Какие сведения составляют служебную тайну?

Ответственность, предусмотренная за разглашение служебной тайны

Какие сведения составляют служебную тайну?

Некоторые сведения считаются конфиденциальными и доступны узкому кругу лиц. К ним могут получить доступ только уполномоченные органы, если это не будет противоречить закону.

Ответственность за разглашение служебной тайны накладывается на того человека, который нарушил закон.

В лучшем случае гражданин сможет отделаться выговором или замечанием, однако может наступить даже уголовная ответственность.

Что является служебной тайной

Служебная тайна – это сведения, доступ к которым ограничен властью, служебными лицами и законодательством. Если гражданин в силу своей должности и обязанностей имеет доступ к подобной информации, он обязан ее не разглашать. Исключением является ситуация, когда запрос к конфиденциальным сведениям поступает от уполномоченного органа.

Чтобы было понятнее, мы рассмотрим примеры служебной тайны:

  1. Налоговая тайна. К ней можно отнести все сведения о налогоплательщиках, которые были получены ФНС. Если гражданин является предпринимателем, то этот факт тоже является конфиденциальным. Вся информация, поступающая в государственные органы, тщательно охраняется с использованием особых технологий защиты. Поэтому доступ к данным имеют только должностные лица.
  2. Секретная информация ЗАГСа. Сведения, поступающие в данный орган, тоже не должны разглашаться. Их может запросить только ограниченный круг лиц. Нельзя любому желающему озвучивать данные о рождении и усыновлении ребенка, смене имени, отчества или фамилии (и о причинах подобного решения), а также данные о вступлении в брак и разводе. Запросить эти данные могут только сами люди, к которым они относятся, а также суд, прокуратура, органы следствия и дознания.
  3. Данные об организации. Не допускается разглашение следующих данных: опыт работников и начальства, наличие судимости у людей, умения и навыки, особенности производства, методы обучения сотрудников, депозиты, сделки компании, охранные системы. Подобные сведения, попав в недобросовестные руки, могут подпортить репутацию фирмы, нанести ей серьезный ущерб или даже обанкротить организацию.

Неразглашение личных профессиональных сведений, а также другой вышеописанной информации требуется для защиты интересов физических и юридических лиц. Работник, имеющий доступ к служебной тайне, в случае незаконного распространения информации будет наказан.

Договор о неразглашении

Для сохранности конфиденциальных сведений сотрудники подписывают договор о неразглашении. Подобный документ составляется для каждого работника, который имеет доступ к служебной тайне. Необходимость в этом может быть у сотрудников правоохранительных органов, ФНС, кредитных компаний и т.д.

Важно! Доступ к служебной тайне может быть только у государственных служащих. В их обязанности входит обеспечивать сохранность сведений.

Обнародование секретных данных может привести к негативным последствиям, как для физического лица, так и для организации. Если человек подпишет соглашение о неразглашении, то при нарушении договора наступит ответственность. Если человек не хочет ставить подпись на данном документе, тогда он не может быть допущен к секретным данным.

Наиболее часто соглашение составляется как приложение к трудовому договору. Конкретного образца нет, но бумага должна содержать следующие пункты:

  1. Вводная часть (название бумаги, место составления, цель).
  2. Предмет соглашения.
  3. Обязательства обеих сторон.
  4. Общие положения.
  5. Ответственность (какие последствия наступят при нарушении конфиденциальности).
  6. Подписи сторон.

Перед подписанием рекомендуется ознакомиться со всеми пунктами. От работника потребуется строго соблюдать все условия договора, если не хочется негативных последствий за нарушение предписаний.

Как доказать разглашение сведений

Недостаточно обвинить человека в совершенном нарушении. Потребуется также доказать тот факт, что сотрудник разгласил служебную тайну. Даже для дисциплинарного взыскания понадобится подтвердить, что работник действительно виновен.

Сначала потребуется доказать, что секретные сведения были, и конкретное лицо имело к ним доступ. Делается это с помощью документов, допустим, приказа о защите данных, договора о неразглашении. После этого нужно определить условия обнародования информации, способ, причины и другие обстоятельства.

Следует собрать все доказательства, которые относятся к делу. Они потребуются для того, чтобы призвать нарушителя к ответу за свои действия.

