Минтруд передаст полномочия по утверждению профстандартов компаниям

Профстандарты: профессиональные стандарты, утвержденные Министерством труда РФ

Минтруд передаст полномочия по утверждению профстандартов компаниям

По нормам трудового законодательства профессиональные стандарты являются требованием к квалификации специалистов, необходимой для выполнения ими профессиональной деятельности. Квалификация, в свою очередь, включает в себя перечень знаний и умений, опыта и профессиональных навыков, которыми должен обладать работник.

Разработкой и утверждением профессиональных стандартов занимается Минтруд России, перечень специальностей при этом формируется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. В Трудовом кодексе эти требования регулирует статья 95.

Для того, чтобы любой работодатель или специалист могли в нужный момент найти описание и требования к каждой профессии, для которой уже существует стандарт, профессиональные стандарты, утвержденные Министерством труда 2019, объединены в специальный реестр. Он представляет собой детализированную информационную систему, которая определяет соответствующие требования к квалификации для включенных в нее специальностей. В реестре можно найти:

  • определения, связывающие между собой сферы профессионального труда;
  • описания, которые помогают делать упор на реальный опыт специалистов, а не на программы образовательного характера;
  • перечень полномочий и ответственности работников, занимающих определенную должность;
  • степень ответственности по видам деятельности;
  • другую полезную информацию.

Основы разработки утверждения, применения требований осуществляются ведомством по правилам, установленным постановлением Правительства РФ. Кроме того, есть официальный сайт “Профессиональные стандарты”, который оперативно обновляется. Для удобства поиска и использования специальности приведены в нем в алфавитном порядке.

Обязательность применения профстандартов

До 1 июля 2016 года применение утвержденных Минтрудом России профессиональных стандартов не являлось обязательным и носило рекомендательный характер. Однако, с этой даты начала действовать статья 195.3 ТК РФ, которая регламентирует порядок их применения.

В ней, в частности, сказано, что если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты являются обязательными для применения работодателями.

Остальные организации могут руководствоваться этими требованиями на свое усмотрение.

Так, специалисты Минтруда поясняют, что для определения трудовых функций при заключении или изменении трудовых договоров по нормам статьи 57 ТК РФ, обязательным условием является указание трудовых функций.

Поэтому при указании должностей в штатном расписании работодателям рекомендовано использовать наименования должностей, содержащихся в соответствующем блоке третьего раздела документа, их также содержит реестр профессиональных стандартов 2019.

Что полезного могут почерпнуть из него те работодатели, для которых пока не является обязательным применение на практике установленных требований? Среди такой информации есть, в частности:

  • сведения для формирования основы кадровой политики организации;
  • нормативы для установления системы оплаты труда;
  • данные для определения конкретных трудовых функций для каждого сотрудника;
  • формулировка основных обязанностей работников;
  • помощь в разработке должностных инструкций;
  • требования к обучению и аттестации работников.

Организации, для которых требования к квалификации сотрудников стали обязательными:

  • государственные учреждения и организации;
  • открытые акционерные общества (за исключением кредитных организаций);
  • страховые организации;
  • негосударственные пенсионных фонды;
  • акционерные инвестиционные фонды;
  • управляющие компании паевые инвестиционные фонды;
  • иные экономические субъекте, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций) или проведенные через онлайн кассы;
  • государственные внебюджетные фонды.

Все эти организации обязаны брать на работу главных бухгалтеров или других работников, на которых возлагается обязанность по ведению учета, только в соответствии с профстандартами, поскольку это предусмотрено Федеральным законом от 06.12.

2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”.

Для других отраслей могут быть установлены строгие требования к другим должностям и специальностям, поэтому работодатели должны следить за этим самостоятельно, в чем им может помочь реестр профессиональных стандартов Минтруда.

Актуальность данных в реестре

Министерство труда и социального развития РФ постоянно утверждает новые пакеты профстандартов и обновляет их реестр. Например, 31 марта 2019 года в него были включены такие специальности, как:

  • специалист в области энергоменеджмента в строительной сфере;
  • специалист по проведению энергосервисных мероприятий на объектах капитального строительства;
  • монтажник промышленного газового и газоиспользующего оборудования и газопроводов;
  • техник по композитным материалам;
  • организатор проектного производства в строительстве;
  • машинист комбинированной дорожной машины;
  • специалист по модернизации, техническому перевооружению и реконструкции литейного производства;
  • машинист машины для укладки геосинтетических материалов;
  • калильщик;
  • специалист в области проектирования сооружений водоподготовки и водозаборных сооружений;
  • пружинщик;
  • машинист разогревателя (нагревателя) асфальтобетона;
  • специалист по наладке подъемных сооружений;
  • эксперт по оценке соответствия подъемных сооружений требованиям безопасности;
  • машинист крана общего назначения;
  • машинист машин для забивки и погружения свай;
  • монтажник слаботочных систем охраны и безопасности;
  • специалист в области проектирования систем холодоснабжения;
  • техник по обслуживанию роботизированного производства;
  • врач-лечебник (врач-терапевт участковый);
  • специалист по энергетическому обследованию объектов капитального строительства и др.

