Каковы профстандарты у водителей легковых автомобилей?

Профстандарт водителя автомобиля в 2019 году

Каковы профстандарты у водителей легковых автомобилей?

Собрали всю полезную информацию о профстандартах для водителей автомобилей в одну статью. Читайте о структуре и ключевых моментах документа и о том, как его правильно внедрять. Скачайте документы для разных транспортных средств

В каких случаях применяется профессиональный стандарт водителя автомобиля

Профстандарт водителя в 2019 году находится в стадии разработки. Планируется, что он распространится на всех работников, занимающихся перевозками на транспортных средствах весом свыше 3500 кг и вместимостью больше 8 человек. В настоящий момент действуют профстандарты «Логист автомобилестроения», «Водитель внедорожных автомототранспортных средств» и др.

Существующий проект профстандарта охватывает категории водителей от «В» до «D1Е». Помимо этого, подтверждать квалификацию придется и не упомянутым в проекте водителям троллейбусов, а также тем, кто занят перевозкой опасных и/или негабаритных грузов.

Проект содержит требования:

  1. Общего характера.
  2. К квалификации.
  3. К квалификационному экзамену
  4. К экзаменатору.

Обратите внимание: закон не требует водителей легковых автомобилей соответствовать профстандартам. Определение категории автомобиля происходит по паспорту транспортного средства.

Погрузчик

Требования к водителям погрузчиков установлены в профстандарте «Логист автомобилестроения», утвержденном приказом Минтруда от 14.10.2014 № 721н. Перечислим главные функции этой специальности:

  • Транспортировка товарно-материальных ценностей (ТМЦ) по указанному маршруту.
  • Контроль за сохранностью груза.
  • Составление отчетности о маршруте.
  • Планирование маршрута и контроль за его выполнением.
  • Активное участие в оптимизации своей работы (поставки, рабочие процессы).

Скачать образец >>>

Грузовой и легковой автомобили

Водитель грузовика, согласно проекту профстандарта, должен быть компетентен именно в правилах использования транспортного средства и перевозки груза. Это означает, что он:

  • Должен разбираться в принципах устройства машины и прицепа, иметь права соответствующей категории.
  • Правильно проходит регулярный техосмотр.
  • Следит за соблюдением техники безопасности при погрузке-разгрузке.
  • Поддерживает свой уровень квалификации, в том числе режимом труда-отдыха, корректным поведением за рулем и т.д.

Водитель «легковушки» должен знать:

  • ПДД и правила страхования автомобиля.
  • Предупрежден об ответственности за нарушения
  • Умеет опознавать моменты поломок и делать мелкий ремонт и т.д.

Скачать образец >>>

Автобус

Требования к водителям автобусов приведены в проекте профстандарта «Водитель автомобиля». Были предложения о разработке отдельного «автобусного» стандарта, но пока все требования объединены в один документ. Возможно, это получит реализацию в будущем.

Специфика требований к водителям автобусов связана с их деятельностью. Они перевозят большое количество людей, то есть отвечают за жизнь и здоровье пассажиров.

Итак, водитель :

  • Знает технические характеристики своего ТС.
  • Умеет управлять им и ликвидировать мелкие поломки.
  • Умеет заправлять и обслуживать автобус.
  • Компетентен в правилах перевозки пассажиров, их посадке и высадке.
  • Соблюдает все необходимые меры безопасности.
  • Следует строго по запланированному маршруту.
  • Составляет отчет о маршруте, сдает автобус на АТС.

Скачать образец >>>

Структура и ключевые моменты

Профстандарты – это система требований к работникам конкретных профессий. Каждый стандарт содержит общие требования и ранжирование по уровню квалификации.

Транспортное средство по определению относится к источникам повышенной опасности.

Следовательно, профстандарты водительских профессий в первую очередь призваны повысить безопасность на дорогах путем предъявления высоких требований к квалификации шоферов.

Структура профстандартов единообразна. Он включает:

  • общие требования;
  • специальные требования;
  • дополнительные требования к водителям, перевозящие пассажиров или грузы;
  • требования по прохождению экзамена.