Какая ответственность предусмотрена

Разглашение служебной, профессиональной и коммерческой тайны – наказуемое деяние. В лучшем случае к человеку применят дисциплинарное взыскание, если рассекречивание случилось по неосторожности. Сотрудник может получить выговор, замечание, но также его могут уволить.

Административная ответственность наступит для должностных лиц, которые намеренно допустили утечку данных о юридическом лице. При этом данный поступок привел к снижению стоимости ценных бумаг и падению активов. Наказание будет по статье 15.21 КоАП – человека оштрафуют на сумму до 50 000 рублей.

Уголовная ответственность наступит в следующих ситуациях:

  1. Разглашена тайна усыновления – штраф до 80 000 рублей, арест до 120 дней.
  2. Обнародованы данные о мерах безопасности для участников уголовного действа – штраф до 200 000 рублей, заключение до 4 месяцев.
  3. Передача сведений, относящихся к безопасности работника правоохранительных органов, – штраф до 200 000 рублей, лишение свободы до 120 дней.

Каждая ситуация будет рассматриваться отдельно. Однако нарушитель, как в Украине, так и в России, будет наказан.

Когда наказания не будет

Человек не будет привлечен к ответственности в той ситуации, если он случайно (по ошибке) узнал секретные сведения. То есть, он не имел к ним доступ благодаря своей должности и не подписывал договор о неразглашении. Человека не накажут, если он обсудил с кем-то конфиденциальную информацию. Ведь он не желал причинить вред и не обязался хранить данные.

Ответственность, предусмотренная за разглашение служебной тайны Ссылка на основную публикацию

Источник: https://ypravo.com/razglashenie/sluzhebnoj-tajny-otvetstvennost.html

Сведения, составляющие служебную тайну (служебная тайна)

Какие сведения составляют служебную тайну?

Орган государственной власти вправе относить к служебной тайне сведения, полученные им в процессе управленческой деятельности, если их распространение может воспрепятствовать либо иным образом отрицательно сказаться на реализации полномочий, предоставленных ему.

К сведениям, которые органы государственной власти и их организации обязаны защищать в режиме служебной тайны, относятся поступившие от физических и юридических лиц, других органов государственной власти и организаций сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с ФЗ, при наличии на документах, содержащих эти сведения или сопроводительных документах, соответствующих пометок, указывающих на их конфиденциальный характер.

8. Коммерческая и профессиональная тайна.

коммерческая тайна — конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства)– это сведения любого характера: производственные, технические, экономические, организационные о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введён режим коммерческой тайны.

Профессиональная тайна — сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и т.д.);

К профессиональной тайне относится: врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.

Врачебная тайна — сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении.

Нотариальная тайна — нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения.

Адвокатская тайна — любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.

Тайна завещания — нотариус, другое удостоверяющее завещание лицо, переводчик, исполнитель завещания; свидетели, гражданин, подписавший завещание вместо завещателя не вправе до открытия наследства разглашать сведения, касающиеся содержания завещания, его совершения изменения или отмены.

Тайна усыновления ребёнка. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребёнка или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица иным образом осведомлённые об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребёнка.

9. Персональные данные: понятие, содержание, особенности правового регулирования.

Персональные данные — сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частой жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленном федеральными законами случаях;

Субъект персональных данных (субъект) — человек, к которому относятся соответствующие персональные данные;

Держатель (обладатель) массива персональных данных (держатель (обладатель) — федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также юридические лица, определяемые Правительством РФ, осуществляющие работу с массивами персональных данных на законных основаниях;

Получатель персональных данных (получатель) — юридическое лицо, орган государственной власти или местного самоуправления, которому раскрываются (передаются массивы) персональные данные.

Обработка персональных данных – это любое действие (операция) или совокупность действий, совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, хранение, запись, систематизацию, накопление, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям настоящего Федерального закона, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи.

Права субъекта персональных данных:

« вправе требовать от оператора уточнить персональные данные;

« блокирование или уничтожение данных в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки;

« вправе принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

Обязанности оператора персональных данных:

« принимать необходимые правовые меры или обеспечить их принятие для защиты персональных данных;

« предоставить возможность ознакомиться с этими данными при обращении субъекта;

« в течение 7 раб.дней обязан внести изменения в случае их неточности, неполноты или неактуальности данных;

« блокировать неправомерно обрабатываемые персональные данные.