С самыми актуальными данными вы можете ознакомиться на PPT.ru, проскольку все утвержденные профессиональные стандарты с 2019 года, список которых по алфавиту можно найти ниже, оперативно включаются в этот перечень.

Его применение на практике позволит каждому работодателю наилучшим образом укомплектовать штат своего предприятия специалистами нужной квалификации, создать необходимый кадровый резерв, а также снизить текучесть кадров.

Все это приведет к уменьшению затрат на кадровые мероприятия, что благоприятно отразится на экономической стабильности компании.

Источник: https://ppt.ru/docs/profstandarts

Профстандарты: что такое, обязательно ли, внедрение

Минтруд передаст полномочия по утверждению профстандартов компаниям

Федеральный закон от 03.12.

2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании”» вводит понятие «профессиональный стандарт» и определяет его как характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

В определении профессионального стандарта используется такое понятие, как «квалификация работника». Под квалификацией работника трудовое законодательство подразумевает уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работника. Приказ Минтруда России от 12.04.

2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов» выделяет девять уровней квалификации.

Градация основана на нескольких характеристиках: полномочия и ответственность, характер умений, уровень знаний и основные пути достижения соответствующего уровня квалификации. 1-й уровень — минимальный набор требований к навыкам и умениям, отсутствие требований к образованию.

Это, как правило, физический труд. 2-й уровень — деятельность под руководством, самостоятельное выполнение элементарных заданий по инструкции, применение специальных знаний.

С каждым следующим уровнем требования повышаются. Так, в обязательном к внедрению с 1 июля 2016 года профессиональном стандарте «Бухгалтер»* предусмотрены 5-й и 6-й уровни квалификации.

Для 5-го уровня, например, увеличена доля самостоятельной деятельности в принятии решений, больше ответственности, повышенные требования к самоконтролю и самооценке.

Обязательны профессиональные знания и определенный уровень образования.

Руководители, претендующие на высший, 9-й уровень квалификации, должны иметь ученую степень (аспирантура, ординатура, адъюнктура).

От них требуются не только профессиональные знания, но и методологическая и исследовательская компетенции.

В круг обязанностей такого специалиста входит: определение стратегии, управление крупными системами, принятие на себя ответственности за результаты на международном и (или) национальном уровне.

В каждом конкретном профстандарте понятия знаний, умений, навыков, опыта конкретизированы, уточнены сообразно отраслевой, профессиональной специфике. Сегодня реестр утвержденных профстандартов содержит более 830 пунктов.

Ознакомиться с перечнем можно на сайте Минтруда РФ profstandart.rosmintrud.ru и на портале Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России.

Ресурсы содержат Национальный реестр профессиональных стандартов, необходимые нормативные документы, актуальные на сегодня Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ), Единый квалификационный справочник должностей руководителей (ЕКСД), план-график открытия центров оценки квалификации и другие полезные материалы.

Рекомендуем посмотреть бесплатный видео-урок на тему «Профстандарты», специально для кадровиков. 

На какие нормативные документы могут опираться специалисты по кадрам и руководители предприятий?

Работа по созданию системы профстандартов была начата еще в 2012 году. Основополагающим можно считать Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной политики». В этом документе президентом были сформулированы задачи:

  1. Утвердить до 1 декабря 2012 года план разработки профессиональных стандартов.
  2. Разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.
  3. В целях выработки единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров:

3.1. подготовить и до 1 августа 2014 года внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся порядка аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров;

3.2. создать в установленном порядке до 1 декабря 2015 года базовый центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.

За эти годы было принято немало нормативно-правовых актов, однако практическую пользу специалисту по кадрам, бухгалтеру и руководителю предприятия могут принести следующие:

  • Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который вводит в ТК РФ несколько новых статей, в том числе ст. 195.3, которая регулирует порядок применения профессиональных стандартов.
  • Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании”»;
  • Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов»;
  • Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении макета профессионального стандарта»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями…»;
  • Письмо Минтруда РФ от 30.12.2015 № 14-0/В-1190;
  • Письмо от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 «Информация Минтруда и соцзащиты РФ по вопросам применения профессиональных стандартов».

Для чего нужны профстандарты?

Одна из центральных задач, которую должна решить система профстандартов, — постепенное их применение всеми без исключения хозяйствующими субъектами.

