Минфин: прогрессивной шкалы ставок по налогу на прибыль не будет

Минфин думает о повышении подоходного налога и других основных налогов

Минфин: прогрессивной шкалы ставок по налогу на прибыль не будет

Минфин еще только рисует предложения, как закрыть бюджетный дефицит в ближайшие три года

Андрей Гордеев / Ведомости

Повышение налогов, мобилизация доходов и исчерпание суверенных фондов за три года – такой бюджетный прогноз подготовил Минфин к совещанию у первого зампреда правительства Игоря Шувалова в понедельник, рассказали семь федеральных чиновников.

Всего за 2017–2019 гг. Минфин хочет дополнительно собрать в бюджет почти 2,5 трлн руб., следует из материалов министерства, с которыми ознакомились «Ведомости» (см. таблицу на стр. 04).

Уже в следующем году можно получить дополнительно 670 млрд руб., подсчитал Минфин, а в 2019 г. – почти 1 трлн. Минфин предлагает собрать эти деньги с нефтяников, «Газпрома», табачников, ввести акциз на напитки с добавлением сахара и НДС на интернет-торговлю и взять больше дивидендов с госкомпаний.

Мобилизация нужна, чтобы снижать дефицит бюджета на 1 процентный пункт ежегодно – с 3,2% в 2017 г. до 1,2% ВВП в 2019 г. Сокращать расходы Минфин уже не может – принято решение зафиксировать их на все три года в размере 15,787 трлн руб. в год. А при планируемых доходах дыра за три года оказывается на 60% больше целевого дефицита – он возрастает еще на 3,5 трлн руб.

Мобилизационные предложения Минфина сокращают эту дыру до 1 трлн руб. И если в 2017 г. не хватает всего 40 млрд руб., то в 2019 г. – уже 649 млрд. Свободных денег (т. е.

не вложенных в инвестиционные проекты, не размещенных в банках и ВЭБе) в суверенных фондах недостаточно.

Вслед за резервным фондом в следующем году придется тратить фонд национального благосостояния, следует из расчетов Минфина, и в течение 2018 г. резервы практически исчерпываются.

Цена роста

Но у Минфина есть несколько идей, где можно поискать деньги. Это не предложения, как поднимать налоги, а идеи для обсуждения, подчеркивает федеральный чиновник. К примеру, повышение на 1 п. п. каждого из ключевых налогов – на прибыль, имущество организаций, НДС, НДФЛ и страховых взносов – принесет бюджету от 170 млрд до 324 млрд руб.

Оцениваются и более радикальные изменения. Так, прогрессивная шкала НДФЛ создаст риски ухода в тень и искажения ситуации на рынке труда, полагает Минфин. Альтернативное предложение – поднять единую ставку НДФЛ до 15–16% и ввести необлагаемый минимум.

Повышение налога на прибыль чревато увеличением нагрузки на капитал, снижением привлекательности инвестиций и туманной перспективой роста экономики. Негативно скажется на ней и повышение налога на имущество организаций.

Снова предлагается реформа страховых взносов: взимать их со всего зарплатного фонда полностью и по единой ставке. Сейчас работодатель платит в Пенсионный фонд 22% с зарплат до 796 000 руб. в год, а сверх этой суммы – дополнительные 10%. В фонд социального страхования перечисляется 2,9% с годовых заработков до 670 000 руб.

, в фонд медицинского страхования – 5,1% со всех зарплат без ограничений. Изменения обернутся ростом нагрузки, особенно на отрасли с высокими заработками, что приведет к выпадению налога на прибыль и НДФЛ, признает Минфин; возрастает нагрузка и на бюджет (платит взносы за работников бюджетного сектора).

Существует риск ухода зарплат в тень, унификация базы для сбора взносов негативно повлияет на экономический рост.

В качестве компенсации на совещании предлагалось понизить общую ставку до 29% в 2018 г., а с 2019 г. – до 28%, рассказывают два чиновника. Унификация ставки до 29% без перестройки всей пенсионной системы – опасное решение, говорит один из них. Такие изменения приведут к росту нагрузки на секторы с наиболее квалифицированным трудом, критичен другой.

В качестве альтернативы Минфин предлагает маневр – снижение взносов в обмен на повышение НДС.

Это так называемая фискальная девальвация, идея которой изложена в исследованиях Еврокомиссии, МВФ и ЕЦБ как способ стимулировать чистый экспорт в странах единого монетарного союза: снижение издержек на труд повышает конкурентоспособность экспортеров, которые не платят НДС, – нагрузка переносится на импортеров. Идея Минфина снизить страховые взносы до 20% с одновременным повышением НДС до 24% обсуждалась еще летом, напоминает федеральный чиновник.