10. Понятие и виды информации ограниченного доступа.

Информацией ограниченного доступа является информация представляющая ценность для ее владельца, доступ к которой ограничивается на законном основании.

11. Обеспечение доступа к информации о деятельности органов власти в России.

Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления — информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее — подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. Также к данной информации относятся законы и иные НПА, устанавливающие их структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности. (ФЗ от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов МСУ»).

Основные требования при обеспечении доступа к информации о деятельности органов власти:

« достоверность предоставляемой информации;

« соблюдение сроков и порядка предоставления информации;

« изъятие из предоставляемой информации о деятельности органов власти сведений, относящихся к информации ограниченного доступа;

« создание организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации, а также создание информационных систем для обслуживания пользователей информацией;

« учёт расходов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности органов, при планировании бюджетного финансирования указанных органов.

Способы обеспечения доступа к информации о деятельности органов власти:

« обнародование информации в СМИ;

« размещение информации о своей деятельности в сети «Интернет»;

« размещение информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых органами и в иных отведённых для этих целей местах;

« ознакомление пользователей с информацией в помещениях, занимаемых органами, а также через библиотечные и архивные фонды;

« присутствие граждан, юр.лиц, общ.организаций, орг.власти на заседаниях орг.власти;

« предоставление пользователям информацией по их запросу информации о детятельности органов;

« другими способами предусмотренными законом и (или) НПА.

Форма предоставления информации и деятельности органов власти:

« в устной форме;

« в виде документированной информации;

« в виде электронного документа.

12. Распространение массовой информации.

Порядок распространения

Распространение продукции средства массовой информации считается коммерческим, если за нее взимается плата. Продукция, предназначенная для некоммерческого распространения, должна иметь пометку Бесплатно и не может быть предметом коммерческого распространения.

Розничная продажа, в том числе с рук, тиража периодических печатных изданий не подлежит ограничениям, за исключением предусмотренных настоящим Законом.

Розничная продажа тиража периодических печатных изданий в местах, не являющихся общедоступными, — помещениях и иных объектах, в отношении которых собственником или лицом, уполномоченным управлять его имуществом, установлен особый режим пользования, — допускается не иначе как с согласия указанных лиц.

В случае нарушения редакцией, издателем или распространителем имущественных либо личных неимущественных прав авторов и в иных случаях, предусмотренных законом, распространение продукции средства массовой информации может быть прекращено по решению суда.

Выход в свет (в эфир)

Распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир).

Выходные данные

Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения:

  • наименование (название) издания; учредитель (соучредители);
  • фамилия, инициалы главного редактора;
  • порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет — также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое);
  • индекс — для изданий, распространяемых через предприятия связи;
  • тираж;
  • цена, либо пометка Свободная цена, либо пометка Бесплатно;
  • адреса редакции, издателя, типографии.

Вещание телеканала, радиоканала должно сопровождаться объявлением (не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании) наименования (названия) телеканала или радиоканала. Каждый выход в эфир телепрограммы, радиопрограммы должен сопровождаться объявлением наименования (названия) телепрограммы или радиопрограммы.

Сообщения и материалы информационного агентства должны сопровождаться его наименованием (названием).

Зарегистрированное средство массовой информации обязано указывать в выходных данных зарегистрировавший его орган и регистрационный номер.

Тираж

Тираж периодического печатного издания, аудио-, видео-, кинохроникальной программы определяется главным редактором по согласованию с издателем.

Изъятие, а равно уничтожение тиража или его части допускается не иначе как по вступившему в силу решению суда.

Лицензия на вещание

Телевизионное вещание, радиовещание (далее также — вещание) осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее — лицензирующий орган). Получение лицензии на вещание не требуется в случае, если распространение телеканала или радиоканала осуществляется в неизменном виде по договору с вещателем, имеющим лицензию на вещание телеканала, радиоканала.

13. Отношения СМИ с гражданами.