Перечислим требования, объединяющие все «водительские» стандарты и их проекты:

  • Достижение совершеннолетия. Наличие действующих прав (категория зависит от типа транспортного средства). Знание характеристик автомобиля.
  • Уверенное владение транспортным средством, навыки вождения в любую погоду, на разных типах дорожных покрытий.
  • Водитель должен уметь быстро оценивать риски дорожных ситуаций, принимать решения. Уметь оказывать первую помощь, знать алгоритмы своих действий при аварии или поломке.
  • Обязательны: умение управлять автомобилем в любое время и погоду, контролировать ежедневно состояние ТС, заниматься мелким ремонтом, заправкой.
  • Водитель должен соблюдать режим труда и отдыха. Необходимо хорошо читать карты, планировать маршрут, уметь пользоваться навигатором и средствами электронного мониторинга состояния ТС. Важно, чтобы водитель владел навыками оказания первой помощи.

Дополнительные требования в проекте профстандарта разделены на две группы – для перевозок людей и грузов. В обоих случаях к обязанностям водителя будет относиться составление необходимой документации, безопасная загрузка-выгрузка, перевозка и сдача отчетности.

Экзамен будет выглядеть как аналогичный экзамен на права в ГИБДД – поездка по маршруту в допустимом скоростном режиме, с учетом расхода топлива). Испытание займет минимум час (полтора часа для водителей категорий «С» и «Д»). проверять водителей имеет право только специалист соответствующей квалификации, со стажем работы не менее 5 лет.

Как правильно внедрять

Пошаговое внедрение профстандарта в организации выглядит так:

Анализ существующей документации на предприятии – штатного расписания, должностных инструкций и т.д.

Внесение корректирующих поправок в локальные нормативные акты и утверждение их.

Проверка квалификации персонала. В зависимости от результатов работодатель может оставить сотрудника на прежней должности, предложить повысить квалификацию либо расторгнуть трудовой договор.

Можно ли обойтись без него

Процесс внедрения профстандартов был начат 5 лет назад, в 2013 году. С 2016 года они стали обязательными к использованию, если такое требование к профессии зафиксировано в Трудовом кодексе, федеральном законодательстве и прочих подзаконных актах. В частности если деятельность работника предусматривает наличие ограничений либо льгот.

Целесообразно брать стандарты за основу требований к навыкам и компетенциям персонала даже в тех случаях, когда закон не требует обязательного применения стандартов.

Предприятие, на котором не соблюдается требования обязательных стандартов, будет оштрафовано как минимум на 50 000 р, причем использовать их придется в любом случае.

Источник: https://www.pro-personal.ru/article/1085195-qqq-16-m6-14-06-2016-profstandart-voditelya

Профстандарт водителя автомобиля 2016

Каковы профстандарты у водителей легковых автомобилей?

Профстандарт водителя в 2019 году находится в стадии разработки. Планируется, что он распространится на всех работников, занимающихся перевозками на транспортных средствах весом свыше 3500 кг и вместимостью больше 8 человек. В настоящий момент действуют профстандарты «Логист автомобилестроения», «Водитель внедорожных автомототранспортных средств» и др.

Скачайте документы из статьи

Профстандарт водителя легкового автомобиля. DOCDOC файлПрофстандарт водителя погрузчика. PDFPDF файлПрофстандарт водителя грузового автомобиля. PDFPDF файлДолжностная инструкция водителя. DOCDOC файлДолжностная инструкция водителя-экспедитора. DOCDOC файл

Существующий проект профстандарта охватывает категории водителей от «В» до «D1Е». Помимо этого, подтверждать квалификацию придется и не упомянутым в проекте водителям троллейбусов, а также тем, кто занят перевозкой опасных и/или негабаритных грузов.

Проект содержит требования:

  1. Общего характера.
  2. К квалификации.
  3. К квалификационному экзамену
  4. К экзаменатору.

Обратите внимание: закон не требует водителей легковых автомобилей соответствовать профстандартам. Определение категории автомобиля происходит по паспорту транспортного средства.

По новым правилам составляйте графики работы водителей

Когда составляете графики работы водителей, учитывайте последние изменения Минтранса. Не учтете изменения ГИТ оштрафует за неправильные графики для водителей и другие нарушения на сумму до 50 тыс. руб. Подробности читайте в новом номере журнала “Справочник кадровика”

Новые возможности для карьерного роста

Курс повышения квалификации «Внедрение профстандартов в работу компании».

Соответствует требованиям профстандарта «Специалист по управлению персоналом», за прохождение — удостоверение о повышении квалификации.

Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются готовыми шаблонами документов, которые можно скачать и оставить себе для работы.

Перечислим требования, объединяющие все «водительские» стандарты и их проекты:

  • Достижение совершеннолетия. Наличие действующих прав (категория зависит от типа транспортного средства). Знание характеристик автомобиля.
  • Уверенное владение транспортным средством, навыки вождения в любую погоду, на разных типах дорожных покрытий.
  • Водитель должен уметь быстро оценивать риски дорожных ситуаций, принимать решения. Уметь оказывать первую помощь, знать алгоритмы своих действий при аварии или поломке.
  • Обязательны: умение управлять автомобилем в любое время и погоду, контролировать ежедневно состояние ТС, заниматься мелким ремонтом, заправкой.
  • Водитель должен соблюдать режим труда и отдыха. Необходимо хорошо читать карты, планировать маршрут, уметь пользоваться навигатором и средствами электронного мониторинга состояния ТС. Важно, чтобы водитель владел навыками оказания первой помощи.

Дополнительные требования в проекте профстандарта разделены на две группы – для перевозок людей и грузов. В обоих случаях к обязанностям водителя будет относиться составление необходимой документации, безопасная загрузка-выгрузка, перевозка и сдача отчетности.

Экзамен будет выглядеть как аналогичный экзамен на права в ГИБДД – поездка по маршруту в допустимом скоростном режиме, с учетом расхода топлива). Испытание займет минимум час (полтора часа для водителей категорий «С» и «Д»). проверять водителей имеет право только специалист соответствующей квалификации, со стажем работы не менее 5 лет.

Источник: https://minakovajulia.ru/profstandart-voditelya-avtomobilya-2016/

Каковы профстандарты у водителей легковых автомобилей?

Каковы профстандарты у водителей легковых автомобилей?

Профстандарт водителя автомобиля — это новое понятие, используемое при регулировании трудовых правоотношений. После введения этого профессионального стандарта он в ряде случаев станет обязательным для применения.

Разберемся же, что собой представляет этот профстандарт, как он должен вводиться и каковы последствия его несоблюдения.

Профессиональный стандарт водителя — что это такое?

С 2013 года в России появилось новое понятие — профессиональный стандарт. Этот термин означает совокупность требований по квалификации (в основном по образованию и опыту работы), применяемых для определенной профессии и устанавливаемых на федеральном уровне.

Принятие профстандартов вызвано тем, что прежние нормы, касавшиеся требований к уровню квалификации работников, далеко не всегда отражают реальную ситуацию и нуждаются в корректировке.

Тот же факт, что профессиональные стандарты принимаются на уровне Минтруда РФ и имеют обязательную силу, связан с необходимостью защитить ряд определенных областей профессиональной деятельности от неквалифицированных работников.

Первоначально профессиональные стандарты носили ориентировочный характер, однако с 1 июля 2016 года их применение стало обязательным. Применяться они будут в том случае, когда ТК РФ, другие федеральные законы и подзаконные акты прямо этого требуют. Как правило, такое требование связано с тем, что:

  • работа осуществляется в государственных организациях;
  • работа связана с предоставлением от государства определенных льгот или, напротив, наложением соответствующих ограничений (в этом случае профстандарты могут быть обязательными даже для коммерческих организаций).

По состоянию на июнь 2016 года принято и утверждено более 800 профессиональных стандартов для более чем 30 различных отраслей деятельности. К числу таких отраслей относится и транспорт.

И одной из профессий, для которых в ближайшее время следует ожидать введения обязательных профстандартов в этой области, является профессия водителя легкового автотранспорта.

Где применяется профстандарт водителя легкового автомобиля?

Согласно действующим российским нормам, легковым автомобилем признается транспортное средство, отвечающее следующим требованиям:

  • его масса не превышает 3500 кг;
  • число пассажиров не превышает 8 человек.

Более точно определить, к какому типу относится конкретная единица автотранспорта, можно с помощью ПТС. Для отечественных машин используется цифровая кодировка моделей: если вторая цифра в номере модели — «1», это означает, что перед нами именно легковой автомобиль.

Это правило действует как для машин советского периода (вроде ВАЗ-2106), так и для современных моделей (УАЗ-315195 «Хантер»). В отношении зарубежных машин такой кодировки нет, но при необходимости можно провести экспертизу и установить точный тип автомобиля.