Внедрение профстандартов упорядочит назначения на ту или иную должность: соискатель, претендующий на должность, например, начальника отдела, должен будет отвечать вполне определенным требованиям к знаниям, умениям, навыкам и опыту. Эта система должна помочь решить проблему непрофессионализма, которая сегодня стоит достаточно остро в самых разных сферах деятельности.

Как профстандарты соотносятся с существующими квалификационными справочниками?

Внедрение профстандартов с 1 июля 2016 года пока не отменяет Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС) и Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС). Справочники содержат наиболее полный на сегодня перечень профессий и должностей, а также их тарифно-квалификационные характеристики. Постепенно ЕКС и ЕТКС будут полностью заменены профстандартами, как более актуальными и современными.

Переход к профстандартам займет некоторое время. Конечная цель всех изменений — заменить ныне существующие ЕКС и ЕТКС. Но пока квалификационные справочники и реестр профессиональных стандартов существуют параллельно, работодатели могут сами выбирать, на что опираться в своей работе.

Обязательно ли применять профстандарты?

Применять их с 1 июля 2016 года в большинстве случаев не должны ни коммерческие структуры, ни государственные (муниципальные) учреждения. Однако в двух случаях Трудовой кодекс РФ обязывает организации внедрять профессиональные стандарты.

В ч. 2 ст. 57 ТК РФ речь идет о том, что наименования должностей, профессий, специальностей должны соответствовать наименованиям в квалификационном справочнике или профстандарте, если выполнение работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением гарантий или льгот, например с досрочным назначением пенсии.

Ст. 195.3 ТК РФ устанавливает, что требования к квалификации обязательны для применения, если это прописано в самом ТК РФ, других федеральных законах и иных нормативно-правовых актах. Это касается целого ряда профессий, например:

  • педагогов (ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
  • кадастровых инженеров (ст. 29 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ);
  • медиков и фармацевтических работников (приказы Минздрава от 10.02.2016 № 83н и от 08.10.2015 № 707н);
  • летчиков (раздел II Приказа Минтранса России от 12.09.2008 № 147);
  • адвокатов (ст. 9 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002 № 63-ФЗ);
  • аудиторов (ст. 4 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ);
  • главных бухгалтеров отдельных организаций и учреждений (ч. 4 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ) и пр.

Эти требования распространяются на все организации вне зависимости от формы собственности или статуса работодателя.

Можно ли уволить сотрудника за то, что он не соответствует требованиям профстандартов?

По этому вопросу Минтруд РФ дает разъяснение в своем письме от 30.12.2015 № 14-0/В-1190. Согласно документу, уволить сотрудника за то, что он не соответствует параметрам профстандарта, нельзя. ТК РФ не предусматривает такого основания для расторжения трудового договора с работником.

На основании несоответствия профстандарту работодатель может отказать соискателю, но только в том случае, если требования профстандартов официально приняты в организации и прописаны в должностных инструкциях.

И, конечно, руководитель предприятия, принимая решение о внедрении профстандартов, должен понимать, что именно на его плечи ложится обязанность по повышению квалификации работников.

Каков порядок действий при внедрении профстандартов в организации?

Если организация приняла решение применить систему профессиональных стандартов, руководитель своим приказом должен назначить ответственного сотрудника или даже создать рабочую группу. Образцы таких приказов уже появились во многих справочных системах.

Рабочая группа анализирует профессии, специальности, должности, к которым в первую очередь следует применять требования профстандартов. По результатам этого исследования рабочая группа составляет план-график применения новой системы к разным категориям сотрудников.

На первом этапе следует проверить соответствие уровня квалификации специалистов предприятия требованиям стандартов, спланировать обучение. Необходимо также соотнести, насколько совпадают названия должностей, существующих в организации, и утвержденных реестром профстандартов. При необходимости переименовать.

Следующий шаг — определить, надо ли внести изменения в должностные инструкции и трудовые договоры. Для каждого из этапов следует определить период выполнения. Это и будет план-график внедрения профстандартов в организации.

Однако следует помнить, что пройти обучение и подтвердить квалификацию на соответствие профстандарту работники в настоящее время не смогут.

Центры оценки квалификации (ЦОКи), где будет проходить предварительное обучение и сдача экзаменов на получение свидетельства о профессиональной квалификации, пока не оценивают работников, поскольку находятся на этапе разработки программ обучения, их апробации и своей юридической регистрации.

* Примечание

Применение профессионального стандарта «Бухгалтер» обязательно только в отношении главных бухгалтеров следующих организаций:

  • публичные акционерные общества (кроме кредитных организаций);
  • страховые организации;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • акционерные инвестиционные фонды;
  • управляющие компании паевых инвестиционных фондов;
  • управления государственных внебюджетных фондов.