Рост ставки НДС на 1 п. п. приносит дополнительные 220 млрд руб., подсчитал Минфин. Но фронтальное повышение НДС крайне инфляционно, а дополнительный 1 п. п. инфляции – это 120 млрд руб. дополнительных расходов бюджета (индексация социальных выплат). Альтернатива – отменить льготы и компенсировать их адресной социальной поддержкой малоимущих.

Поправки в законодательство, например, о страховых взносах предлагалось принять уже в 2016 г., чтобы они заработали в 2018 г., говорит один из собеседников «Ведомостей». Нужно быть готовыми к тому, что какие-то изменения вступят в силу с 1 июля 2018 г. или с января 2019 г., сказал «Ведомостям» федеральный чиновник.

Обсуждались на совещании и способы экономии – к примеру, не платить пенсии работающим пенсионерам, сообщили два чиновника. В прошлом году была идея отменить пенсии для тех, кто зарабатывает более 1 млн руб. в год.

На сей раз речь шла о сумме либо до 500 000 руб. в год, либо до средней по стране зарплаты, а это 35 824 руб. в месяц в январе – июле 2016 г.

Однако участники совещания обрушились на авторов предложения с критикой и даже упреками в человеконенавистничестве, пересказывают собеседники «Ведомостей».

Шансы невелики

Маловероятно, что будут повышены НДС и НДФЛ, рассуждает чиновник финансово-экономического блока, знакомый с идеями Минфина: надо учитывать не только бюджетную, но и социально-политическую ситуацию. Более вероятны прогрессивная шкала НДФЛ с 2019 г. и завершение налогового маневра в нефтяной отрасли, продолжает он.

Подоходный налог придется повышать – регионам остро нужны деньги, уверена Наталия Орлова из Альфа-банка, и самое простое для администрирования – поднять единую ставку, а не вводить прогрессивную шкалу.

При прогрессивной шкале людям придется самостоятельно декларировать доходы, предупреждал председатель Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров (его интервью в понедельник опубликовало «РИА Новости»): пока ни люди, ни ФНС не готовы к этому; кроме того, подавляющее большинство богатых людей получают доходы в виде не зарплаты, а, например, дивидендов.

Ничего из предложенных мер пока даже обсуждать нельзя, категоричен один из чиновников: Шувалов и вице-премьер Аркадий Дворкович были очень недовольны, что Минфин вышел с такими непроработанными предложениями.

Предложения по НДФЛ стародавние, говорит чиновник финансово-экономического блока.

По НДС и налогу на прибыль – тоже не новы, замечает другой чиновник: все это обсуждалось еще весной и тогда решили, что «любые подкрутки налогов вредны и несвоевременны». Поднимать такие темы сейчас нецелесообразно, резюмирует он.

В обычаях Минфина материалы приносить непосредственно перед совещанием, рассказывают два федеральных чиновника, и обязательно собирать их после.

Минфин отправили досчитывать и думать, говорят три участника совещания. Дополнительные доходы призвали искать прежде всего в администрировании (Минфин рассчитывает собрать в 2017 г. 50 млрд, в 2018 г. – 70 млрд, в 2019 г. – 74 млрд) и, когда этот резерв будет исчерпан, выдвигать иные идеи, но точно не сейчас и точно не те, что предложенные, объясняет федеральный чиновник.

Рассматривались разные предложения, но ни одно из них принято не было, отмечает представитель Минфина.

Работа над проектом бюджета не завершена, Минфин направит его в правительство только в конце сентября, продолжает он, говорить о каких-либо цифрах преждевременно, их пока нет в готовом виде.

Материалы обоснования предложений Минфина в Минэкономразвития не поступали, говорит представитель Минэкономразвития.

В секретариате Шувалова и представитель Дворковича отказались от комментариев. Никаких решений по этим вопросам не принималось, эти предложения на совещании у премьера Дмитрия Медведева не обсуждались, говорит его пресс-секретарь Наталья Тимакова.

Нужно выбирать: или повышать доходы, или сокращать расходы, иронизирует руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, наименьшее зло – сокращение расходов, резервы для этого велики. После кризиса 1998 г. за два года на 10 п. п. сократили расходы и ничего страшного не произошло, вспоминает Гурвич.

Но сокращать расходы Минфин особенно не может, поскольку у бюджета большие социальные обязательства и оборонные расходы, уверена Орлова: можно оптимизировать, повышать эффективность, но это требует детальной работы. Если же и повышать налоговую нагрузку, то лучше на потребление – это тоже болезненно для экономики, но не так, как повышение налога на прибыль, заключает Гурвич.

Власть может отойти от обещаний не повышать налоги, считает Владимир Тихомиров из БКС: можно же сослаться на то, что резко изменились цены на нефть, ситуация в экономике и геополитике: «Нет ничего высеченного в камне». Если все налоги поднять, можно и бездефицитный бюджет сделать, иронична Орлова.

