Обязана ли налоговая консультировать налогоплательщиков

Права и обязанности налогоплательщика при запросах со стороны налоговых органов

Обязана ли налоговая консультировать налогоплательщиков

Источник: www.gestion.ru

На сегодняшний день сотрудники Федеральной налоговой обладают довольно широкими полномочиями касательно истребования документов у субъектов хозяйствования. Однако не в каждой ситуации запрос должностного лица может быть удовлетворен в полной мере, а порой такие требования и вовсе составлены с нарушениями действующего законодательства.

Ниже мы рассмотрим права и обязанности плательщиков и инспекторов Федеральной налоговой службы связанные с требованиями о предоставлении документов бухгалтерского учета, проанализируем их практическую реализацию и укажем порядок действий субъекта хозяйствования, который позволит обезопасить себя от незаконных действий контролирующих органов

Основания для истребования документов у плательщика

Федеральным законом №137-ФЗ от 27.07.2006 были внесены значительные редакции в статью 93 Налогового кодекса РФ, а также добавлена статья 93.1 – именно в данном разделе кодекса и установлены основные требования к действиям плательщиков и должностных лиц, а также указаны права и обязанности сторон при составлении запросов на предоставление документов и информации.

Основные принципы истребования документов у плательщика при камеральной или выездной проверке его деятельности

– В рамках осуществления контрольных мероприятий должностные лица Федеральной налоговой службы вправе требовать у субъекта хозяйствования предоставления всех необходимых для проведения проверки документов.

Детальный анализ судебной практики позволяет с уверенностью утверждать, что документы, на которые заявляют требование должностные лица, должны иметь непосредственное отношение к предмету проверки.

Таким образом, неправомерным будет истребование у юридического лица, например, товарных и товарно-транспортных накладных, договоров и актов сверки взаимных расчетов при проверке транспортного или земельного налога, НДФЛ или налога на имущество организаций (постановление ФАС СКО от 6 февраля 2013 г. № Ф08-33/13 по делу № А15-1092/2012).

– Истребование документов производится на основании официального требования о предоставлении документов, форма и порядок выставления которого указаны в приказе ФНС России № ММ-3-06/338 от 31.05.2007.

Так, требование должно вручаться непосредственно руководителю или законному представителю юридического лица или же физическому лицу или его уполномоченному руководителю под расписку.

При невозможности личного вручения запроса оно отправляется заказным письмом – датой вручения в таком случае считается шестой день с даты отправки.

Требование о предоставлении документов должно иметь следующие обязательные реквизиты:

  • Наименования документов, их реквизиты и иные индивидуализирующие признаки, а также указание периода, к которому они относятся.
  • Полное и краткое наименования организации (ее филиала), а также ИНН/КПП.
  • Уточнение, при проведении какого контрольного мероприятия возникла необходимость в истребовании указанных документов.

Следует отметить, что при возникновении судебных споров касательно законности действий должностного лица оцениваются следующие факторы:

  • Имеются ли неоспоримые доказательства наличия указанных документов у плательщика.
  • Действительно ли возникла необходимость их предоставления.
  • Имело ли место непредставление документов в установленные законодательством сроки.
  • Какое количество документов не было представлено.

– Документы передаются должностным лицам ФНС лично или через представителя, могут быть направлены почтой на бумажном носителе или в электронном виде посредством телекоммуникационных каналов связи

https://www.youtube.com/watch?v=lioe9MBULno

Документы на бумажном носителе предоставляются в виде заверенных копий, при этом должностное лицо не вправетребовать их нотариального удостоверения (если иное не предусмотрено законодательством). Плательщик не обязан также предоставлять оригиналы документов, но должностные лица вправе потребовать их для ознакомления и сверки.

– Срок предоставления документов по запросу ФНС при проведении налоговой проверки – 10 рабочих дней (20 дней при проверке консолидированной группы налогоплательщиков).