Источник: https://kontur.ru/articles/4473

Закон о профессиональных стандартах

Минтруд передаст полномочия по утверждению профстандартов компаниям

В российском законодательстве предусмотрены квалификационные требования к сотрудникам разных организаций и ведомств. Закон о профессиональных стандартах в 2019 году определяет, как должны выполняться служебные обязанности.

Федеральный закон о профессиональных стандартах: официальный текст и изменения

Служебные обязанности и профессиональную этику регламентирует Трудовой Кодекс РФ. В документе содержится следующая информация:

  • порядок действия профстандартов;
  • условия для применения норм;
  • квалификационные требования к служащим;
  • прочие сведения, относящиеся к рабочим моментам.

Непосредственно профессиональные стандарты регламентирует ФЗ 122, который предусматривает внесение изменений в некоторые законодательные акты, в том числе в Трудовой Кодекс. Правовой документ был одобрен федеральными парламентариями в 2015 г., а вступил в силу с 2016 г.

Официальный текст законопроекта состоит из 5 статей:

  • в первом разделе определены поправки, которые были внесены в ТК РФ;
  • во 2 статье приведены одобренные в законе «Об образовании в РФ» изменения;
  • 3 статья регламентировала правки в документ «О техническом регулировании», но утратила силу;
  • 4 раздел касается полномочий федеральных органов по установлению действующих стандартов;
  • в 5 статье указана дата вступления закона в силу.

Изменения в законодательных актах

После принятия и вступления в силу нового законопроекта начали действовать предусмотренные в нем изменения. Предлагаем ознакомиться с основными правками, внесенными в Трудовой Кодекс и в закон об образовании.

Поправки в Трудовой Кодекс

Согласно действующему законодательству, с 2016 года предусмотрена новая редакция ТК РФ. Изменения коснулись нескольких статей и подразделов документа.

Статья № 195.1

В разделе собрана информация о квалификации служащих и о действующих профессиональных стандартах. Закон определяет квалификацию как совокупность знаний, опыта и умений работника. Профстандарты представляют собой оценку знаний. Подтверждение квалификации необходимо, чтобы сотрудник надлежащим образом исполнял свои обязанности.

Статья № 195.2

Следующая статья определяет процедуру установления профессиональных норм. Полномочия возложены на федеральное правительство, однако утверждение должно осуществляться трехсторонней комиссией по социально-трудовым отношениям.

Статья № 195.3

В действующей редакции указан порядок применения квалификационных норм. Эти полномочия также возложены на правительство и трехстороннюю комиссию. Согласно законодательному акту, определяются требования к следующим организациям:

  • российским негосударственным фондам;
  • государственным учреждениям и корпорациям;
  • муниципальным ведомствам.

Читать так же:  Закон 16 о транспортной безопасности

Поправки в закон «Об образовании в РФ»

Некоторые нововведения коснулись закона об образовании. Изменилась формулировка двух статей документа.

Статья № 11

В данном разделе содержится информация о некоторых федеральных требованиях. Принятые нормы предназначены для реализации следующих целей:

  • добиться единства образовательного пространства на территории всей России;
  • повторение программ образования;
  • формирование программ обучения для разных категорий учащихся;
  • появление гарантии от государства на получение качественного образования.

В действующем законе указаны требования по отношению к:

  • комплектованию и делению на разные уровни сложности программ обучения;
  • результатам, которые должны продемонстрировать учащиеся после освоения темы.

Статья № 73

В следующей статье дополнены некоторые положения, относящиеся к организации обучения специалистов. В ней содержатся следующие понятия:

  • получение профессии имеет главную цель – приобретение квалификационных умений в определенной сфере, получение практических знаний по использованию технического оборудования;
  • профессиональное обучение должно быть бесплатным, если человек ранее получил аттестат о среднем общем образовании. В случаях, предусмотренных в законодательстве, учеба также является бесплатной;
  • образовательные учреждения могут быть учреждены в удобной форме, однако при этом не должны быть нарушены положения действующего законодательства;
  • срок, в течение которого проводится обучение, устанавливается в зависимости от выбранной профессии. Для каждого вида деятельности законом предусмотрен определенный период.

Повышение профессиональной квалификации

Законопроект устанавливает требование об обязательном прохождении курсов повышения квалификации. Это необходимо для того, чтобы поддерживать профессиональный опыт и следовать за изменяющими тенденциями.

Документ предписывает работодателям проведение периодических квалификационных тестов для установления истинных знаний служащих. Полученная на основании тестирования информация даст представление о том, каких навыков не хватает сотрудникам, и что можно предпринять для повышения их знаний.