:

Источник: http://csaa.ru/svedenija-sostavljajushhie-sluzhebnuju-tajnu/

Нормативная база для работы с конфиденциальными документами

Какие сведения составляют служебную тайну?

Конфиденциальность информации – понятие объемное. Оно охватывает разные отрасли экономики и сферы общественной жизни, для каждой из которых есть свои особенности правового регулирования.

Предлагаем вашему вниманию обзор российского законодательства, который поможет разобраться в том, какие данные следует отнести к конфиденциальной информации и какие законы определяют сохранность конфиденциальности.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г.

№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации), в широком понимании информация подразделяется на общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа. В зависимости от порядка ее предоставления или распространения она подразделяется на:

●   информацию, СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕ распространяемую;

●   информацию, предоставляемую РїРѕ соглашению лиц, участвующих РІ соответствующих отношениях;

●   информацию, которая РІ соответствии СЃ федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

●   информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации ограничивается или запрещается.

Говоря о нормативном регулировании работы с информацией ограниченного доступа, важно помнить, что ограничения на доступ к такой информации устанавливаются только федеральными законами (ст. 5, п. 2 Закона об информации). Законодательно установлено, что информация ограниченного доступа может составлять государственную тайну или относиться к конфиденциальной информации.

Законодательство РФ в области государственной тайны и конфиденциальной информации

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации регулируются Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне». К государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

В Законе об информации дается определение конфиденциальности информации, под которым понимается обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Виды конфиденциальной информации

Виды конфиденциальной информации установлены Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». К ней относятся:

1.

Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

2.

Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

4.

Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).

5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).

6.

Секрет производства (ноу-хау), то есть сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности.

Нормативно-правовые акты

●   Федеральный закон РѕС‚ 27 июля 2006 Рі. в„– 152-ФЗ «О персональных данных»

●   Федеральный закон Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 27 июля 2006 Рі. в„– 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях Рё Рѕ защите информации»

●   РўСЂСѓРґРѕРІРѕР№ кодекс Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации

●    Федеральный закон РѕС‚ 15 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1997 Рі. в„– 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»

●   Уголовный кодекс Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 13 РёСЋРЅСЏ 1996 Рі. в„– 63-ФЗ

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г.

№ 152-ФЗ «О персональных данных», персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Законом об информации (ст.

11) установлено, что не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

Порядок обработки персональных данных в рамках трудовых отношений установлен Трудовым кодексом Российской Федерации (глава 14), где, в частности, говорится, что работники и их представители должны быть ознакомлены под расписку с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области.

Положение о неразглашении персональных данных содержится и в Федеральном законе «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г.

№ 143-ФЗ, где говорится о том, что сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, в том числе персональные данные, являются информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, и разглашению не подлежат (ст. 12).

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ст.

137) предусматривает уголовную ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.

Служебная тайна в законодательстве и ГК РФ – что это такое, ответственность за разглашение

Какие сведения составляют служебную тайну?

— Организация бизнеса — Оформление — Делопроизводство — Служебная тайна – что это такое, правовое регулирование

Понятие служебной тайны можно встретить в отдельных государственных документах и нормативных актах, а также в средствах массовой информации и личном общении – оно является достаточно широко распространенным. Однако о том, что такое служебная тайна и как обеспечивается её правовое регулирование в ГК РФ, знает не каждый. Особенно если учесть, что данный термин на текущий момент вышел из употребления в законодательстве.

Служебная тайна в ГК РФ – что это такое, правовое регулирование и нормативы

Как уже было упомянуто ранее, на текущий момент понятие и определение служебной тайны практически невозможно встретить в законодательстве – исключение составляют старые и не редактированные нормативные акты, отдельная внутренняя ведомственная документация и упоминания в прессе. Тем не менее, далеко не каждый работодатель или сотрудник знает об этом факте и тем более, понимает, что именно может или могло являться служебной тайной, а что к ней не относится и не относилось ранее.

В 2018 году под служебной тайной чаще всего подразумевают какую-либо информацию, которая должна охраняться от доступа посторонних лиц и разглашения.

В частности, к ней могут относить как коммерческую тайну, которая имеет достаточно глубокое и достоверное правовое регулирование, так и персональные данные, которые также охраняются действующим законодательством.