Профстандарт для водителей легковых машин должен применяться в тех областях хозяйственной деятельности, где происходит использование именно таких машин.

Правда, по состоянию на июнь 2016 года профстандарта именно для водителей легковых автомобилей пока не принято.

Впрочем, это явление временное: Минтруд РФ планирует к концу 2017 года довести число профессиональных стандартов до 2000 с лишним и проект документа для водителей легкового транспорта уже существует, хотя пока и не утвержден.

При этом уже действует стандарт, касающийся водителей внедорожного транспорта, — а среди внедорожников немало и машин, подпадающих под определение легковых.

Что в себя включает профессиональный стандарт водителя

Любой профессиональный стандарт, принимаемый в России, должен соответствовать макету профстандарта, утвержденного Минтруда РФ в 2013 году. Этот макет предусматривает, что каждый стандарт, устанавливаемый для конкретной профессии, включает в себя несколько обязательных структурных частей.

Рассмотрим их.

1. Общие сведения

В эту часть включается официальное наименование и краткое описания того вида деятельности, для которого разработан профстандарт. Также здесь указывается кодировка профессии по ОКВЭД и ОКЗ.

2. Функциональная карта

Этот термин обозначает описание тех функций, которые должен осуществлять работник в ходе своей профессиональной деятельности. Применительно к водителю легковых автомобилей в функциональную карту будет прежде всего включаться следующее:

  • управление автомобилем;
  • его техническое обслуживание;
  • перевозка пассажиров и грузов в пределах, установленных для легкового автотранспорта.

В этот же раздел включается указание уровня квалификации, требуемого для осуществления трудовой функции, и его кодировка.

3. Характеристика обобщенных функций

Отдельные профессиональные функции группируются между собой в соответствии с тем, как именно происходит разделение труда в ходе осуществления хозяйственной деятельности. Третий раздел профстандарта содержит описание каждой из таких групп вместе с указанием того, как должна называться соответствующая должность, что должен знать и уметь сотрудник, занимающий ее.

Здесь могут кодироваться отдельные действия — от осмотра автомобиля и проверки уровня жидкости в бочке омывателя до вождения в сложных дорожных условиях. Конкретное содержание профстандарта должно предусматривать различные уровни квалификации.

4. Сведения об организациях, которые проводили разработку профстандарта

В этом разделе перечисляются разработчики, участвовавшие в подготовке профстандарта. Хотя стандарт и утверждается приказом Минтруда РФ, но разработку его могут вести различные государственные и негосударственные организации, специализирующиеся в данной области.

Причем разработчиком может быть как организация уровня Гостехнадзора, так и какое-либо коммерческое общество, если уровень квалификации его специалистов позволяет принимать участие в разработке нормативной документации.

Как применяется профстандарт?

Если организация обнаружит, что принятый профессиональный стандарт для водителей распространяется и на нее, она должна провести ряд мероприятий. К таким мероприятиям относятся:

  1. Проверка должностных инструкций для водителей, штатного расписания и иных внутренних документов на предмет их соответствия стандарту. При необходимости изменения вносятся как в локальные нормативные акты, так и в трудовые договора, личные карточки и иные кадровые документы.
  2. Проверка уровня квалификации водителей в соответствии с требованиями, указанными в профстандарте.
  3. В том случае, если соответствия формальным требованиям (уровню образования, стажу работы) нет, но водитель справляется со своими трудовыми обязанностями, организация может провести как сертификацию (в специализированном сертификационном центре), так и аттестацию работника. Если в результате аттестации недостаток квалификации на уровне именно ее практической реализации будет подтвержден, это может послужить одним из оснований к увольнению.

Впрочем, вместо увольнения организация может заключить с работником соглашение и отправить его на обучение, по окончании которого квалификация будет соответствовать требованиям профстандарта.

Ответственность за несоблюдение профстандарта

Необходимо помнить: с июля 2016 года профстандарты являются уже не рекомендационными, а нормативными документами, и в том случае, если в конкретной организации они не соблюдаются, она может быть привлечена к ответственности. Санкции в этом случае предусматривают административный штраф в размере до 50 тысяч рублей.

Источник: https://myscript.ru/vash-jurist/kakovy-profstandarty-u-voditelej-legkovyx-avtomobilej

Обязанности и компетенции водителя автомобиля по профстандарту

Каковы профстандарты у водителей легковых автомобилей?

