ФНС констатирует уменьшение количества выездных проверок в 2018 году

Выездная налоговая проверка – сроки, порядок проведения

ФНС констатирует уменьшение количества выездных проверок в 2018 году

Каков порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017–2018 годах

Как исчисляется срок проведения выездной налоговой проверки

Как проводится обжалование акта выездной налоговой проверки

Где взять план выездных налоговых проверок на 2018 год

Может ли выездная проверка проводиться по налогоплательщикам, не попавшим в план проверок

Каков порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017–2018 годах

Выездная налоговая проверка состоит из следующих этапов:

  1. Принятие руководителем ФНС решения о проведении выездной налоговой проверки.

Что представляет собой этот документ, можно узнать из публикации.

  1. Осуществление мероприятий по проверке соответствия ведения бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика нормам действующего законодательства.

Указанные действия сопровождаются:

  • запросом необходимой документации и пояснений, обосновывающих ту или иную хозяйственную операцию;

Подробности — в статьях:

При этом на практике ИФНС часто запрашивает документы, не относящиеся к предмету выездной налоговой проверки.

Как реагировать на такие запросы, вы узнаете из рекомендаций, содержащихся в материале «Для выездной проверки ИФНС требует расшифровку строк бухотчетности. Исполнять ли требование?».

  • привлечением свидетелей, специалистов (в том числе переводчиков);
  • осмотром помещений; при этом не исключены случаи, когда в ходе осмотра налоговики могут провести инвентаризацию;

Правильно организовать для ИФНС такую процедуру поможет наша статья «Проверяемый должен содействовать налоговикам при инвентаризации».

  • проведением экспертиз;
  • выемкой документов.
  1. Завершение процедуры сопровождается составлением справки, которая содержит предметное содержание выездной налоговой проверки, а также ее период.

Как исчисляется срок проведения выездной налоговой проверки

Период проведения выездной налоговой проверки, как правило, варьируется от 2 до 6 месяцев. Зависит это от следующих факторов:

  • принадлежит ли фирма к числу крупнейших налогоплательщиков;
  • имеются ли у нее обособленные подразделения;
  • нарушал ли налогоплательщик сроки представления запрошенной информации;
  • прочие факторы.

О них подробно рассказывается в этом материале.

Отметим, что выездная налоговая проверка может быть приостановлена на срок до 6 месяцев (или до 9 месяцев — в случае ожидания информации от иностранных органов в рамках международных контрактов).

Такое приостановление осуществляется посредством передачи проверяемому лицу соответствующего решения.

С момента «заморозки» выездной налоговой проверки ее срок перестает исчисляться и налоговики уже не вправе:

  • находиться у налогоплательщика;
  • запрашивать документы;
  • производить осмотр помещений;
  • осуществлять прочие мероприятия.

О том, какие это мероприятия, вы узнаете из публикации «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Обратите внимание: если налоговики выставили требование, после чего приостановили проверку, обязанность представления документов за налогоплательщиком сохраняется.

Об этом наша статья «Приостановление проверки не продлит срок на подачу истребованных документов».

Число таких «заморозок», согласно п. 9 ст. 89 НК РФ, может быть равно числу контрагентов проверяемого налогоплательщика. При этом сроки продолжают исчисляться после возобновления выездной налоговой проверки, что сопровождается принятием соответствующего решения.

Как проводится обжалование акта выездной налоговой проверки

О завершении выездной налоговой проверки свидетельствует составленная налоговиками справка. После ее оформления у инспекторов есть 2 месяца для составления и передачи акта (п. 1 ст. 100 НК РФ), в котором указывается:

  • дата;
  • реквизиты проверяемого лица;
  • Ф. И. О. проверяющих из ИФНС;
  • номер решения о проведении проверки;
  • документы, которые были представлены налогоплательщиком;
  • период проверки;
  • прочая важная информация.

Подробнее об этом речь идет в материале. Здесь же можно найти и образец акта.

После получения акта у налогоплательщика есть возможность для обжалования в течение месяца. Как это лучше сделать, подскажет наша статья «Возражения на акт выездной налоговой проверки — образец».

После рассмотрения возражений ИФНС в течение 10 дней (согласно п. 1 ст. 101 НК РФ этот срок может быть продлен на 1 месяц) принимает решение о привлечении или непривлечении к ответственности проверяемого лица.

Где взять план выездных налоговых проверок на 2018 год

План выездных налоговых проверок ежегодно размещается на сайте ФНС до 31 декабря года, предшествующего году проведения контрольных мероприятий. Поэтому, кому грозит в 2018 году выездная налоговая проверка, 2017 год уже показал.

С учетом п. 4 ст. 89 НК РФ в 2018 году налоговики могут провести выездную налоговую проверку в отношении  2015, 2016, 2017 годов. При этом арбитры допускают, что в ходе выездной налоговой проверки контролирующие органы вправе затребовать документы текущего года, т. е. помимо ранее указанных годов нужно быть готовыми представить документацию, относящуюся к 2018 году.