Кроме этого, имеет сейчас место также и профессиональная тайна, которая касается сведений, полученных в ходе трудовой деятельности.

Ранее же, служебная тайна в ГК РФ упоминалась в положениях статьи 139 ГК РФ, которая ныне утратила свою силу.

Под ней подразумевалась информация, которая относится к государственным органам и могла попасть к государственным служащим по причине исполнения ними своих непосредственных служебных обязанностей.

Определение служебной тайны, действительное на текущий момент, содержится в положениях Указа Президента РФ №188 от 06.03.1997, который содержит в себе перечень информации, считающейся конфиденциальной – к ним относятся служебные сведения. То есть – непосредственно связанные с государственной, муниципальной или иной службой данные с ограниченным доступом.

Что относится к служебной тайне как к служебной информации

К служебной информации с ограниченным доступом, в соответствии с законодательством РФ, относится любая информация, к которой доступ граждан ограничивается отдельными нормативными актами.

При этом к таковым сведениям относятся не являющиеся секретными данные о деятельности организаций и служб, которые не могут быть разглашены по причине законодательного запрета на разглашение именно этих данных или тех, которые были получены в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Следует разделять служебную тайну с секретной информацией – к последней могут относиться сведения, составляющие собой государственную или военную тайну, но не служебную. Секретный характер для служебной информации не предусмотрен.

Следует также помнить, что законодательство строго регламентирует право граждан на доступ к определенной информации, и поэтому служебной тайной ни при каких обстоятельствах не могут являться следующие данные:

  • Информация о действующих нормативных актах, затрагивающих прямо или косвенно права или свободы граждан.
  • Сведения о деятельности органов местного самоуправления или государственной власти.
  • Данные про исполнение местного или государственного бюджета и распределение средств из них.
  • Экономические сведения и оценки потребностей населения.
  • Сведения про состояние окружающей среды и любая иная информация, способная оказать влияние на безопасность граждан.
  • Открытая архивная, библиотечная, музейная информация, а также сведения в специализированных, созданных для информирования граждан системах.

Коммерческая, профессиональная и служебная тайна и их отличия

Так как сейчас понятие служебной тайны было практически нивелировано в действующем законодательстве, во многом её функции были перенесены на коммерческую тайну.

Правовое регулирование её обеспечивается нормативными положениями Федерального закона №98 от 29.07.2004.

Под коммерческой тайной законодательство подразумевает любые сведения, полученные в ходе ведения хозяйственной деятельности и имеющие определенную ценность при условии сохранения их втайне.

Соответственно, можно выделить следующие отличия служебной тайны от коммерческой:

  • Коммерческая тайна может принадлежать как государственным организациям, так и частным компаниям, и простым гражданам, в то время как служебная тайна относится исключительно к государственным или муниципальным объектам.
  • Последствиями разглашения коммерческой тайны всегда будет являться потеря ценности информации и нанесение материального ущерба, а разглашение служебной тайны может повлечь за собой нарушение прав государства или отдельных частных лиц.
  • Коммерческая тайна в обязательном порядке должна иметь какую-либо ценность, в то время как практической ценностью служебная тайна не обладает.

Другим близким понятием к служебной тайне является профессиональная тайна. При этом данному аспекту посвящено большое количество различных нормативных документов, выделяющих отдельные виды профессиональной тайны, к которым можно отнести:

  • Тайну переписки.
  • Врачебную тайну.
  • Тайну исповеди.
  • Тайну телефонных переговоров.
  • Нотариальную тайну.
  • Адвокатскую тайну
  • и другие виды информации, которая может быть получена третьими лицами при ведении их прямо профессиональной деятельности, и разглашение которой может повлечь за собой ущерб.

При этом с определенной точки зрения, как служебная, так и профессиональная тайна являются общими, так как информация, полученная в ходе профессиональной деятельности государственных служащих, является одновременно и профессиональной, и служебной.

Персональные данные являются отдельным объектом конфиденциальной информации и не могут свободно обрабатываться и, в том числе, разглашаться без согласия предоставившего их лица.

При этом защита персональных данных касается любых субъектов хозяйствования и государственных органов, а её правовое регулирование обеспечивается положениями ФЗ №152 от 27.07.2006.