Все работники должны соответствовать действующим профессиональным стандартам. Для соблюдения законодательства необходимо:

  • разработать программу, позволяющую служащим получить необходимый опыт;
  • определиться с методами достижения целей;
  • установить временной отрезок, в течение которого сотрудники должны повысить свою квалификацию;
  • провести финальное тестирование после завершения образовательной программы.

Работники будут стремиться усвоить новые знания, если при этом будут чувствовать мотивацию. Нанимателям рекомендуют разработать систему поощрений. Чаще всего применяется одна из следующих схем:

  • денежная премия, которая начисляется по итогам месяца. Ее размер может зависеть от выполнения трудового плана;
  • прочие поощрительные выплаты;
  • назначается дополнительный отгул;
  • мотивацией для коллектива часто является проведение корпоратива. Это стимулирует служащих выполнять установленный руководством план;
  • могут использоваться прочие поощрительные методы на усмотрение начальства.

Читать так же:  Федеральный закон об охране озера Байкал

Практика показывает эффективность бонусных систем в улучшении трудовой статистики.

Штрафы за нарушение ФЗ 122

Все правила, касающиеся установления и действия квалификационных норм, определяют несколько законодательных актов: Трудовой Кодекс, постановление Правительства, закон Министерства труда.

Согласно действующей редакции документа, полномочия по соблюдению принятых требований возложены на государственную трудовую инспекцию.

Ведомство может инициировать внеплановую проверку, а при выявлении нарушений действующего законодательства виновные лица будут привлечены к ответственности.

Правовой акт предусматривает административную ответственность. Суммы штрафов прописаны в Кодексе об административных правонарушениях. Они составляют:

  • от 1 до 5 тыс. руб. для должностных лиц;
  • от 30 до 50 тыс. руб. для организаций.

Если ГИТ выявит повторное несоблюдение требований закона, денежные санкции будут увеличены:

  • от 10 до 20 тыс. руб. для должностных лиц;
  • от 50 до 70 тыс. руб. для организаций.

Скачать текст закона о профстандартах

Вы можете скачать закон о профстандартах по следующей ссылке. В действующей редакции законопроекта собрана информация обо всех изменениях в правовых документах, которые связаны с установлением квалификационных норм.

Также предлагаем скачать Трудовой Кодекс, поскольку именно в нем отражены основные сведения о процедуре установления профессиональных стандартов. Кроме того, в действующей редакции содержится информация о вопросах трудоустройства, правах и обязанностях служащих и работодателей, нюансах оформления больничного листа и оплачиваемого отпуска и проч.

ФЗ 122 также предусматривает внесение поправок в закон «Об образовании в Российской Федерации». Потому специалистам следует изучить и этот юридический документ.

В нем указаны аспекты, касающиеся получения профессионального образования.

Отдельно стоит отметить Кодекс об административных правонарушениях РФ, в котором описаны случаи несоблюдения законодательных норм и ответственность, предусмотренная за различные нарушения.

Профессиональная деятельность в России определяется не только должностными обязанностями сотрудников, но и их квалификационными знаниями. Закон о профстандартах устанавливает разные критерии оценки умений служащих и предусматривает административные взыскания за несоблюдение норм.

Источник: https://zakonoved.su/zakon-o-professionalnyh-standartah.html

План-график внедрения профстандартов

Минтруд передаст полномочия по утверждению профстандартов компаниям

Существуют, как обычно, две противоположные точки зрения: апологеты стандартизации и умеренные оптимисты, у каждой группы свои аргументы и доводы, в том числе со ссылкой на законодательство.

Большинство работодателей уверено, что профстандарты обязательны для всех организаций вне зависимости от форм собственности. Жесткие требования к квалификации сотрудников в связи с вступлением новой статьи 195.

3 ТК РФ предъявляются в отношении предприятий всех форм собственности, – считает, в частности, президент МОО поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди», владелица и руководитель швейного производства «Софиано» Ольга Косец.

По ее словам, изначально планировалось внедрение стандартизации в отношении государственных, бюджетных, унитарных предприятий, корпораций, внебюджетных государственных фондов, то есть хозяйствующих субъектов, у которых доля государственной или муниципальной собственности составляет 50 и более процентов, но в 2015 году был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 02.05.2015 N 122-ФЗ, согласно которому квалификационные стандарты признаны обязательными для всех категорий работников.

В пользу данной точки зрения можно отнести и тот факт, что все профстандарты проходят регистрацию в Минюсте России, а значит, являются нормативными правовыми актами, обязательными к применению.

Однако юристы поясняют, что, согласно формулировкам, изложенным в статье 195.3 ТК, профстандарты обязательны только в случае, если законами или иными нормативными актами устанавливаются требования к компетенциям. В противоположном случае данный документ является рекомендацией, даже несмотря на свой факт регистрации в Минюсте.