Подробности — в наших материалах:

Может ли выездная проверка проводиться по налогоплательщикам, не попавшим в план проверок

Действующее законодательство не содержит такого понятия, как внеплановая выездная налоговая проверка, хотя на практике такое случается.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации, когда ИФНС могут провести такую выездную налоговую проверку:

  • Ликвидация или реорганизация налогоплательщика. При этом период проверки также составляет 3 года, которые предшествуют году данного события.
  • Проведение повторной проверки, основаниями для которой является:
    • решение вышестоящего налогового органа — такая проверка проводится в целях контроля за деятельностью подведомственной ИФНС;
    • представленная уточненная декларация.

Об особенностях проверки в рамках подачи уточненки читайте в материале «При подаче уменьшающей уточненки возможна повторная выездная проверка периодов “старше 3 лет”».

  • При поступлении информации о нарушении налогоплательщиком действующего законодательства. При этом такие сведения могут быть получены от физлиц, организаций или правоохранительных органов.

Таким образом, выездные налоговые проверки в 2017–2018 годах могли и не попасть в план ФНС, но при наличии вышеуказанных обстоятельств они все же могут быть проведены.

Выездная налоговая проверка с учетом специфики ее проведения — это всегда трудоемкий и затяжной процесс. Чем характеризуется выездная налоговая проверка, каков порядок ее проведения и о прочих особенностях этого контрольного мероприятия, вы всегда можете узнать из публикаций нашей рубрики «Выездная налоговая проверка».

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/vyezdnaya_nalogovaya_proverka/

Налоговые проверки: как избежать в 2019 году

ФНС констатирует уменьшение количества выездных проверок в 2018 году

ФНС и учебный центр «Такском» организовали вебинар на тему «Новации налогового контроля», во время которого государственный советник РФ 2 класса Константин Новоселов разъяснил изменения в законодательстве с сентября 2018 года. Эксперт по налогам и сборам рассказал, какие фирмы не интересуют проверяющих из налоговой и как избежать выездной налоговой проверки в 2019 году.

Константин Новоселов, к.э.н., государственный советник Российской Федерации 2 класса, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансового университета при Правительстве РФ, аттестованный консультант по налогам и сборам.

О чем вы узнаете:

Какие фирмы не посещают налоговики

Количество выездных налоговых проверок в России стремительно сокращается. По словам Константина Новоселова, последние годы выбрана стратегия создания атмосферы с открытыми для налогоплательщиков критериями риска.

Новые технологии помогают ослабить давление на добросовестный бизнес.

Для сравнения: в 2010 году было 75 тысяч выездных проверок. Сейчас количество подобных проверок опустилось до 15 тысяч.

Скачать форму журнала учета проверок

Скачать форму заявления об ошибочной проверке

Скачать сроки сдачи отчетности в 2019 году

Скачать таблицу сроков уплаты налогов в 2019 году

Скачать бланк налоговой декларации по налогу на прибыль

Проверки крупных компаний

Налоговая использует рискориентированный подход ко всем крупнейшим налогоплательщикам. Проверки коснутся только того бизнеса, которому уже были сделаны замечания, и который не исправил ситуацию.

«По количеству получается, что проверки составляют только 0,2%, т.е. попадают лишь два налогоплательщика из 1000», – подчеркивает Константин Новоселов.

Проверки малых компаний

Внеплановые проверки малого бизнеса случаются и того реже. По словам эксперта, налоговые инспекторы не проверяют малый бизнес, а проверяют их декларации, отчетность, которая поступает из онлайн-касс.

Главное условие, помогающее избежать проверок для малого бизнеса, – отказ малых предприятий от применения налоговых схем.

«Мы озвучиваем риски, объясняем ошибки без организации выездной проверки. Если налогоплательщик исправляет ошибку, то при новом рискориентированном подходе вероятность выездной проверки мала», – заявляет эксперт.

Добровольное уточнение налоговых обязательств

ФНС поддерживает механизм уточнения налоговых обязательств. Суть его в том, что если налогоплательщик сам, до составления акта от проверяющих, подал уточненную налоговую декларацию, то он платит налог и пеню без штрафных санкций.

Налоговый разрыв по НДС – причина проверки налоговиков

В Налоговом кодексе термина «Налоговый разрыв» нет. Однако эксперт на нем заострил внимание. Современные технологии, электронный документооборот позволяют следить за расхождениями по суммам НДС в книгах покупок и продаж контрагентов.

То есть если одна компания заявила налоговый вычет, а при этом начисление налога по сделке фактически не происходило, получается налоговый разрыв.

Такое случается, если, например, упомянутая в декларации налогоплательщика компания не стоит на учете. Но более частый случай – если субъект предпринимательства в цепочке не является плательщиком НДС или предоставляет отчетность с нулевым НДС, тогда как другой плательщик указал сумму входящего налога.