Более подробно о том, как происходит защита персональных данных работников различных предприятий можно прочитать в отдельной статье.

Последствия разглашения служебной тайны и ответственность за такие действия

Законодательство предусматривает возможность привлечения к ответственности лиц, виновных в разглашении сведений, составляющих какую-либо тайну. При этом данная ответственность может носить различный характер и за нее будут предусмотрены различные санкции. Так, разглашение служебной тайны может повлечь за собой:

  • Дисциплинарную ответственность. Работник, виновный в разглашении вверенной ему должным образом тайны или персональных данных, либо информации, полученной в ходе ведения его профессиональной деятельности, может быть уволен за данные действия. При этом решение об увольнении в данной ситуации принимает непосредственно работодатель в соответствии как с федеральным трудовым законодательством, так и с законами, регламентирующими деятельность соответствующего ведомства. Следует также отметить, что в отдельных государственных ведомствах могут предусматриваться дополнительные дисциплинарные взыскания, не предусмотренные общим трудовым законодательством.
  • Административную ответственность. Она рассматривается в зависимости от обстоятельств положениями статьи 15.21 КоАП РФ в случае неправомерного использования инсайдерских сведений, а также статьи 13.11 КоАП РФ, если имело место разглашение чьих-то персональных данных. В первом случае штраф будет составлять от 30 до 50 тыс. рублей, а во второй ситуации – от 5 до 10 тыс. рублей – в данном случае учитывается статус должностных лиц.
  • Уголовную ответственность. Как преступление разглашение служебной тайны карается крайне редко. Однако, в некоторых случаях под служебную тайну может подпадать тайна усыновления. И её разглашение законодательно карается штрафом до 80 тыс. рублей или арестом вплоть до 4 месяцев. Кроме этого, подлежит наказанию и разглашение сведений о мере безопасности судей и иных участников уголовного процесса.

(10 голос., 4,70 из 5)
Загрузка…

Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/sluzhebnaya-tajna-chto-eto-takoe-pravovoe-regulirovanie.html

Служебная тайна это

Какие сведения составляют служебную тайну?

Что такое служебная тайна и где она применяется? В чем ее отличие от профессиональной? Как ее защитить и какова ответственность за разглашение? Обо всем читайте в нашей статье

Что такое служебная тайна

Служебная тайна — это сведения, которые должны быть доступны только государственным служащим, работающим с ними в силу должностных обязанностей. Подобное явление существовало и в советские времена, тогда были такие уровни:

  • «для служебного пользования»;
  • «секретно»;
  • самый высокий уровень — государственная тайна с грифами «особой важности» и «совершенно секретно».

Держать в секрете содержание информации, работа с которой доступна в силу должности, по большей части требуется от служащих законодательной, исполнительной и судебной властей.

Служебная тайна в законодательстве РФ

Закон об информации в ст. 9 определяет, что федеральный нормативный акт должен прописать порядок отнесения сведений к служебной тайне, предусмотреть обязанность соблюдения и ответственность. Но единого акта и механизма причисления данных к неразглашаемым все еще нет.

Федеральные органы исполвласти и их подведомственные организации могут пользоваться Положением о порядке обращения со служебной информацией, утв. постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233. Но всех прочих этот документ не распространяется.

В отдельных законах есть упоминания о неподлежащей разглашению информации, но руководствоваться такими положениями обязаны только те профильные специалисты, для которых эти законы выступают основой организации деятельности. К примеру, закон о защите конкуренции предписывает антимонопольному органу сохранять сведения в секрете.

Служебная и профессиональная тайна: в чем разница

Признак профессиональной тайны – напрямую связана с профессией человека, не являющегося госслужащим. Основное содержание служебной – деятельность госорганов и муниципалитетов

Критерий отличия

Служебная тайна

Профессиональная тайна

Субъект

Государственные и муниципальные служащие

Работники, осуществляющие различные виды профессиональной деятельности, не связанные с государственной и муниципальной службой

Правовая регламентация деятельности субъектов

Специальные нормативные акты о государственной и муниципальной службе в части, не урегулированной трудовым законодательством

Трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права

Состав тайны

1. Данные о внутренней деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, органичения на распространение которых диктуются производственной необходимостью.