В подготовке статьи участвовали Маргарита Папченкова, Елизавета Базанова

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/08/31/655090-minfin-ndfl

Стыдные вопросы про налоги в России Я плачу только 13 процентов? Что такое прогрессивная шкала? — Meduza

Минфин: прогрессивной шкалы ставок по налогу на прибыль не будет

Российские власти начали всерьез обсуждать предстоящую налоговую реформу. Если верить заявлениям Минфина, в 2018 году (то есть после президентских выборов) Россия вполне может перейти на прогрессивную шкалу подоходного налога или просто повысить его ставку. «Медуза» отвечает на стыдные вопросы о том, какие налоги платят россияне и как эта система может измениться.

Сколько я плачу налогов? 13 процентов?

Да, сбор, с которым чаще всего сталкивается любой россиянин — это 13 процентов налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Именно эта доля составляет разницу между зарплатой, записанной в трудовом договоре, и тем, что работник получает на руки.

Но НДФЛ — не единственный платеж, который получает государство за каждого наемного работника.

Компания также обязана отправить взносы в Пенсионный фонд (22 процента от зарплаты по договору), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (5,1 процента) и Фонд социального страхования (2,9 процента).

Если зарплата работника больше 66 тысяч рублей в месяц, то за все, что выше этой суммы, взнос в ПФР отчисляют по ставке 10 процентов. Для взносов ФСС ставка обнуляется после 60 тысяч рублей в месяц.

В результате государство получает около 33 процентов (точный процент зависит от суммы зарплаты) от всех расходов работодателя на зарплату конкретного сотрудника. Эту цифру можно условно считать реальным прямым налогом, который платит каждый работающий россиянин.

Помимо прямых налогов есть еще и косвенные. Все компании, производящие какие-то товары или оказывающие услуги, платят налог на добавленную стоимость. Эти сборы автоматически заложены в цену для конечного потребителя.

По данным Росстата за 2015 год, НДС и другие виды налогов составляли до семи процентов цены продовольственных товаров и до девяти процентов для непродовольственных.

Для водки доля налогов и акцизов в цене достигает 50 процентов, для бензина — более четверти.

Нельзя забывать также про транспортный, земельный и имущественный налоги. Все они оплачиваются раз в год, для этого ФНС рассылает уведомления по почте.

Но все равно мы платим меньше, чем в других странах?

Если смотреть только на ставку НДФЛ, то, действительно, 13 процентов — весьма низкий налог по сравнению с другими странами. Это отчасти связано с тем, что во многих странах действует прогрессивная шкала с высоким максимальным процентом, по которому и оценивают налоговую систему.

Чтобы сравнить страны по реальным прямым и косвенным налогам, которые платит каждый гражданин, проводятся сложные исследования. В 2016 году PricewaterhouseCoopers вычислила, что в средний россиянин отдает государству 47,4 процента заработанного. Это близко к оценке декана экономического факультета МГУ Александра Аузана, который говорит о 48 процентах.

За счет дополнительных сборов на социальную сферу и НДС Россия выходит в лидеры по реальной налоговой ставке. В мире средний показатель, по оценкам PWC, составляет всего 40,6 процента, а в Центральной и Восточной Европе и того меньше — 34,2 процента.

Прогрессивный налог означает, что я буду платить больше?

Прогрессивная шкала придумана, чтобы несильно обременять налогами людей с низкими доходами, а с богатых, наоборот, брать больше. Удобнее всего пояснить принцип работы такого налога на примере шкалы, которая действовала в России в 2000 году, после чего ее окончательно заменили единой ставкой.

Тогда те, кто получали до 4 тысяч рублей в месяц (72 тысячи в пересчете по средней зарплате на сегодняшний день), платили налог 12 процентов, это было первой ступенью шкалы.

Вторая ступень — до 12,5 тысячи рублей (217 тысяч на сегодняшние деньги): первые 4 тысячи оплачивались по 12 процентов, а все, что больше, — по 20 процентов.

Третья ступень: первые 4 тысячи рублей — ставка 12 процентов, потом 8,5 тысячи — 20 процентов, а превышение — 30 процентов.

Пока сложно сказать, придется платить больше налогов или меньше, ведь правительство еще не рассказало, какую именно прогрессивную шкалу оно будет вводить и будет ли вообще.

Единственная фигурировавшая в обсуждениях цифра — это нулевой налог для людей с низким доходом, о котором рассказала вице-премьер Ольга Голодец.

Но до какого уровня зарплат россиян вообще освободят от налогов, она не уточнила.

Если у правительства конкретных предложений пока нет, то у депутатов уже появилось несколько (весьма радикальных) идей. В августе члены ЛДПР подготовили свой проект поправок в Налоговый кодекс. Там прописала нулевая ставка для зарплат до 15 тысяч рублей в месяц.