Что делает налоговая, когда видит налоговую схему? Устанавливает круг лиц, которым интересны подобные схемы, а также анализирует все обстоятельства, налоговики беседуют с участниками цепочки. Важно, что разрыв НДС – это ошибка, которую можно добровольно исправить, без штрафов. Примерно треть предпринимателей идут на этот шаг.

Можно ли проверить обоснованность выездной налоговой проверки? К сожалению, нет. Кодексом не предусмотрено обоснование проверки.

Критерии налогового риска

Эксперт перечислил наиболее актуальные критерии налогового риска.

1. Показатель налоговой нагрузки. «Если мы оцениваем, что налоговая нагрузка небольшая для деятельности, то есть вероятность внимания налоговой. Если компания новая, то налоговикам понятно, почему могут быть убытки или налоговые вычеты.

Если же компания давно работает и налоговая нагрузка ниже, чем у аналогичных компаний в этом виде деятельности, сотрудники ФНС могут решить, что применяется схема ухода от налогов».

2.  Налоговые вычеты. Средний показатель налоговых вычетов – 89%. «Если отклонение – 90%, то никто компанию, конечно, в план проверок не включит». Но если у компании на протяжении нескольких периодов вычеты – 98%, есть убытки, то компанию берут «на карандаш». Налоговики будут искать в деятельности признаки применения налоговых схем.

3. Компания участвует в схеме с перекупщиками и ведет хозяйственную деятельность с высоким налоговым риском.

Эффективно вести документооборот и автоматизировать весь процесс управления финансами можно в программе Бизнес.Ру. В ней всегда актуальные бланки документов и отчетности, и всего в несколько кликов выполняются такие операции, как финансовые отчёты, платёжные поручения, приходы и расходы. Оценить возможности программы Бизнес.Ру можно бесплатно>>>

Какие критерии дополнительно надо исследовать налогоплательщику?

В первую очередь, надо самостоятельно уметь проверять контрагентов. Это полезно не только, чтобы «обелить» себя перед ФНС, но и из-за риска быть обманутым контрагентом.

В каких случаях может быть перед вами фирма-однодневка? Есть много факторов. Это репутация на рынке, наличие сайта, процедура подписания договора, соответствие данных ЕГРЮЛ фактическим данным.

Сейчас можно использовать информационные ресурсы, например получить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Можно посмотреть директора, обособленные подразделения. Эксперт рассказал, что бывали случаи, что компания представляется как филиал организации, но не стоит на налоговом учете.

Сейчас на ресурсе «Прозрачный бизнес» открыты данные компаний по параметрам: наличие среднесписочной численности, выручка и сумма уплаченных налогов (по 2017 год).

Изменения в правилах налогового контроля

Следующий блок разъяснений касался правил налогового контроля. Константин Новоселов подчеркнул, что «супергорячих» изменений нет. Основные разъяснения касались изменений 302 ФЗ, который вступил в силу с 3 сентября 2019 года.

Основные момент следующие:

  • сокращение срока камеральной проверки по НДС – не более двух месяцев, однако ее могут продлить до трех месяцев по решению руководителя, если это требуется;
  • при повторной выездной проверке вышестоящий налоговый орган осуществляет контроль за нижестоящим налоговым органом.

Например, налоговики могут организовать повторную проверку, если сумма налога в декларации указана меньше заявленной ранее. Предметом такой проверки должна быть не вся налоговая база, а только те показатели, из-за которых получилось уменьшение налога.

Эти же нормы касаются камеральной проверки. Если уменьшена сумма налога по сравнению с ранее заявленной, то налоговики могут запросить первичные документы, чтобы разобраться в ситуации с самого начала.

Копия протокола допроса

Также с 3 сентября вступили в силу изменения 90 статьи НК. Речь о копии протокола допроса, который может быть выдан налогоплательщику. Теперь исключены случаи возмущенных налогоплательщиков, которых не ознакомили с протоколом. Документ вручается, можно от него отказать под подпись.

Отсылка к документам, предоставляемым ранее

Бывают случаи, когда налогоплательщик уже предоставлял в ФНС документы, а новые проверяющие требуют тот же пакет. Изменения в кодексе дали налогоплательщикам возможность сообщить налоговикам об этом, чтобы разные специалисты ведомства связались между собой и документы передали.

Однако необходимо объяснить сотрудникам ФНС, когда и каким именно специалистам были направлены документы. Ведь есть шанс, что документы уже отправлены в архив.

Сроки предоставления информации налоговикам

Эксперт обратил внимание на увеличение срока предоставляемой информации вне рамок налоговой проверки – до 5 рабочих дней. При этом для камеральной проверки сроки не сдвинулись.

Еще 27 июня 2017 года ЕД-4-2/12216@ обращали внимание органов на судебную практику по поводу истребования документов, которая показывает, что если у налогоплательщика нет возможности подготовить документы в большом объеме, то он должен сообщить об этом налоговикам и обсудить ситуацию, чтобы срок продлили.

