учеников за их успехи;
  • инициация совершенствования работы;
  • использование методической поддержки педагогов и администрации;
  • защита собственной чести и достоинства.

За неисполнение или недобросовестное исполнение обязанностей классруку грозит административная ответственность.

Возлагаемые на классного руководителя функции закрепляются в Уставе школы.

  • Самоаудит состояния классного руководства в образовательной организации

Примерная структура должностной инструкции классного руководителя

Структура должностной инструкции классного руководителя по ФГОС строится по тому же принципу, что и другие должностные инструкции. Основными разделами будут:

  • общие положения,
  • должностные права и обязанности,
  • ответственность.

В общем разделе содержится краткое описание квалификационных требований и описание должности классного руководителя. В этот раздел включают такие пункты:

  • полное название должности, к какой категории сотрудников она относится;
  • порядок назначения и увольнения;
  • порядок подчиненности: директору школы и завучу по УВР;
  • кто будет выполнять обязанности классного руководства при отсутствии сотрудника;
  • какими законами и нормативными актами руководствуется сотрудник в своей работе;
  • квалификационные требования.

В разделе «Должностные обязанности и права» классного руководителя указываются пункты, рассмотренные выше. При этом Уставом школы перечень обязанностей может меняться, тогда раздел инструкции корректируется.

В разделе, посвященному ответственности классного руководителя, кратко перечисляются виды ответственности:

  • за несоблюдение должностной инструкции, невыполнение распоряжений директора, нарушение школьных правил – дисциплинарная ответственность;
  • физическое или моральное насилие над учениками – освобождение от должности;
  • за неаккуратность в ведении документации – взыскание согласно с организационными документами школы;
  • нанесение ущерба имуществу школы – материальная ответственность согласно гражданского или трудового законодательства.

Для облегчения работы персонала предлагаем скачать пример должностной инструкции классного руководителя.

Особенности должностных обязанностей классного руководителя

Высокая ответственность работы сопряжена и с определенными трудностями, с которыми сталкивается педагог при выполнении обязанностей классного руководителя в школе по ФГОС.

Одной из ключевых трудностей является то, что в должностной инструкции указаны формы, методы и виды работы педагога, однако не упоминаются затраты времени, необходимые для такой работы.

Поэтому зачастую классруки страдают от нехватки времени, в то время как по трудовому договору классное руководство выступает дополнительной обязанностью, которая выполняется в рабочее время. Однако временные затраты зачастую оказываются обратно пропорциональными прибавке к зарплате за ведение классного руководства.

Чтобы выполнять функции классного руководителя с большей эффективостью, рекомендуем пройти дистанционный курс повышения квалификации: 

Как показывает практика, полноценное классное руководство нельзя совмещать с основной деятельностью. Что входит в обязанности классного руководителя и почему оно требует 35–40 часов в неделю? Это:

  • проверка дневников и дисциплины – не менее часа каждый день;
  • ведение школьной документации, организация творческой и трудовой деятельности – не менее часа в день;
  • участие в конкурсах, соревнованиях, уборке и пр.

Привычной практикой является назначение на должность классного руководителя учителя-предметника. Однако в некоторых учебных заведениях с классного руководителя полностью или частично снимается учебная нагрузка. При этом педагога называют классным наставником, тьютором, куратором.

Второй видимой проблемой, которая всплывает при анализе функциональных обязанностей классного руководителя, является размытость формулировок инструкции, а также введение в отдельных учреждениях таких обязанностей, которые снижают мотивацию педагогов. Например, сбор денег, разглашение личной информации и пр.

Некоторые трудности могут возникнуть и при взаимоотношениях с администрацией школы и коллегами, когда:

  • классный руководитель в соответствии должностными обязанностями по ФГОС и внутренним порядком школы заменяет отсутствующих коллег;
  • разрабатывает и согласовывает учебный план на год или четверть;
  • отчитывается перед администрацией о проделанной работе.