Действующие 13 процентов оставят для заработка до 200 тысяч рублей в месяц. Дальше будет действовать ставка 30 процентов, вплоть до зарплат 8,3 миллиона рублей в месяц. Те, кто получают больше, будут платить за превышение по ставке 70 процентов.

Но такая шкала популистская, правительство вряд ли будет на нее ориентироваться.

Если прогрессивную шкалу одобрят, зарплаты снова будут платить «в конвертах»?

Такое опасение высказывают многие критики прогрессивной шкалы, да и вообще любого повышения налогов.

Министр финансов Антон Силуанов призывает повременить с реформой до 2018 года именно из-за нестабильной экономической ситуации, которая может заставить людей вернуться к «серым» зарплатам — когда по договору работник получает одну сумму (с нее и платится налог), а на руки получает больше.

Плоскую шкалу ввели с 2001 года именно для того, чтобы вывести доходы из тени. И это сработало. В 2000 году уплаченный НДФЛ составил только 2,4 процента ВВП страны, а в 2015-м — уже 3,8 процента. В абсолютных цифрах сумма уплаченного налога за это время выросла в 40 раз.

А что если обнулить НДФЛ? Ведь бюджет все равно зависит исключительно от нефти и газа! 

Это сильное преувеличение. В 2015 году доходы от добычи и экспорта нефти и газа составили около 6 триллионов рублей. В это входит налог на добычу полезных ископаемых нефти, газа и газового конденсата, а также вывозные пошли на нефть, газ и нефтепродукты.

Для сравнения, в виде НДФЛ и отчислений в Пенсионный фонд граждане и работодатели заплатили 6,5 триллиона. Еще чуть более триллиона рублей получил Фонд обязательного медицинского страхования. Через НДС бюджет получил 2,8 триллиона. Таким образом прямые и косвенные налоги приносят в бюджеты всех уровней приблизительно вдвое больше денег, чем добыча и продажа углеводородов.

На что идут мои налоги?

Подоходный налог (13 процентов) полностью остается в том регионе, где человек работает (по месту регистрации работодателя). Причем 85 процентов собранного НДФЛ получают в свое распоряжение региональные власти, а остальное распределяется на местном уровне. На эти деньги в регионе строят и ремонтируют дороги, поддерживают в нормальном состоянии объекты ЖКХ и решают другие проблемы.

Взносы в Пенсионный фонд собираются в общий котел со всей страны, а затем распределяются для выплаты пенсий. По такому же принципу организованы фонды медицинского и социального страхования.

Налог на добавленную стоимость, который граждане оплачивают косвенно через покупки товаров и услуг, целиком уходит в федеральный бюджет. Эти деньги распределяет правительство. Из федерального бюджета оплачивается содержание полиции и армии, а также наука, образование и другие направления, затрагивающие интересы всей страны.

Источник: https://meduza.io/feature/2016/11/25/stydnye-voprosy-pro-nalogi-v-rossii

Чиновники обсуждают возврат к прогрессивной шкале НДФЛ

Минфин: прогрессивной шкалы ставок по налогу на прибыль не будет

Прогрессивная шкала по подоходному налогу вскоре может стать реальностью. Вслед за многочисленными законопроектами о гибкой ставке подоходного налога, возможность возврата к дифференцированному налогообложению граждан не исключают в Правительстве РФ.

КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня

Получить доступ

Правительство России обсуждает возможность введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Чиновники считают, что граждане, имеющие высокие доходы, могут платить в бюджет не 13%, а больше. Тогда как, малоимущие граждане должны иметь возможность сэкономить на налогах. Эксперты считают, что наиболее уязвимым звеном в этом случае окажется средний класс.

Что предлагают чиновники

Два источника, близких к финансово-экономическому блоку правительства рассказали  журналистам издания “Известия”, что максимальная ставка НДФЛ рассматривается чиновниками на уровне 20%. Правительство не собирается вводить прогрессивную шкалу в следующем плановом периоде и, скорее всего, отложит это до 2020 года. Кроме того, может измениться ставка НДС.

Эксперты считают подобные меры непопулярными и уверены, что в первую очередь это может сильно задеть средний класс. Обсуждение налоговой нагрузки пока проходит в рамках начавшегося бюджетного процесса в консультационном порядке.

Чиновники считают, что подход к введению прогрессивного подоходного налога должен учитывать множество переменных факторов и может быть только комплексным.

Для того, чтобы не создавать дисбаланса в системе сборов с доходов, ставку НДФЛ необходимо увязать с обязательными социальными взносами. Как рассказал журналистам источник, близкий к Минфину:

В целом рассматривать налоги в отрыве от экономической и бюджетной политики государства неверно. В настоящее время цели и принципы такой политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу формируются. К налогам надо переходить, определившись с этими приоритетами.