«Таким образом, если Трудовым Кодексом или специальными законами, например «О бухгалтерском учете», «Об образовательной деятельности» и т.п., не установлены требования к квалификации работника, то и применение профессиональных стандартов не является обязательным, – объясняет управляющий партнер юридической фирмы «Касенов и партнеры» Екатерина Касенова.

– Однако вторая часть этой же статьи ТК говорит о том, что характеристики компетенций, которые содержатся в профессиональных стандартах, применяются работодателями в качестве основы для определения дальнейших требований к квалификации работников.

Таким образом, законодатель предлагает работодателю самостоятельно провести «корректировку» запросов, содержащихся в профессиональных стандартах, в зависимости от применяемых технологий и принятой организации производства и труда».

Зачем нужен график

Так или иначе, факт неизбежности применения профстандартов очевиден, и рано или поздно все они станут обязательными для работодателей.

Поэтому неважно, будет в организации сейчас применяться какой-то один стандарт, или работодатель решит одномоментно применить соответствующие профстандарты ко всем своим работникам, – необходимость процедуры их внедрения очевидна.

Что можно порекомендовать работодателю? Прежде, чем искать образец приказа о внедрении профстандартов в организации, надо четко выделить позиции в штатном расписании, для которых соблюдение требований профстандарта будет обязательным. Затем определить необходимость приведения в соответствие документов, организовать обучение или провести штатные перестановки. Только после этого можно приступать к работе с остальными позициями штатного расписания.

Во избежание возможной путаницы и различного рода недоразумений, в том числе в общении с работниками, представляется целесообразным подготовить заблаговременно соответствующий план-график.

Типовой план мероприятий по внедрению профстандартов в организации

Разрабатывая план, необходимо учитывать, что при внедрении стандартов могут возникнуть потенциально конфликтные ситуации, связанные, в том числе, с увольнением, в связи с чем рекомендуем проведение всех мероприятий планировать минимум за пару месяцев до непосредственного исполнения. Кроме того, просим учитывать, что Методические рекомендации по применению стандартов, разработанные Минтруда, до сих пор находятся в стадии проекта, в связи с чем вся ответственность за процедуры перехода полностью лежит на работодателе.

При разработке плана-графика работодателю также необходимо помнить, что механизмов внедрения профстандарта не существует, поэтому целесообразно придерживаться общих правил и норм, которые являются обязательными при проведении любых организационно-штатных мероприятий.

С чего начать

Рекомендуем начать с создания комиссии или определения ответственного лица за подготовку к внедрению профстандарта, и поставить им следующие задачи.

Основные мероприятия

  1. Изучить соответствующий профстандарт.
  2. Определить перечень должностей в штатном расписании, которые необходимо привести в соответствие с положениями профессионального стандарта (при необходимости проведения организационно-штатных мероприятий подготовить соответствующий приказ и уведомить заинтересованных лиц за два месяца до их проведения).
  3. Определить круг лиц, которые подпадают под действие соответствующего профстандарта.
  4. Создать аттестационную комиссию для работников, которые подпадают под действие соответствующих профстандартов, с целью определения квалификационного соответствия этих лиц требованиям профстандартов.

    При необходимости провести процедуру аттестации работников на соответствие квалификации, изложенной в стандарте.

  5. Уведомить надлежащим образом работников, чьи должности подпадают под внедрение профстандартов, что их существенные условия труда подлежат изменению (при необходимости).

  6. Подготовить проекты изменений в положения о подразделениях, должностные инструкции работников и иные локальные нормативные акты (в том числе дополнительные соглашения к трудовым договорам), положения которых подлежат изменению в связи с внедрением профстандартов.
  7. Обеспечить доступ к материалам по профстандартам всех работников организации, в том числе сформировать группу, в которую работники могут обратиться и получить разъяснение по вопросу внедрения стандарта.

Итоговые мероприятия

После того как работодатель организовал и провел указанные выше мероприятия, а также урегулировал с работниками все вопросы относительно вносимых изменений в исполняемый ими функционал, можно знакомить работников с новыми локальными нормативными актами, в положения которых были внесены соответствующие изменения, и подписать дополнительные соглашения к трудовым договорам.

Образец плана-графика внедрения профстандарта

Источник: https://clubtk.ru/grafik-vnedreniya-professionalnykh-standartov

Жизнь кадровика с 1 июля 2016: профстандарты

Минтруд передаст полномочия по утверждению профстандартов компаниям

12 июля 2016

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Новый порядок применения профессиональных стандартов: право или обязанность работодателя?

Что ждет работодателей после 1 июля: понятие профессиональных стандартов и их применение на практике.