Кроме того, Константин Новоселов рекомендовал созвониться с инспекцией по поводу необходимости полного комплекта документов.

Автоматизировать ведение документооборота и управление финансами можно с помощью программы Бизнес.Ру. Она содержит актуальные бланки документов и отчетности, ускоряет выписку документов, исключает ошибки при заполнении и обеспечивает сохранность всех данных. Попробовать функционал программы Бизнес.Ру можно прямо сейчас>>>

Дополнительные мероприятия налогового контроля

На вебинаре подробно остановились на проблеме сроков дополнительных мероприятий налогового контроля.

Эксперт объяснил, что «допы» возникают не сразу. Сперва подготавливается справка. Потом в течение двух месяцев – акт. Налогоплательщику дан месяц на возражения. И 10 дней есть у налоговой – на анализ возражений.

Именно после этого могут быть назначены доп. мероприятия. Указывается срок и конкретные условия:

  • истребование документов (по ст. 93 и 93.1 НК);
  • допрос свидетеля;
  • экспертизы.

Проверка окончена с окончанием дополнительных мероприятий. Примечательно, что окончание доп. мероприятий не регулируется фиксацией в каком-либо документе.

Могут ли в доп. мероприятиях зафиксировать новые факты нарушений? Нет, все нарушения есть в акте. «Допы» просто помогают подтвердить или опровергнуть результаты, указанные в акте. То есть речь о сборе дополнительных доказательств, а не выявление новых нарушений. Это указано в Постановлении ВАС 30 июля 2013 года №57.

Перевод работников на самозанятость

Сейчас налоговики не начали штрафовать работодателей за перевод сотрудников на самозанятость, но уже следят за компаниями, которые с 1 января стали использовать эту схему.

Схема банальная: компании увольняют сотрудников, переводят на самозанятость. Однако эти сотрудники также ходят на работу, трудятся в том же объеме на работодателя.

Это нарушение. К тому же закон запрещает самозанятым работать на бывшего работодателя в течение двух лет после увольнения. Причем у налоговиков будут претензии к работодателю, а не к самозанятому, которого, вероятно, вынудили уволиться.

Такая «маскировка» неприемлема, подчеркивает Константин Новоселов.

Источник: https://www.business.ru/article/1785-kak-izbejat-vyezdnoy-nalogovoy-proverki-i-novatsii-nalogovogo-kontrolya-razyasneniya-fns

Налоговый контроль в цифрах и перспективах 2018 года, а так же 2019 г

ФНС констатирует уменьшение количества выездных проверок в 2018 году

Сложно представить владельца бизнеса, который мечтал бы о визите налогового инспектора на его предприятие. Как известно, практически любая проверка заканчивается доначислением налогов, штрафов и пени, ведь инспектор, вернувшийся после выездной налоговой проверки (ВНП) без «улова» в виде букета нарушений, рискует вызвать гнев руководства на свою голову.

Поэтому любое, даже самое минимальное и формальное нарушение будет выявлено, задокументировано и предъявлено к оплате налогоплательщику.

О том, как налоговики готовятся к выбору компании, которую они будут  проверять читайте в статье налогового адвоката Тылика П.Ю. «Как налоговики готовятся к проверке» ,  а так же о том, «А должна ли ИФНС предупреждать о проверке? «

Ропот бизнесменов, окончательно измотанных постоянными посещениями инспекторов контрольных органов, был услышан главой государства, который 15 августа 2017 г. утвердил ряд поручений о мерах по снижению административной нагрузки на предпринимателей в России.

В частности, было предложено:

  • сократить объем внеплановых выездов таким образом, чтобы их количество не превышало 30% от числа плановых;
  • сократить сроки их проведения до 10 дней и ограничить предмет исключительно теми фактами, которые послужили для нее основанием;
  • исключить возможность действий следственных органов, при которых приостанавливается деятельность предприятий.

Кроме того, уже с начала 2016 г. в нашей стране действует запрет на плановые проверки объектов малого бизнеса, срок окончания истекает в конце 2018 г., однако в настоящее время рассматривается вопрос о его продлении до 2022 г. Соответствующее поручение дано Министерству экономического развития.

Налоговый контроль в цифрах

Согласно отчета ФНС РФ, в результате проводимого в стране направления на сокращение числа контрольных мероприятий, за 2017 год количество выездных проверок снизилось на 22,6%.

Доначислено налогов по результатам ВНП на 12% меньше, чем в 2016 году, однако при этом эффективность каждой выросла на 14,8%.

Такой противоречивый результат стал возможен в связи с тем, что доля малоэффективных выездов с доначислениями до 2 млн снизилась на 18,6%.

Количество рассмотренных в досудебном порядке материалов по ВНП за 2017 год снизилось на 10,5%, а из общего числа жалоб было удовлетворено в досудебном порядке 34,7% (размер удовлетворенных требований при этом составил лишь 16,2%), что свидетельствует о вполне реальной возможности доказать свою правоту по спорам с небольшими суммами во внесудебном порядке.