Сама идея возврата к прогрессивному налогообложению доходов граждан давно витает в воздухе и имеет как своих сторонников, так и противников. В частности, министр финансов Антон Силуанов давно не исключал возможности к ее возврату. Глава Минфина считал, что это будет оправдано после 2018 года, когда закончится мораторий на изменение налоговой системы в России.

В свою очередь, бывший глава Минфина, а ныне советник Президента России Алексей Кудрин считает введение дифференцированного подоходного налога нецелесообразным, поскольку доходы свыше 1 млн рублей в стране имеют только 2–3% населения. С этих граждан будет сложно собрать повышенный налог, а вот для среднего класса его рост может оказаться фатальным.

Депутаты предлагали и более радикальные меры. В частности, на рассмотрение Госдумы был внесен  законопроект, в котором максимальная ставка НДФЛ должна была составлять 50%.

Такой налог коммунисты предложили платить гражданам, зарабатывающим тот самый 1 млн рублей в месяц.

Госдума эту инициативу не поддержала, но в нижней палате парламента и сейчас находится несколько законопроектов о прогрессивной шкале НДФЛ.

Для чего нужно пересматривать принцип налогообложения доходов граждан

Необходимость пересмотра принципов налогообложения назрела из-за существующего в настоящий момент дефицита бюджета. Снижение мировых цен на нефть и значительная расходная часть бюджетов всех уровней требуют от Минфина поиска новых источников доходов.

Хотя НДФЛ является источником доходов в основном для региональных бюджетов, увеличение поступлений поможет всей бюджетной системе страны в целом. Ведь рост доходов субъектов РФ позволит чиновникам сократить трансферты из федеральных источников регионам.

В 2017 году на эти цели запланировано 488 млрд рублей. Такие вливания необходимы практически всем региональным бюджетам, их получает 71 субъект РФ из 85 существующих.

Если у Минфина получится увеличить доходы регионов за счет роста налоговых поступлений, то он сможет значительно сократить объем федеральной поддержки.

Эксперты отмечают, что в большинстве стран мира существует дифференцированный подход к налогообложению доходов. В России при введении прогрессивной шкалы НДФЛ нужно найти оптимальный баланс между ростом бюджетных поступлений и возможным социальным эффектом. Это необходимо, чтобы избежать ухода налогоплательщиков в тень.

Обсуждение продолжается, официальных комментариев пока нет. Петербургский правовой портал продолжает следить за развитием событий.

Источник: https://ppt.ru/news/136878

Прогресс с НДФЛ возможен после 2018-го

Минфин: прогрессивной шкалы ставок по налогу на прибыль не будет

  ФОТО: Владимир Афанасьев

Думская оппозиция не раз предлагала ввести прогрессивный налог. Партия власти относилась к этой идее настороженно, так же как и Правительство. А в четверг министр финансов заявил, что с 2018 года можно привязать налоги к размеру дохода.

Олигархи не обращались в Минфин

С 1992 по 2000 год в России уже существовала прогрессивная налоговая шкала – люди платили от 13 до 35 процентов.

В 2001 году была введена плоская шкала подоходного налога, который составляет 13 процентов, независимо от уровня доходов налогоплательщика.

Получается, что одинаковые налоги платят и олигархи, и люди, живущие за чертой бедности. Во многих странах уже действует прогрессивный налог.

По словам главы Минфина Антона Силуанова, в кабмине допускают введение такой возможности после 2018 года, когда стабилизируется экономическая ситуация. Сейчас нельзя вводить эту систему, уверен министр.

В нынешних особо сложных условиях, когда действительно снижаются реальные доходы населения, и у многих предприятий сложное финансовое положение, говорить об изменении порядка налогообложения НДФЛ — означает стимулировать к уходу в тень заработной платы.

Вместе с тем, Силуанов заверил, что никто не обращается в правительство с требованием сохранить плоскую шкалу налогообложения. «Олигархи не обращались к нам, в Минфин, я думаю, что и в Правительство тоже, чтобы сохранить плоскую шкалу», — сказал министр.

В 2018 году Минфин ожидает стабилизацию экономической ситуации – федеральный и региональные бюджеты станут более устойчивыми, так что уход зарплат в тень будет минимизирован. Тогда можно будет ввести прогрессивную шкалу налогов.   

От 30 до 70 процентов — для богатых

О том, что в России пока не будут вводить прогрессивную шкалу налогов, в конце прошлого года заявил в интервью пяти телеканалам председатель Правительства Дмитрий Медведев. Население нашей страны ещё не достигло необходимого уровня правосознания и не готово ко всеобщему декларированию, объяснил тогда премьер.

По мнению главы кабмина, 13-процентный подоходный налог оказался удачным на сто процентов. Вместе с тем Медведев не исключил того, что к изменению налоговой системы можно будет вернуться через 5-7 лет.

В марте 2015-го законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ внесли депутаты от «Справедливой России» во главе с лидером фракции Сергеем Мироновым.