Устюшенко Анна Михайловна
Партнер

Почти год (с мая 2015 года) кадровики и причастные испытывали легкий мандраж, а ближе к дате — священный ужас от неминуемо приближающейся даты 1 июля 2016 года. Именно с ней законодатель связывал вступление в силу ст. 195.3 Трудового кодекса РФ, которая всего-навсего регламентировала порядок применения профессиональных стандартов.

К слову сказать, понятие профессиональных стандартов появилось в Кодексе достаточно давно и паники не вызывало (и даже внимания к себе не привлекло). А вот порядок применения…

Думаю, что только далекий от кадровых вопросов интернет-пользователь в течение этого года не замечал громких анонсов: «Обязательность профстандартов после 1 июля для всех работодателей», «Обязанность работодателей переучивать сотрудников за собственный счет после 1 июля», «Увольнение работников, не соответствующих профстандартам» и т.д.

Чем же был продиктован этот внезапный ажиотаж и тревожные настроения?

В каких случаях профстандарты обязательны для применения

«Яблоком раздора» послужила часть 1 статьи 195.

3 ТК РФ, которая дословно гласит: если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Именно фраза «иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» дала повод утверждать, что профессиональные стандарты будут обязательны к применению практически всеми работодателями, поскольку профстандарты — это утвержденные приказами Минтруда РФ нормативные правовые акты, устанавливающие требования к квалификации, а значит, они и есть те самые «иные нормативные правовые акты Российской Федерации», в силу которых профстандарты становятся обязательными.

Только 5 апреля 2016 года Министерство труда и социальной защиты РФ, почти год наблюдавшее за спорами сторонников и противников «обязательности» профстандартов, выступило с официальной позицией, взяв на себя труд исправления огрехов законодателя.

Так, в Информации по вопросам применения профессиональных стандартов, Минтруд РФ разъяснил, что под «иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» следует понимать постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, носящие нормативный правовой характер.

Приказы Минтруда РФ, утверждающие профессиональные стандарты, относить к «иным нормативным правовым актам» для целей решения вопроса обязательности профстандартов, не следует.

Развивая свое представление об обязательности, Министерство труда и социальной защиты РФ обозначило два случая обязательности профстандартов:

  1. Если ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций, льгот либо наличие ограничений (ст. 57 ТК РФ) — профстандарты обязательны в части наименования должностей и квалификационных требований.
  2. Если ТК, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами (прим. – содержание понятия рассмотрено выше) установлены требования к квалификации работников (ст. 195.3 ТК РФ) — профстандарты обязательны в части квалификационных требований.

Разберемся, что имеется в виду в первом случае обязательности. Это работа в тех должностях, по профессиям и специальностям, при занятии которых работникам предоставляется: сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительный отпуск (например, медицинским, педагогическим работникам), право на досрочное назначение трудовой пенсии (Списки №1 и №2), доплата.

При этом нужно иметь в виду, что доплаты и гарантии, предоставляемые за работу во вредных и опасных условиях труда по результатам специальной оценки условий труда (или аттестации рабочих мест) не ведут к обязательности профстандартов. Данные гарантии связаны с вредностью конкретного рабочего места, а не с занятием определенной должности, работой по профессии, специальности. Хотя, конечно, часто эти основания совпадают.

Второй случай обязательности связан с требованием законодательства к уровню образования и стажу работника. Например, частью 4 статьи 7 Закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г.

№ 402-ФЗ установлено, что главный бухгалтер открытых акционерных обществ (за исключением кредитных организаций) должен иметь высшее образование и стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита – стаж работы не менее пяти лет из последних семи календарных лет.

Вот тот случай, когда законом установлены требования к квалификации работника. Значит, профстандарт в отношении главных бухгалтеров акционерных обществ будет являться обязательным.

Таким образом, при сравнении сферы обязательности профстандартов с действующими квалификационными справочниками следует отметить, что профстандарты обязательны для более широкого круга должностей, профессий, специальностей. Эта разница сфер влияния образовалась за счет ст.195.3 ТК РФ, расширившей границы обязательного применения профстандартов.

При этом очень важно отметить, что для большинства должностей, профессий, специальностей профстандарты по-прежнему носят рекомендательный характер аналогично квалификационным справочникам. Наличие профстандарта автоматически не влечет за собой его обязательности!

Особого внимания заслуживает вопрос применения профессиональных стандартов в части описанных в них трудовых функций работников. Представление работодателей о том, что обязательный профстандарт обязателен в полном объеме, неверно.

Даже в тех случаях, когда профстандарты носят обязательный характер, они обязательны для применения только в части наименования должностей и требований к квалификации.

Определение объема должностных полномочий и набора трудовых функций — исключительное право работодателя.