Для развития и укрепления экономики для многих профессий были разработаны профстандарты, которые включают требования к претенденту на должность. Обладая должными навыками и умениями, соискатель может легко трудоустроиться на новое рабочее место. При поиске работы для должности водитель, стоит рассмотреть следующие вопросы:

  • для чего применяется профстандарт водителя автомобиля;
  • в каких случаях нужно применять профстандарт для водителя: погрузчика, грузового автомобиля, легкового автомобиля, автобуса;
  • структура профстандарта и ключевые моменты;
  • как правильно применять профстандарт;
  • обязательно ли применять его.

Для чего нужен профстандарт

Профстандарты – это совокупность разработанных навыков, умений, знаний и обязанностей, которые предъявлены к должности.

Цель их устранить неясности в должностных обязанностях, и установить единые требования к профессии.

Основываясь на данный документ, можно определить свои «слабые» места, повысить знания в данной области и сравнить соответствие своих умений с предъявленными.

Стандарты для профессии раскрывают деятельность работников для разных уровней квалификации. Для каждой специальности документ разбит на общие требования, а также идет ранжирование по уровню квалификации, например для профессии водителя автомобиля прописаны общие навыки и умения, а также дополнительные требования.

Разработанный документ удобен в использовании, является ориентиром для кадровиков при подборе персонала.

Представляет перечень требований, разработанный под вид профессии. Профстандарты должны помогать в:

  • установке уровня заработка сотрудников;
  • разработке внутренних должностных инструкций;
  • формирование политики предприятия при подборе персонала;
  • определение функций персонала;
  • составление трудовых договоров;
  • определение уровня квалификации работников и своевременного ее повышения.

В каких случаях применяется стандарт для водителя

Профстандарт водителя подразумевает достаточно высокие требования к кандидату.

Человек, претендующий на данную должность должен уметь управлять ТС в любую погоду, при этом быстро производить оценку рисков и предпринимать необходимые действия.

Водитель должен не только знать правила дорожного движения, но и знать как себя вести в случае аварии или поломки автомобиля. В случае любых обстоятельств быть спокойным и знать, как помочь нуждающимся в случае аварии или повреждения ТС.

Применять профстандарты необходимо для защиты от неквалифицированного персонала. Для водителя любого вида ТС существуют общие требования, которые необходимо знать и уметь применять. Для работы на разных видах транспорта необходимо иметь водительские права нужной категории и знать характеристики данного ТС.

Грузовой  и легковой автомобили

Для водителя грузовика помимо основных, предъявлены следующие требования:

  • знать принципы работы, механизмы, уметь управлять грузовым транспортом, знать устройство транспорта и прицепа;
  • знать и соблюдать инструкции при техническом осмотре;
  • соблюдение безопасности при размещении и закреплении грузов;
  • соблюдение надежного уровня квалификации, а именно поддерживать состояние здоровья, этичность поведения на дороге, режимы отдыха и труда.

Легковой автомобиль — ТС не превышает 3500 кг. и вмещает не более 8 пассажиров – характеристики легкового автомобиля. Определяется тип транспорта в документе на автомобиль. Профстандарт для водителей данного транспорта востребован на предприятиях, где используются легковые автомобили для рабочего процесса.

Для водителей категории «В» и «ВЕ» необходимо в своей деятельности знать:

  • правила страхования ТС;
  • правила поведения на дороге;
  • ответственность за нарушения;
  • как исправить повреждения или как определить неисправность;
  • как управлять ТС в различных погодных условиях;
  • обеспечение безопасности всех участников дорожного движения;
  • телефоны аварийных служб.

Можно ли обойтись без него?

Обязанность следовать разработанному документу установлена для предприятий с 2016 года. Если фирма по каким-либо причинам не следует установленным критериям профстандарта, то может при проверке быть привлечена к ответственности в виде уплаты штрафа от 50 тысяч рублей.

Обязательно применять профстандарт должны работодатели, если установлены в законодательстве требования для конкретной квалификации.

Если же в законе не установлена обязательность применения стандарта, то его берут как основу для предъявляемых требований к знаниям работника. То есть документом необходимо пользоваться как ориентиром при определении функций и обязанностей персонала.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях

Источник: https://investim.info/obyazannosti-i-kompetencii-voditelya-avtomobilya-po-profstandartu/

Правовой совет
Добавить комментарий