В соответствии с ним граждане, которые получают в год меньше 24 миллионов рублей, будут по-прежнему платить 13 процентов НДФЛ. По доходам от 24 до 100 миллионов ставка должна быть 25 процентов, от 100 до 200 миллионов – 35 процентов.

Россияне, чей ежегодный доход больше 200 миллионов, должны платить 50-процентный налог, считают в «Справедливой России».   

Фракция КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым предлагала установить ставку в 50 процентов на ежемесячный доход свыше миллиона рублей. По замыслу депутатов, ежемесячный доход до 400 тысяч (4,8 миллионов рублей в год) будет облагаться налогом по ставке 13 процентов.

С ежемесячных доходов от 400 тысяч до 1 миллиона (4,8 — 12 миллионов в год) они предлагают брать налог в 30 процентов. Коммунисты считают, что принятие закона дает возможность не снижать зарплату работникам бюджетной сферы, не сокращать учреждения бюджетной сферы.

Авторы законопроекта отмечают, что сегодня прогрессивный налог действует в 23 странах мира, в том числе во Франции, США, Китае. От применения предложенной шкалы налогообложения доходы бюджета увеличатся до 3 триллионов 972,9 млрд. руб., то есть в 1,7 раза.

При этом средний класс и люди, живущие за чертой бедности, не пострадают.

Читайте по теме В августе законопроект о прогрессивной шкале налогов внесли депутаты от ЛДПР.

Они предлагают ввести систему, при которой люди, получающие до 180 тысяч рублей в год, вообще не платят НДФЛ.

Россияне, чей доход от 180 тысяч до 2 миллионов 400 тысяч рублей, должны платить 13 процентов НДФЛ, от 2 миллионов 400 тысяч до 100 миллионов – 30 процентов, выше 100 миллионов – 70 процентов.

«Тех, кто получает низкую зарплату, нужно вообще избавить от уплаты НДФЛ, — сказал «Парламентской газете» заместитель руководителя фракции Ярослав Нилов. – Несправедливо, когда налоги платят те, чья зарплата равна МРОТу. 13 процентов берут с тех, кто получает миллион в день, и с тех, кто получает 10 тысяч в месяц».

Депутат считает, что если экономическая ситуация будет ухудшаться, то введение прогрессивной шкалы налогообложения будет вынужденной мерой. «По-другому сверстать бюджет будет невозможно. Правительство поймёт, что деньги закончились, но где-то их надо брать, — уверен Нилов.

– К тому же, это социально справедливо и это мировая практика».  

Прогрессивная шкала уже существует

Ранее председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров заявлял, что отмена плоской шкалы налогообложения доходов не принесет пользы российской экономике.

Руководитель центра налоговой политики Экономического факультета МГУ Кирилл Никитин не услышал ничего нового в словах министра финансов.

Кирилл Никитин директор центра налоговой политики Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Во-первых, я отношусь к словам министра финансов и любых чиновников про перспективы после 2018 года в принципе как к прогнозам на непрогнозируемый период. Во-вторых, разговоры о введении прогрессивной шкалы ведутся давно, в том числе и на министерском уровне.

Все говорят об этом именно таким образом, что «в принципе можно, но только не сейчас». В-третьих, прогрессивная шкала НДФЛ – это не только высокие налоги для богатых, но и нулевые ставки для бедных. Это совершенно другого уровня налоговые вычеты, не копеечные, как сейчас, а нормальные по целому ряду расходов населения.

Люди, обсуждающие прогрессивную шкалу, зачастую слабо себе представляют, о чём говорят. В-четвёртых, на данный момент трудовые доходы населения, с учётом уже так называемых соцвзносов, облагаются по ставке 13 процентов в отношении первых 796 тысяч рублей в год и 24,5 процентов в отношении больших денег. С этой точки зрения прогрессивная шкала налогообложения у нас давно есть.

Остаётся её для начала хотя бы признать, а после этого обсуждать какие-то новые телодвижения в этом направлении.

Источник: https://www.pnp.ru/economics/2016/11/17/progress-s-ndfl-vozmozhen-posle-2018-go.html

Новости

Минфин: прогрессивной шкалы ставок по налогу на прибыль не будет

nalog.ru

Профсоюзы выступают за введение в России прогрессивной шкалы налогообложения, правительство – против. Многочисленные законопроекты, вносимые на рассмотрение Госдумы, регулярно отклонялись. «Солидарность» рассказывает о подоходном налоге и приводит аргументы сторонников и противников прогрессивного налогообложения.

Прогрессивная шкала налогообложения – система, когда ставка НДФЛ (налог на доходы физических лиц) увеличивается вместе с налогооблагаемой базой.

Другими словами, чем выше доход, тем больший процент налогов человек платит.

Есть два варианта прогрессивной шкалы: простая, в которой повышается только процент ставки, и сложная, в которой уплачивается фиксированная сумма налога плюс процент с суммы, превышающей нижний уровень ставки.