Отсюда следует, что работодатель вовсе не обязан использовать профстандарт как безусловное руководство к действию и с его утверждением пересматривать трудовые договоры и должностные инструкции.

Если работодателя устраивает тот объем трудовых функций, которым он наделил работника, даже если профстандарт предписывает больший или меньший объем функций, работодатель не обязан корректировать трудовой договор (должностную инструкцию).

Последнее, однако, не означает, что работодатель не вправе этого сделать. Утвержденный профстандарт может стать хорошим подспорьем для формирования новой должностной инструкции с описанием в ней тех трудовых функций, которые работодателем не были учтены и заимствуются из профстандарта.

Таким образом, использование профстандарта в части применения описанных в нем трудовых функций — это право, а не обязанность работодателя.

Другие актуальные статьи по трудовому праву: 

Как начать использовать профстандарт

Рассмотрим наиболее распространенную на практике ситуацию – профстандарты не являются обязательным по смыслу ст. 57 или 195.3 ТК РФ, однако работодатель намерен внедрить их на предприятии, приведя в соответствие наименование должностей и функционал сотрудников.

Причины тому могут быть весьма разнообразны: желание соответствовать требованиям изменившегося законодательства, поступившие «сверху» указания вышестоящего министерства (часто эта причина актуальна для бюджетников), боязнь быть привлеченным к административной ответственности, предписание Трудинспекции (бывает и такое).

Порядок внедрения профессионального стандарта на предприятии законодательством не установлен. Каждый работодатель самостоятельно определяет алгоритм внедрения профстандартов, принимая во внимание имеющиеся на предприятии локальные нормативные акты и ст. 8 ТК РФ.

В качестве ориентира может быть предложена такая процедура.

1. Издание приказа об обязательном применении в компании профессионального стандарта N.

Возможное содержание приказа:

  1. с момента издания приказа начать применение профтсандарта N;
  2.  прежнее наименование должности заменить на N (если применение профстандарта требует изменения наименования должности);
  3. отделу кадров подготовить к сроку:
  • новую редакцию штатного расписания в связи с изменением наименования должности;
  • дополнительные соглашения к трудовым договорам с ФИО и ФИО, замещающими переименованную должность;
  • новую редакцию должностной инструкции с учетом положений профстандарта, ознакомить с ее содержанием работников, замещающих должности (перечислить причастных).

2. Подготовить дополнительные соглашения к трудовым договорам с конкретными работниками, изменив наименование должности, а если в тексте трудовых договоров содержится описание функционала, который планируется изменить, то отразить в дополнительных соглашениях и данные изменения.

3. С учетом положений профстандарта изменить должностную инструкцию. Она изменится в части наименования должности. Если профстандарт «шире» по функционалу, чем ранее действовавшая должностная инструкция, то будет разумным расширить инструкцию.

4. Обновленная должностная инструкция в порядке ст. 8 ТК РФ должна быть утверждена для применения приказом руководителя. Соответственно, издается второй приказ — об утверждении должностной инструкции.

5. Подписание с работниками дополнительных соглашений, ознакомление с вновь утвержденной должностной инструкцией.

6. Утверждение приказом руководителя штатного расписания, содержащего указание на должность с новым наименованием.

Описанная последовательность действий продиктована тем, что решение вопроса об изменении наименования должности и содержания трудовой функции зависит от воли работников на подписание дополнительных соглашений.

Если работники отказываются от внесения изменений в трудовой договор и от ознакомления с расширенной должностной инструкций, работодатель не вправе обязывать их это сделать. Работодатель в этом случае не обладает правом на одностороннее изменение трудового договора в порядке ст. 74 ТК РФ в силу прямого запрета статьи изменять трудовую функцию работника.

Отсюда следует, что провести описанные выше изменения возможно только в порядке ст. 72 ТК РФ путем подписания с работниками дополнительных соглашений.

Справедливости ради стоит отметить, что в практике судов встречаются решения, признающие работодателя правым при «конкретизации» трудовой функции работника в связи с утверждением профстандарта.

Однако между конкретизацией и изменением трудовой функции работника тонкая грань, которая легко может быть нарушена.

Поэтому работодателю, решившемуся на одностороннее изменений трудовой функции работника в связи с внедрением профстандарта, следует понимать и принимать риски признания незаконными своих действий.

В рамках трудовой практики ИНТЕЛЛЕКТ-С предлагает комплекс юридических услуг, связанных с трудовым правом и направленных на защиту интересов работодателя:

кадровое делопроизводство, сокращение персонала, трудовое право, трудовые споры

Источник: https://www.intellectpro.ru/press/works/zhizn_kadrovika_posle_1_iyulya_2016_goda/

Правовой совет
Добавить комментарий