– В ситуации, когда срок, указанный в требовании должностного лица ФНС является слишком коротким, плательщик обязан в течение суток уведомить налоговый орган о невозможности исполнения требования с указанием причин и новых сроков. Объективная невозможность представления документов в установленный налоговым инспектором срок освобождает от налоговой ответственности

– В ситуации, когда плательщик, проходящий налоговую проверку, отказывается от представления документов, поименованных в запросе, его привлекают к ответственности согласно статьи 126 Налогового кодекса РФ. Сотрудники ФНС при этом выносят постановление о принудительной выемке документов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Размер штрафа, который предполагается к взысканию в суде, инспекция ФНС должна обосновать в расчете штрафа, приложенном к материалам дела. Таким образом, в течение 6 месяцев с момента непредставления субъектом хозяйствования документов по запросу должностного лица, инспекция ФНС представляет в суд следующие документы:

  • Неисполненное требование о представлении документов, где указано их количество.
  • Данные, по которым было определено, сколько документов не представил плательщик.
  • Детализированный расчет суммы штрафа по статье 126 Налогового кодекса РФ.

Отсутствие какого-либо из указанных документов минимизирует вероятность штрафных санкций. Неправомерным привлечение к ответственности признается и в том случае, если у плательщика не имелось реальной возможности представления документов.

Объективной помехой исполнения требований должностного лица может стать множество причин: аварии и чрезвычайные происшествия, в ходе которых документы пришли в негодность, противоправные и приступные действия третьих лиц и т.д.

Освобождает от ответственности и полное неведение отдельных документов.

Если сотрудники ФНС требуют документы о вашем контрагенте

Статья 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2007 года регулируется истребование у третьих лиц информации о конкретных сделках с тем или иным плательщиком.

Ранее указание на право должностных лиц ФНС составлять запросы о деятельности плательщика содержалось в статье 87 Налогового кодекса, при этом данные действия, проводимые в рамках камерального и выездного контроля, носили название встречных проверок.

Ныне фактически терминология не упразднена, и встречная проверка является одним из наиболее распространенных способов контроля плательщика посредством взаимодействия с третьими лицами. Ее целями являются:

  • Подтверждение фактического существования контрагента и совершения оформленных с ним операций.
  • Анализ сведений по каждой из хозяйственных операций по данным обеих сторон сделки.

Существующая на сегодняшний день судебная практика показывает наличие множества спорных моментов, касающихся требований должностных лиц на предоставление документов или информации по хозяйственным операциям, однако существует несколько основных тезисов, которые следуют из содержания статьи 93.1 Налогового кодекса и судебной практики оспаривания действий должностных лиц:

– Имеют ли право должностные лица требовать любую информацию по контрагенту? Практика последних лет однозначно говорит, что в запросе могут быть указаны лишь те документы, которые имеют отношения к тематике проверки контрагента (постановление ФАС СКО от 6 февраля 2013 г. № Ф08-33/13 по делу № А15-1092/2012).

– Какие именно документы могут потребовать сотрудники ФНС? В современном законодательстве не установлено четких перечней тех документов, которые вправе требовать должностные лица налоговой службы.

Однако судебная практика показывает, что не могут быть истребованы те документы, которые предназначены исключительно для систематизации и накопления данных, то есть карточки счетов, регистры, книги покупок, продаж и т.п.

Аргументом в пользу некорректности их истребования служит то, что данные реестры фактически не являются документом, подтверждающим факт совершения тех или иных хозяйственных операций и не могут служить основанием для расчета и уплаты налогов в бюджет (постановление ФАС ВСО от 13 августа 2013 г. № Ф02-3644/13 по делу № А10-2526/2012).

– Как должно оформляться требование на представление документов? Начнем с того¸ что запрос должностных лиц ФНС о предоставлении информации и документов по сделкам с контрагентом должен иметь следующие обязательные данные:

  • Полное наименование проверяемого плательщика.
  • Полный перечень необходимых документов.
  • Признаки, позволяющие идентифицировать сделки (стороны, предмет сделок, период совершения и иное).