В два раза (до 56,1 млрд) вырос уровень поступлений в бюджет в результате аналитической работы, проводимой без назначения проверочных мероприятий. В целом, по результатам работы Федеральной налоговой службы за 2017 год, в бюджет дополнительно поступило 279,2 млрд, что на 16,2% больше, чем в 2016 году.

Рост уровня взыскания составил 61,4% от уровня предыдущего года.
Одновременно следует отметить, что значительно вырос уровень взыскания налогов в судебных органах.

Хотя общее число судебных дел упало на 9%, однако судами удовлетворено 80% исковых требований против налогоплательщиков (на 191,5 млрд из 238,6 млрд заявленных требований).

Это означает, что предпринимателям по-прежнему редко удается отбить заявленные претензии.

Статистика Верховного суда о спорах по налоговому контролю

В то же время, в соответствии с отчетом Верховного суда РФ, за 2017 г. арбитражными судами было рассмотрено 32850 дел о взыскании обязательных платежей и санкций. Объем заявленных требований составлял 17,2 млрд. Из них было удовлетворено лишь 9762 иска, на общую сумму 9,9 млрд.

Тем самым, по отчетам судебного органа, было удовлетворено только 29,7% от общего числа инициированных налоговиками дел на 57,4% от заявленных требований, что несколько не соотносится с представленными ФНС сведениями и свидетельствует о противоположной тенденции – преимущественном выигрыше споров у налоговиков.

Также можно отметить, что в 2017 году судебными органами было рассмотрено:

  • 11994 дела об оспаривании ненормативных правовых актов и действий (бездействия) должностных лиц на сумму 3,7 млрд. Из них было удовлетворено 5057 заявлений (42,2%) на сумму 177,8 млн. (4,8%). Это может свидетельствовать как о том, что суды предпочитают удовлетворять требования по мелким спорам и критически относятся к доводам заявителей по крупным делам, так и о том, что налоговики злоупотребляют безосновательным составлением актов по мелким нарушениям, но стараются правильно оформлять крупные нарушения.
  • 423 дела о возврате из бюджета средств, излишне взысканных либо излишне уплаченных налогоплательщиками на сумму 1,7 млрд. Из них было удовлетворено 144 заявления (34%) на сумму 276,6 млн. (16,1%), что демонстрирует аналогичную тенденцию.
  • 70 дел о возмещении убытков, причиненных незаконными решениями инспекций ФНС или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц на сумму 56,4 млн. Из них было удовлетворено 20 заявлений (28,6%) на сумму 950 тыс. (1,7%).

Как видно из судебной статистики, предпринимателя предпочитают оспаривать действия и решения ФНС в суде. В официальном сервисе «Решения по жалобам» за 2017 год опубликовано лишь 20 решений, принятых Центральным аппаратом ФНС РФ по жалобам юридических лиц и предпринимателей.

Количество решений за 2018 год вполне сопоставимо с предыдущим и составляет лишь 7 решений, что, вероятно, свидетельствует о низком доверии к вероятности успешного разрешения конфликта без участия суда.

Прогноз по выездным проверкам и судебным спорам на 2018 год и 2019 год

На 2018 г. ФНС РФ прогнозирует дальнейшее сокращение числа ВНП до 4,1 тыс. Для справки, в 2016 г. их число составляло 7,0 тыс., а в 2017 г. – 5,6 тыс. Таким образом, прогнозируемое сокращение составит 41,4% по сравнению с 2016 г. и 26,8% по сравнению с 2017 г.

Одновременно прогнозируемый рост средних доначислений на 2018 г. оценивается в 19,8 млн. По сравнению с 2016 г., когда данный показатель составлял 14,9 млн, их ожидаемый рост составляет 32,9%, т.е. более чем на треть. В 2017 году средний размер дополнительно начисленных платежей равнялся 17,1 млн (прогнозируемый рост 15,8%).

Верховный суд России пока не опубликовал статистику рассмотрения дел за первое полугодие 2018 г., однако при поиске в картотеке арбитражных дел по слову «ФНС», за этот период обнаруживается 1991 процесс, в котором в качестве истца фигурируют органы ФНС России, против 1428 процессов за аналогичный период 2016 г., что свидетельствует об активизации судебной работы против налогоплательщиков.

Количество процессов, в которых они выступают в качестве ответчиков, составляет 902 дела за 6 месяцев 2018 г. против 746 дел в 2017 г., что подтверждает данный довод. Конечно, данная статистика весьма приблизительна, однако позволяет составить общее впечатление о тенденции роста судебных споров.

К чему готовиться малому бизнесу в 2018 году

Исходя из общих тенденций налогового контроля в 2018 г., изложенных выше, российскому малому бизнесу в 2018 г.

следует готовиться к дальнейшему формальному снижению числа ВНП, с одновременным повышением их «качества».

То есть, если уж компания попала под микроскоп инспектора, то следует готовиться к максимальным доначислениям и штрафам, поскольку выполнение плана инспектором никто не отменял.