Существует также единая или плоская шкала налогообложения, при которой ставка налога одна для всех и не зависит от дохода человека.

ИСТОРИЯ

Впервые прогрессивное налогообложение было введено в Великобритании в 1798 году. В 1893 году оно появилось и в Пруссии: подоходный налог варьировался от 0,62% до 4%. К началу XX века такой налог был введен во многих европейских странах.

В России, по прусскому образцу, он был установлен царским правительством 6 апреля 1916 года, но из-за революции закон фактически не вступил в действие. Декретом от 23 ноября 1922 года налогообложение было реформировано. В Советском Союзе шкала подоходного налога всегда была прогрессивной. Так, на доход менее 70 рублей налога не было.

От 70 до 90 рублей – 10%, от 90 до 100 рублей – 12%. 13% платили те, кто получал свыше 100 рублей в месяц.

В 1998 году в России ввели сложную прогрессивную шкалу: доходы до 50 тысяч рублей облагались по ставке 12%. До 150 тысяч нужно было платить 6 тысяч рублей налогов и 20% с суммы, превышающей 50 тысяч рублей. С доходов от 150 001 рубля налог составлял 26 тысяч и 30% с суммы сверх 150 тысяч рублей.

В 2001 году у подоходного налога появилось новое название НДФЛ (налог на доходы физических лиц), а ставка стала единой для всех (плоской) — 13%.

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Законопроекты о возвращении к прогрессивной шкале регулярно вносились в парламент, однако правительство страны всегда давало на них отрицательные заключения.

В 2010 году Владимир Жириновский выступал за «семиступенчатую» шкалу налогообложения – от 2 до 40%.

Депутаты от КПРФ предлагали снизить налог для граждан, чей доход меньше 60 тысяч рублей в год, до 5%, а для зарабатывающих от 12 млн рублей в год – поднять до 45%. В октябре 2017 года Госдума отклонила законопроекты трех фракций о введении прогрессивной шкалы НДФЛ.

В феврале 2018 года депутаты от фракции «Справедливая Россия» внесли в нижнюю палату парламента законопроект, где предложили для граждан с доходами ниже 24 млн рублей в год оставить 13-процентную ставку, для остальных – поднять до 18%. По мнению парламентариев, под действие «максимальной» ставки подпадет чуть более 20 тысяч плательщиков, а поступление налогов увеличится на 200 млрд рублей в год.

В марте 2018 года депутаты от КПРФ заговорили о том, что надо ввести с 1 января 2019 года прогрессивную шкалу НДФЛ. Для лиц, получающих меньше 100 тысяч рублей в год, предлагалась ставка в 5%. При годовом доходе до 3 млн рублей ставка составила бы 5 тысяч рублей плюс 13% с суммы выше 100 тысяч рублей.

Для лиц с доходами до 10 млн рублей — 382 тысячи рублей плюс 18% с суммы свыше 3 млн. Для получающих в год свыше 10 млн рублей – 1,642 млн рублей плюс 25% с суммы больше 10 млн рублей. Правительство не поддержало данный законопроект.

«В настоящее время наблюдается стабильность собираемости налога на доходы физических лиц», — говорится в заключении Кабмина.

ПРОТИВНИКИ

Главные аргументы противников возврата к прогрессивной шкале:

– обогащение местных бюджетов столицы и крупных городов и обнищание отдаленных регионов, ведь налогами облагают по месту трудоустройства, а не проживания;

– необходимость для граждан самостоятельно отчитываться в доходах со всеми административными издержками;

– уклонение от налогов, возврат к «серым» зарплатам и «теневому» бизнесу;

– увеличение безработицы, отсутствие стимулирования к труду, уменьшение инвестиций.

Внедрение прогрессивной шкалы налогообложения в России – идея обсуждаемая, но к ее реализации необходимо отнестись крайне осторожно. Такую мысль высказал премьер-министр Дмитрий Медведев, отвечая на вопросы депутатов после отчета о деятельности правительства 11 апреля 2018 года в Госдуме.

– Достаточно вспомнить, как платился этот налог, когда была прогрессивная ставка налогообложения. Какое использовалось количество «конвертов», серых схем. После перехода к плоской шкале все налоги стали платить, – заявил премьер.

– Такое налогообложение наиболее затруднительно не для тех, у кого сверхдоходы, а для тех, у кого средние доходы. Как раз бьет по среднему классу. При возникновении «прогресса» мы входим в иную реальность, связанную с уплатой НДФЛ. А именно: необходимо будет снова подавать налоговые декларации. Часть налогов, очевидно, уйдет в серую зону, – сказал Медведев.