При ошибках в заполнении указанных выше сведений запрос может быть оспорен в арбитражном суде, который с большой вероятностью станет на сторону плательщика, которому выставлялось требование.

– Как исчисляется срок предоставления документов, указанных в требовании, в частности при направлении требования по почте? Пунктом 5 статьи 93.

1 Налогового кодекса РФ установлен пятидневный срок предоставления информации и документов по сделкам с контрагентом при запросе должностного лица ФНС.

При направлении требования заказным письмом по почте плательщик признается получившим его по истечении 6 дней с даты направления (независимо от фактической даты получения), после чего начинается отсчет 5 дней, предусмотренных на оформление и предоставление документов в налоговый орган.

– Возможно ли повторное истребование документов и информации по сделкам с контрагентом? Нет, если в налоговый орган уже были предоставлены копии таких документов либо данный в электронном виде. Повторное истребование возможно только в том случае, если ранее на ознакомление сотрудникам ФНС предоставлялись оригиналы документов.

– Можно ли увеличить срок на предоставление документов? Да, письменно обратившись в налоговый орган с указанием причин и новых сроков.

Стоит, однако, учитывать, что инспекция ФНС вправе не удовлетворить данное ходатайство, но даже в случае отказа суд может освободить плательщика от ответственности при наличии объективных обстоятельств, препятствующих предоставлению документов в пятидневный срок.

И еще несколько важных моментов, касающихся встречных проверок ФНС:

  • Запрос плательщику о предоставлении сведений и документов по сделкам с контрагентом вручает «своя» инспекция (в которой он состоит на учете), а не та, которая проводит проверку контрагента.
  • Налоговый орган вправе сделать плательщику запрос на предоставление документов, не совпадающих с периодом проверки контрагента, однако такие требования часто признаются произвольными (т.е. необязательными к выполнению) в судебном порядке.
  • Встречная проверка в отличие от других методов контроля может не оформляться актом или иным документом, так как ее цель заключается исключительно в получении информации и документов.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка является одной из форм налогового контроля, представляющего собой анализ деклараций и документов, на основе которых исчисляют и уплачиваются в бюджет налоги (сборы), годовых форм отчетности оценка достоверности сведений и выявление ошибок. Камеральные проверки имеют ряд особенностей:

  • Проводятся на территории налогового органа.
  • Изучаются непосредственно представленные плательщиком документы.
  • Не требуют вынесения решения ответственных лиц.
  • Результаты используются при планировании и проведении выездных проверок.

Порядок осуществления камерального контроля, а также права и обязанности участников проверки указаны в статьей 88 Налогового кодекса РФ. Срок проведения проверки – 3 месяца со дня подачи декларации в налоговый орган.

Права должностных лиц, осуществляющих камеральный контроль:

– требовать документы, подтверждающие права на льготы по налогам, правомерность применения вычетов по НДС при его возврате, правильность расчета и своевременность уплаты налога на использование природных ресурсов;

– брать с плательщика пояснения по тем или иным вопросам имеющим отношения к камеральному контролю.

При прохождении камеральной проверки плательщик должен учитывать следующие нюансы:

  • Требование на предоставление документов выставляется в порядке, указанном выше, то есть только по вопросам, связанным с камеральным контролем, а также с соблюдением всех реквизитов (постановление ФАС Уральского округа от 20 января 2006 г. по делу № Ф09-6207/05-С2). При отсутствии в требовании точного перечня документов запрос должностного лица признается некорректным, и плательщик освобождается от ответственности за непредставление данных.
  • Требование на представление дополнительной информации должно быть направлено не позднее 3-х месяцев с момента подачи декларации.
  • Устные требования инспекторов ФНС о предоставлении документов плательщик выполнять не обязан(постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 октября 2002 г. по делу № А21-3182/02-С1).
  • Непредставление документов, указанных в требовании, не дает права проведения выемки и осмотра помещений плательщика – подобная процедура возможна только в ходе выездной проверки.
  • В случае подачи уточненной декларации может проводиться дополнительная камеральная проверка.
  • Инспектор не имеет права составлять акт проверки по факту найденных нарушений, не получив объяснений плательщика.