Как видно, классный руководитель выполняет такие функции, как мотивация, организация, контроль воспитательно-учебного процесса в пределах вверенного ему класса, создание гармоничных отношений с детьми, педагогами и семьями, организация внеурочной деятельности детей. Однако для успешного выполнения таких функций, деятельность сотрудника должна быть грамотно организована и справедливо оплачена.

Узнать больше о системе классного руководства и обязанностях классного руководителя можно в статьях:
1. Система работы классного руководителя
2. Роль классного руководителя в современном образовательном учреждении
3. Анализ работы классного руководителя за год
4. Отчет классного руководителя по воспитательной работе

Источник: //www.menobr.ru/article/65386-qqq-17-m12-obyazannosti-klassnogo-rukovoditelya

Должностная инструкция классного руководителя

Должностная инструкция классного руководителя

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждать

должностную инструкцию] [число, месяц, год]

М. П.

Должностная инструкция классного руководителя [наименование общеобразовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, раздела “Квалификационные характеристики должностей работников образования” Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв.

приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

2. Функции

Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:

2.1. Организация деятельности классного коллектива обучающихся.

2.2. Организация учебной работы классного коллектива и отдельных обучающихся.

2.3. Организация внеучебных занятий класса.

2.4. Изучение личности и коррекция в воспитании обучающихся.

2.5. Социальная помощь и защита обучающихся.

2.6. Взаимодействие с родителями, другими педагогами, социальными работниками.

3. Должностные обязанности

Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:

3.1. Ведет журнал успеваемости обучающихся.

3.2. Ведет “личные дела” обучающихся и следит за их оформлением.

3.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных.

3.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой и другим общественным помещениям, дежурство по которым закреплено в уставе общеобразовательной организации.

3.5. Организует порядок питания обучающихся.

3.6. Формирует финансовое обеспечение классных нужд и контролирует его исполнение (классный фонд, оплата различных услуг и т. д.).

3.7. Осуществляет контроль за посещаемостью занятий.

3.8. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости обучающихся.

3.9. Создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора обучающихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация экскурсий, походов в театр, на выставки и т. д.).

3.10. Способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует межличностные отношения обучающихся, корректирует и регулирует их.

3.11. Оказывает помощь обучающимся в процессе адаптации к обучению.

3.12. Проводит тематические классные часы периодичностью [значение] раз в месяц, собрания, беседы с обучающимися.

3.13. Обеспечивает защиту и охрану прав обучающихся, особенно уделяя внимание “трудным” детям и детям, оставшимся без попечения родителей, активно сотрудничая с социальным педагогом.

3.14. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий, детей из неблагополучных семей.

3.15. Осуществляет профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору обучающимися дальнейшей профессии.

3.16. Организует и проводит родительские собрания периодичностью [значение] раз в четверть.

3.17. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

3.18. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

3.19. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

3.20. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

3.21. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

3.22. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

3.23. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

3.24. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

3.25. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

3.26. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

3.27. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

3.28. [Другие должностные обязанности].

4. Права

Классный руководитель имеет право:

4.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

– на сокращенную продолжительность рабочего времени;

– на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

– на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

– на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

– на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

– на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

– на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

– на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

– на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

4.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

4.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

4.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководства).

4.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

4.7. Присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе.

4.8. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном организационными документами общеобразовательной организации.

4.9. Поощрять обучающихся в порядке, установленном организационными документами общеобразовательной организации.

4.10. Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских организаций, инспекций по делам несовершеннолетних.

4.11. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

5. Ответственность

Классный руководитель несет ответственность:

5.1. За нарушение Устава общеобразовательной организации.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

5.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, – в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.5. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Согласовано:

[должность] [инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Источник: //prom-nadzor.ru/content/dolzhnostnaya-instrukciya-klassnogo-rukovoditelya

Правовой совет
Добавить комментарий