В июне 2018-го на заседании Российской трехсторонней комиссии глава ФНПР Михаил Шмаков задал вопрос руководству Минфина, почему в качестве источника для пополнения бюджета Пенсионного фонда не используется введение прогрессивной шкалы налогообложения. Первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов ответил, что этот способ даже не рассматривался.

– Если мы повысим ставку, то большую часть дохода получит Москва, и дифференциация между столицей и субъектами РФ еще вырастет, – заявил Силуанов.

https://www.youtube.com/watch?v=alOQiuNLvuI

Он также уверен, что велики риски ухода богатых людей из-под налогообложения.

– Мы против этого (ввода прогрессивной шкалы НДФЛ. — Прим. ред.). У нас есть дифференциация в имущественном налогообложении, в том числе через транспортный налог, — сказал министр финансов в ходе Российского инвестиционного форума в феврале 2018 года.

Позже Антон Силуанов высказался еще однозначнее:

– Мы знаем, что богатые — люди неглупые и найдут пути, как обойти это решение, люди в том числе могут вообще вывести деньги из нашей страны. С другой стороны — плоская шкала 13-процентная достаточно уже устоялась, и здесь менять законодательство, наверное, было бы неправильно.

СТОРОННИКИ

Главные аргументы сторонников введения прогрессивной шкалы налогообложения:

– наполнится бюджет и будет покрыт его дефицит;

– стабилизируются региональные бюджеты;

– установится социальная справедливость, уменьшится количество бедных;

– появится источник пополнения ПФР вместо повышения пенсионного возраста.

В ноябре 2016 года вице-премьер российского правительства Ольга Голодец поддержала переход к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

– Я считаю, что для преодоления бедности освобождение в нижней шкале от НДФЛ является одним из важнейших шагов. У нас эта мера просчитана, и мы ее обсуждаем, – сказала Голодец.

Федерация независимых профсоюзов России последовательно отстаивает позицию о переходе к прогрессивному налогообложению. Глава ФНПР Михаил Шмаков во время прямой линии 13 октября 2017 года в очередной раз высказался по этому вопросу:

– Профсоюзы несколько десятилетий требуют от правительства внедрить прогрессивную шкалу налогообложения. Богатые и в особенности сверхбогатые должны платить больше, чем обычные граждане. И профсоюзы обязательно добьются своего.

Среди предложений ФНПР – освобождение от подоходного налога граждан, чьи доходы не достигают прожиточного минимума.

Аргументы Минфина о том, что бизнес в случае введения прогрессивной шкалы налогообложения уйдет в «тень», прокомментировал секретарь Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков:

– Если в Налоговой службе неспособны контролировать уплату налогов со стороны бизнеса при внедрении прогрессивной шкалы налогообложения, непонятно, зачем она вообще нужна. Бизнес, да и любой человек, всегда ищет возможности заплатить поменьше налогов. Это нормальная ситуация.

А задача налоговиков – контролировать, чтобы налоги выплачивались в соответствии с законом, будь то плоская шкала налогообложения или прогрессивная. Проблема заключается в том, что Минфин ищет наиболее легкий путь, добывает средства там, где ему видно.

А видно, в основном, в карманах у трудящихся.

ЗА РУБЕЖОМ

Плоская шкала налогообложения действует сегодня в Эстонии, Украине, Грузии, Болгарии, Гонконге, Монголии, Литве и других странах. В большинстве же европейских стран используется прогрессивная шкала. В Великобритании ставка варьируется от 14 до 45%.

Самые высокие ставки для максимально высокой прибыли действуют в Швеции (56,6%), Израиле (57%), Нидерландах (52%) и Франции (75%). В то же время развитые страны могут похвастаться низкими размерами ставок для невысоких доходов – США – 10%, Китай – 5%.

Источник: http://xn--80aucrje.xn--p1ai/news/vse-o-progressivnoy-shkale-nalogooblozheniya-kak-platit-podokhodnyy-nalog-v-rossii/

Прогрессивная шкала налогообложения

Минфин: прогрессивной шкалы ставок по налогу на прибыль не будет

Профсоюзы выступают за введение в России прогрессивной шкалы налогообложения, правительство – против. Многочисленные законопроекты, вносимые на рассмотрение Госдумы, регулярно отклонялись. «Солидарность» рассказывает о подоходном налоге и приводит аргументы сторонников и противников прогрессивного налогообложения.

Прогрессивная шкала налогообложения – система, когда ставка НДФЛ (налог на доходы физических лиц) увеличивается вместе с налогооблагаемой базой.

Другими словами, чем выше доход, тем больший процент налогов человек платит.

Есть два варианта прогрессивной шкалы: простая, в которой повышается только процент ставки, и сложная, в которой уплачивается фиксированная сумма налога плюс процент с суммы, превышающей нижний уровень ставки.

Существует также единая или плоская шкала налогообложения, при которой ставка налога одна для всех и не зависит от дохода человека.

Правовой совет
Добавить комментарий