Следует помнить, что в 2018 году все еще действует мораторий на плановые проверки «малышей» (за исключением образовательной, медицинской и социальной отраслей народного хозяйства, а также предприятий теплоснабжения, энергосбережения и электроэнергетики, а также лиц, привлеченных к административной ответственности за грубые нарушения), поэтому чтобы попасть под внеплановую выездную проверку, нужно очень сильно «постараться».

Однако, налоговики в настоящее время собирают и копят информацию по всем участникам рынка и ее использование по окончании моратория представляется весьма вероятным.

Расширяется система управления рисками, вводится единый механизм таможенного и налогового администрирования, с использованием которого можно свободно отслеживать движение ввезенного в страну товара от границы и до покупателя. Предпринимаются и попытки автоматизировать типичные схемы уклонения от налогов путем анализа связей между контрагентами и движения между ними финансовых потоков.

Возможно, что все эти новшества заработают уже в 2018 году.

Контроль за кассовыми операциями в режиме онлайн

С 1 июля 2018 года введен второй этап обязательной замены контрольно-кассовой техники на онлайн-кассы, предусматривающие прямую передачу информации о сделках в ИФНС. В основном, он затрагивает представителей малого бизнеса по направлениям организации общественного питания и торговли, имеющих наемных работников.

Крупный и средний бизнес уже прошел этап внедрения такой техники, а с 1 июля 2019 г. прямой обмен информацией затронет уже всех предпринимателей в сфере оказания услуг и торговли. В результате, существенно упростится изучение кассовых операций со стороны налоговиков.

Риск-ориентированный подход

С 2015 года продолжает наполняться единая Федеральная база всех операций, облагаемых НДС, используемая в системе контроля за уплатой НДС АСК «НДС-2».

Всеобъемлющий контроль облагаемых НДС операций существенно облегчает проведение по ним проверочных мероприятий. Фактически в постоянном автоматическом режиме АСК «НДС-2», без участия человека, обеспечивает выявление основных нарушений в сфере НДС.

К примеру, в автоматизированном режиме в настоящее время проверяются практически любые несоответствия между поданными контрагентами декларациями по НДС, а также выявляется сам факт неисполнения обязанности по сдаче декларации или неверное ее заполнение.

Затем была разработана система управления рисками – СУР АСК «НДС-2», которая на основании накопленной информации разделяет налогоплательщиков по группам риска:

При этом следует понимать, что с визитом придут не к тем, кто относится к группе высокого риска, а к тем, кто может являться выгодоприобретателем от неуплаты НДС. То есть, если компания, относящаяся к группе низкого риска, приобретет товар у компании из группы высокого риска, то с большой вероятностью изучать будут именно первую организацию.

В дальнейшем полученный опыт автоматизации НДС будет распространяться и на другие виды налогов, а накопленные при анализе деклараций данные могут быть использованы в любой момент.

Онлайн оценка степени риска выездной проверки

Как сообщает ФНС, уже в 2018 году на ее портале можно будет в режиме онлайн оценить вероятность ВНП в компании.
По мнению налоговиков, такую вероятность суммарно повышают следующие обстоятельства:

  1. Отражение в отчетности за несколько лет убытков.
  2. Высокие налоговые риски.
  3. Превышение скорости роста расходов над ростом доходов.
  4. Низкие заработные платы в компании.
  5. Приближения к предельным суммам, при которых компания может утратить право на применение специальных режимов налогообложения.
  6. Расходы примерно равны доходам.
  7. Уплата налогов в объеме ниже среднего. К среднему налоговые органы относят значение 3,4% от оборота.
  8. Неоднократные смены места нахождения организации.
  9. Получение крупных налоговых вычетов.
  10. Низкий уровень рентабельности компании (среднеотраслевое значение — 9,8%).
  11. Заключение договоров с посредниками при возможности заключения прямых договоров.
  12. Отказ предоставить пояснения или документы по запросу налоговиков.

Предположительно, сервис будет называться «Климат-контроль» и его степень полезности для налогоплательщиков сложно переоценить.

Таким образом, основные тенденции изменения системы проверок бизнеса в 2018 году предусматривают упрощение работы по контролю за налогоплательщиками за счет расширения применения автоматизации процесса и определения групп лиц, подлежащих изучению.

Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/nalogovyj-kontrol-v-cifrax-i-perspektivax-2018-goda-a-tak-zhe-2019-g/

Выездные налоговые проверки в 2018 году

ФНС констатирует уменьшение количества выездных проверок в 2018 году

Юрист компании «Туров и партнеры» Денис Морозов объясняет, какие изменения претерпели налоговые проверки в этом году, на какие особенности должны обращать внимание предприниматели и как лучше всего подготовиться к выездной проверке.

19 августа 2017 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, согласно которым введена ст. 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

В 2018 году налоговые органы в полной мере используют эту статью при проведении мероприятий налогового контроля.