2. Материалы о деятельности третьих лиц, полученные государственными органами и органами местного самоуправления при исполнении ими должностных обязанностей.

3. Сведения о физических лицах, составляющие личную, семейную тайны, персональные данные, а также тайна следствия и судопроизводства; налоговая тайна, данные, полученные служащими антимонопольного органа, федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенного органа и др.

1. Данные о физических лицах (их личная и семейная тайны, персональные данные).

2. Материал, касающиеся юридических лиц и их деятельности (коммерческая, банковская тайна и т. д.), а также аудиторская, нотариальная, банковская, журналистская, адвокатская, страховая, медицинская (врачебная) и религиозная тайны, тайна связи, усыновления и др.

Кто полномочен определять состав тайны

Законодательство и руководитель государственного органа

Законодательство

При этом нужно учитывать – некоторые сведения могут одновременно относиться к разным видам тайн, в зависимости от того, кто имеет с ними дело. Аудиторская тайна для работников аудиторских организаций относится к разряду профессиональных. Но работники федеральных органов, работающие с этими сведениями, должны хранить их в секрете, а значит, для них – это служебная тайна.

То же самое происходит с усыновлением.

По Семейному кодексу судьи, вынесшие решение об усыновлении, должностные лица, зарегистрировавшие этот акт, а также все остальные, которые так или иначе об этом осведомлены, должны беречь эту информацию от предания огласке.

При этом для судей и других должностных лиц эти сведения будут служебной тайной. А для кадровика, к которому усыновитель, например, обратится с просьбой предоставить ему отпуск, положенный сотруднику, усыновившему ребенка, это будет профессиональная тайна.

Что не относится к служебной тайне

Любой человек должен обладать свободным информационным доступом к:

  • нормативным правовым актам, которые касаются прав, свобод и обязанностей человека и гражданина или фиксируют правовое положение организаций и полномочия госорганов и органов местной власти;
  • сведениям о состоянии окружающей среды – о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях, экологических, демографических и прочих катастрофах;
  • данным о деятельности государственной и местной власти, включая адрес и информацию об использовании бюджета, но исключая данные, относящиеся к гостайне;
  • сведениям, содержащимся в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в информационных системах, созданных для использования юридическими и физлицами;
  • регламентам предоставления заявителям запрашиваемой информации.

Лица, обладающие подобными сведениями, но почему-то отказавшиеся сообщить их, могут понести ответственность за такой отказ, особенно если в итоге пострадают люди или их имущество. К примеру, отсутствие извещения или несвоевременное уведомление о прогнозируемом землетрясении, тайфуне или аналогичном явлении может привести к жертвам.

►Три ошибки компаний, которые ограничивают интернет-переписку

Налоговая тайна

Это вся информация о налогоплательщике, полученная подразделениями налоговой инспекции или внебюджетных фондов, или таможней. Касающиеся физлица, такие сведения будут считаться еще и личной тайной. Должны храниться в секрете любые данные, относящиеся к уплате налогов:

  • налоговые декларации по обязательным платежам;
  • документы и информация, по которым начисляются и платятся налоги;
  • подтверждение расходов компании за налоговый период и данные об отчислениях за три предшествующих года;
  • документы, по которым можно проследить корректность начисления и оплаты налогов;
  • другие сведения, передаваемые в ИФНС.

К налоговой тайне не относятся:

  • ИНН;
  • размер уставного капитала юрлица;
  • сведения, переданные самим налогоплательщиком или одобренные им к передаче;
  • информация о неисполнении или нарушении налогового законодательства и предусмотренном за это наказании;
  • сведения, предоставляемые на основании межгосударственных соглашений о взаимодействии, если одной из сторон такого соглашения будет Россия.

►Что в отделе кадров проверит налоговая инспекция

Тайна записи актов гражданского состояния (ЗАГС)

Вся информация, которая становится известна сотрудникам ЗАГСа – это персональные сведения. А они ни в коем случае не могут распространяться или передаваться другим лица.

Исключение – запросы суда или правоохранителей.

Под актами гражданского состояния понимаются юрфакты, отображающие действия граждан, или события, порождающие, изменяющие или прекращающие права и обязанности, или характеризующие правовое состояние граждан:

  • рождение;
  • смерть;
  • усыновление;
  • перемена имени или фамилии;
  • факт установления отцовства;
  • заключение или расторжение брака.

Получается, что тайна ЗАГС одновременно личная и служебная. Сотрудник, намеревающийся нарушить режим секретности, должен помнить об этом, поскольку ответственность может наступить по обоим основаниям.

►Документы, которые подтвердят проступок работника

Врачебная тайна

Отличается от многих прочих ответственностью, установленной за нарушение секретности. Сбережение врачебной тайны предусмотрено Конституцией РФ.

У каждого гражданина есть право на семейную и личную тайны, невмешательство в частную жизнь.

Это относит врачебную тайну к разряду личных, но при этом диагноз, назначенное лечение, динамика болезни – все, что в процессе становится известно лечащему доктору, подпадает под понятие «профессиональная тайна».

Как защитить служебную тайну

Есть три группы мер, при помощи которых достигается конфиденциальность.

Меры защиты информации

Правовые меры

  1. Составление и заключение соглашений о неразглашении тайны.

  2. Включение в трудовой договор (контракт) требований о неразглашении охраняемых законодательством сведений.

  3. Разработка локальных нормативных актов по вопросам защиты данных.

Это может быть как единое Положение о профессиональной (служебной) тайне, так и несколько актов о порядке доступа к сведениям, о персональных данных, об организации конфиденциального делопроизводства и т. д.

Организационные меры

1. Организация деятельности структурных подразделений, осуществляющих работу и охрану конфиденциальных сведений.

2. Организация работы персонала с данными, в т. ч. обучения и проверки знаний персонала.

3. Организация учёта лиц, получивших доступ к конфиденциальным сведениям.

4. Организация конфиденциального делопроизводства и работы с материальными носителями информации

Меры технической защиты

Физические, аппаратные, программные средства защиты, в т. ч. криптографической

Главный способ защиты – разработка ЛНА о служебной тайне. Для этого руководитель федерального органа исполнительной власти определяет:

  • должностных лиц, которые имеют право устанавливать режим секретности для каких-либо сведений;
  • механизм передачи служебной тайны другим органам;
  • порядок отмены грифа «Для служебного пользования»;
  • как защитить секретные сведения от предания огласке.

В коммерческих структурах руководство принимает акт, согласовывая его с представительным органом работников (если предусмотрено коллективным договором или соглашением).

Благодаря таким внутренним документам сотрудник, которому стала известна секретная служебная информация обязан хранить молчание, даже если в его трудовой договор не вписали раздел о конфиденциальности. Значит, за несоблюдение секретности проштрафившемуся сотруднику придется отвечать.

►Как законно наказать работника рублем и сэкономить на премии

Однако для более действенной защиты сведений, которые нужно уберечь от широкой огласки, руководству следует проработать комплекс мер.

Помимо документа, регламентирующего обращение с не предназначенной для распространения информацией, нужно предусмотреть, как будут храниться материальные носители, содержащие эти сведения, разработать систему условных обозначений – «совершенно секретно», «для служебного пользования» и пр.

Ответственность за разглашение служебной тайны

Лица, пострадавшие от предания огласке секретных сведений, могут подать иск в суд, чтобы защитить свои права. Требование будет зависеть от того, какой урон был получен. Можно просить суд обязать ответчика возместить убытки, компенсировать моральный вред или требовать защиты чести, достоинства и деловой репутации.

Нарушения могут выражаться в собирании, распространении, разглашении, использовании, передаче, похищении, выдаче, утрате информации (материальных носителей), а также нарушении порядка обращения с материальными носителями информации. Любое несанкционированное распоряжение сведениями, полученными в режиме секретности, пресекается и подлежит наложению ответственности.

В зависимости от совершенного проступка, а также тяжести его последствий, нарушителя могут привлечь к дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности.

Штрафы за разглашение служебной тайны: таблица

Скачать таблицу >>>

Источник: https://www.pro-personal.ru/article/11458-red-slujebnaya-tayna-opredelyaem-sohranyaem-zashchishchaem

Правовой совет
Добавить комментарий