Основной причиной доначислений является невозможность налогоплательщика доказать проявление должной осмотрительности при выборе контрагентов.

Налогоплательщикам запрещено уменьшать налогооблагаемую базу и принимать вычеты при наличии одного из следующих оснований:

  1. Искажены сведения о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
  2. Основной целью совершения сделки являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
  3. Обязательство по сделке исполнено не лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком. Исключением является, передача обязательств по исполнению сделки иному лицу по закону или договору.

Обстоятельства, которые не могут сами по себе служить основанием для предъявления налоговых претензий (п. 3 ст. 54.1 НК РФ):

1) первичные учетные документы подписаны неустановленным или неуполномоченным лицом;

2) контрагент нарушил налоговое законодательство;

3) налогоплательщик мог получить тот же результат экономической деятельности при совершении иных сделок (операций).

Положения п. 2 ст. 54.1 Кодекса не предусматривают для налогоплательщиков негативных последствий за неправомерные действия контрагентов второго, третьего и последующих звеньев.

Налоговые претензии возможны только при доказывании налоговым органом факта нереальности исполнения сделки (операции) контрагентом и несоблюдении налогоплательщиком установленных п. 2 ст. 54.1 Кодекса условий (Письмо ФНС РФ от 16.08.2017 N СА-4-7/16152@).

Обязанность проверять контрагента в законе не установлена. Тем не менее, с учетом ст. 54.1 НК РФ и рекомендаций по применению положений ст. 54.1 НК РФ (Письмо ФНС РФ от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@) проявление должной осмотрительности важно для доказательства добросовестности налогоплательщика и контрагента.

В целях самостоятельной оценки рисков при выборе контрагентов налогоплательщики могут использовать общедоступные критерии оценки рисков, отраженные в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

На что обращает внимание налоговая

  1. Отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров.
  2. Отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность.
  3. Отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность.
  4. Отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей.
  5. Отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, интернет-сайты и т.д.

    ) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам.

  6. Отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Какие документы и какую информацию затребует налоговая служба относительно действий налогоплательщика при осуществлении выбора контрагента

  1. документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбора контрагента;
  2. источник информации о контрагенте (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о ранее выполняемых работах контрагента);
  3. результаты мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов;
  4. документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (закрепленный порядок контроля за отбором и оценкой рисков, порядок проведения тендера и др.);
  5. деловую переписку с контрагентом.

8 изменений в налоговом администрировании 2017 года

Годом ранее произошло много других изменений, о которых рассказывал на вебинаре «Выездные налоговые проверки в 2017 году» аудитор и налоговый адвокат Александр Матиташвили. 

1. Уплатить налоги и сборы за компанию праве третьи лица (поправки в п. 1 ст. 45 НК РФ)

Такое правило действует с 30 ноября 2016 года. Также с 1 января 2017 года третьи лица могут уплатить за компанию страховые взносы.  

В настоящее время в п. 1 ст. 45 НК РФ сказано, что уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом, но это лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы уплаченного налога за налогоплательщика.

2. С 1 января 2017 года процесс взыскания налогов с поручителей для налоговиков упростился (поправки в п. 3 ст. 74 НК РФ)

Теперь инспекторы вправе взыскать неуплаченный налог с поручителей во внесудебном порядке. В 2016 году такое взыскание налоговый орган мог произвести только с привлечением судов.  

3. С 1 октября 2017 года сумма пени за просрочку по налогу будет зависеть от периода просрочки (поправки в п. 4 ст. 75 НК РФ)

Организация, которая опоздала с уплатой налога более чем на 30 дней, должна будет заплатить пени исходя из расчета 1/150 ставки рефинансирования. За период просрочки до 30 дней включительно пени рассчитываются исходя из старой ставки — 1/300 ставки рефинансирования.

До 1 октября 2017 года при расчете пени количество дней просрочки роли не играет.

4. С 1 января 2017 года компания, не подав пояснения в инспекцию, рискует получить штраф по ст. 129.1 НК РФ

Размер штрафа составляет 5 000 руб. Если в течение календарного года допускается повторное нарушение, то штраф увеличивается до 20 000 руб.

Инспекторы вправе запросить у компании пояснение в трех случаях (п. 3 ст. 88 НК РФ): 1) если компания заявляет в декларации убыток; 2) если организация показывает в уточненной декларации налог к уменьшению; 3) если инспекторы находят в декларации ошибки и противоречия.

5. Налоговики получили полный доступ к информации о движении денежных средств не только проверяемого налогоплательщика, но и всех его контрагентов

Благодаря Федеральному закону от 03.07.

2016 № 240-ФЗ инспекторы имеют право запрашивать в банках справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) иностранных организаций, реорганизованных или ликвидированных организаций, которые являются контрагентами тех лиц, в отношении которых проводится налоговая проверка либо у которых истребуются документы.

6. Со 2 июня 2016 года организации получили возможность направить жалобу в вышестоящий налоговый орган, в управление ФНС по региону, через интернет

Согласно Федеральному закону от 01.05.2016 № 130-ФЗ организация вправе направить как простую жалобу, так и апелляционную жалобу. 

7. Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ дает право налогоплательщикам лично участвовать в рассмотрении апелляционной жалобы

Такое правило касается не всех решений по выездным налоговым проверкам и применяется в двух случаях: когда при рассмотрении апелляционной жалобы выявлены противоречия в сведениях, которые содержатся в материалах налоговиков, и если информация, представленная компанией, не соответствует тем данным, которые есть у налоговой инспекции.

8. Начали действовать более строгие правила для компаний, обязанных представлять налоговые декларации по телекоммуникационным каналам связи

Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ устанавливает срок, в течение которого налогоплательщики обязаны организовать электронный документооборот с инспекцией, — не более 10 дней со дня возникновения обязанности по сдаче налоговой отчетности в электронном виде.

За эти 10 дней налогоплательщику надо успеть: заключить договор с оператором электронного документооборота; получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи; если за онлайн-взаимодействие налогоплательщика с налоговой инспекцией отвечает уполномоченный представитель организации, представить в инспекцию документ, подтверждающий полномочия этого представителя. Если за 10 дней налогоплательщик не успевает выполнить все требования, налоговики могут заблокировать его расчетный счет.

Дополнительные мероприятия налогового контроля в рамках выездных налоговых проверок

Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ со 2 июня 2016 года разрешил налогоплательщикам подавать возражения по результатам дополнительного контроля.

Благодаря этому закону в Налоговом кодексе теперь четко прописано, что, если налогоплательщик пишет заявление о том, что хочет ознакомиться с материалами дополнительного контроля, то налоговая инспекция в двухдневный срок должна обеспечить ему такую возможность.   

В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения фактов совершения налоговых правонарушений либо руководитель налоговой инспекции, либо заместитель руководителя вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о назначении дополнительных мероприятий указываются:

  • обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения дополнительных мероприятий;
  • конкретный срок;
  • форма проведения дополнительных мероприятий.

В качестве дополнительных мероприятий производится истребование документов, допрашиваются свидетели, заказывается проведение экспертизы.

Форма решения о проведении дополнительных мероприятий утверждена Приказом ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Один экземпляр решения передается налогоплательщику, второй остается у налоговой.

В Письме Минфина РФ от 06.11.

2009 № 03-02-08/82 уточняется, что налоговые органы обязаны обеспечить в установленном порядке участие налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов налогового контроля, включая материалы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. В настоящее время срок для ознакомления налогоплательщика с материалами — не позднее 10 дней с момента завершения дополнительных мероприятий.

Что касается результатов дополнительного контроля, то в Налоговом кодексе ничего не говорится о необходимости налоговиков оформлять какой-либо документ по результатам такого контроля.

Хотя суды считают, что инспекция должна оформить письменный документ (акт или справку), в котором бы излагалось, какие процедуры проводились в ходе дополнительного контроля, какие документы были составлены, как документы, добытые в ходе дополнительного контроля, влияют на выводы, которые будут в решении по итогам налоговой проверки (Пост. ФАС УО от 03.09.2008 № Ф09-6220/08-С3; Пост. ФАС СКО от 09.02.2010 № А53-12505/2009).

Если налогоплательщик не согласен с актом, он может представить письменные возражения.

Отсутствие письменных возражений не лишает налогоплательщика права давать устные пояснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки, а также представлять документы, опровергающие выводы налоговиков, изложенные в акте налоговой проверки. Инспекция может принять решение о проведении дополнительных мероприятий.

Когда налогоплательщика знакомят с документами, добытыми в ходе дополнительных мероприятий, налоговики составляют протокол ознакомления налогоплательщика с результатами дополнительного контроля (Письмо ФНС РФ от 07.08.2013 N СА-4-9/14460@).

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.

2011 № 15726/10 говорится, что, если в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля налоговая инспекция обнаруживает какие-то существенные подтверждения своих выводов о нарушениях налогового законодательства, то налогоплательщику обязательно нужно дать время на ознакомление с результатами дополнительного контроля и на подготовку возражений. Если же в ходе дополнительных мероприятий инспекция не нашла существенных аргументов, то тогда решение выносится без обсуждений и возражений.  

В рамках дополнительных мероприятий налогового контроля налоговая инспекция не вправе выявлять новые нарушения и записывать в решения новые основания для доначисления налогов (Пост. ФАС МО от 14.05.2010 № КА-А40/3565-10). Она может только перепроверять ранее выявленные нарушения и находить новые аргументы для уже найденных нарушений, описанных в акте.

Количество мероприятий, которые может провести инспекция в рамках дополнительного контроля, не ограничено, главное — уложиться в срок, который отведен для дополнительных мероприятий (Письмо Минфина от 15.07.2016 № 03-02-07/1/41426).

Источник: https://kontur.ru/articles/4752

Правовой совет
Добавить комментарий