Обязанность доказательства выявленных правонарушений лежит на должностных лицах – привлечение к ответственности возможно только при их бесспорности.

Источник: https://otchetonline.ru/art/yuristu/43549-prava-i-obyazannosti-nalogoplatel-schika-pri-zaprosah-so-storony-nalogovyh-organov.html

Обязанности налоговых органов

Обязана ли налоговая консультировать налогоплательщиков
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Обязанности налоговых органов

Обязанности налоговых органов регламентируются положениями НК РФ.

В НК РФ указаны основные обязанности, возложенные на налоговые органы, но есть и сторонние, которые предусмотрены прочими иными актами. Рассмотрим обязанности налоговых органов более подробно.

Главной обязанностью налоговой является требование к соблюдению норм законодательства о налогах и сборах. Данное положение закрепляется тем, что налоговые органы обязаны исполнять свой функции должным образом, соблюдая законные права остальных участников правовых налоговых отношений.

Основными функциями являются:

  • фискальная;
  • контрольная;
  • правоохранительная;
  • консультационно-информационная.

Фискальная функция заключается в том, что оплаченные налоги и сборы зачисляются на свои счета своевременно и в полном объеме.

Контрольная функция подразумевает осуществление контроля за соблюдением законодательства и учет налогоплательщиков.

Правоохранительная функция необходима для выявления нарушений налогового законодательства и своевременного их пресечения. Сюда относятся различные штрафные санкции за нарушение сроков сдачи отчетности, за задержку налоговых платежей и прочее.

Информационно-консультационная функция предполагает, что налоговые органы обязаны информировать плательщиков налогов и сборов о правилах уплаты налогов, о нормах и об изменениях законодательства.

Таким образом, выполнения перечисленных функций позволяет осуществлять налоговый оборот без задержек и структурировано. Законодательство России закрепляет нормы о том, что налоговые органы обязаны соблюдать права налогоплательщиков.

Основные обязанности налоговых органов

Обязанности налоговых органов заключаются в следующем:

  • в полном соблюдении законодательных налоговых норм;
  • в осуществлении полноценного контроля за процессом оплаты налогов и сборов;
  • в учете организаций и физических лиц;
  • в принятии решения о выдаче налогоплательщикам излишне уплаченных в бюджет сумм;
  • в соблюдении налоговой тайны;
  • в направлении плательщикам оповещений о сроках и суммах налогов, которые необходимо оплатить;
  • в предоставлении по первому требованию плательщикам информации о состоянии счета;
  • в выдаче на руки налогоплательщикам копий решений налоговых органов;
  • в предоставлении выписок из ЕГРЮЛ.

НК РФ подразумевает такой подход, при котором обязанности налоговых органов коррелируют с правами налогоплательщиков.

Например, органы обязаны по запросу своевременно и достоверно информировать плательщиков о всех изменениях в действующем законодательстве, касающихся уплаты налогов, сумм, ставок, а также о заполнении декларационных форм.

Отдельной обязанностью является проведение выездной проверки. В правилах проведения выездной проверки закреплено, что решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 НК РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган.

Самостоятельное осуществление выездной проверки отдельных подразделений проводится по решению налоговых органов по месту нахождения данного филиала. 

Решение о проведении выездной проверке обязательно должно содержать следующее: 

  • полное и сокращенное наименование организации либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка.

Выездная проверка может осуществлять по одному налогу или по совокупности. При этом в России структура проверки устанавливается налоговыми органами, а не руководством юридического лица.

Основные права налогоплательщика при проведении выездной проверки закреплены налоговых законодательством и должны соблюдаться налоговыми органами России в полном объеме.

Таким образом, список обязанностей налоговых органов достаточно широк и охватывает полный цикл налоговых правоотношений. Но в НК РФ не предусмотрена обязанность по предоставлению информации плательщикам о выполнении контрагентами требований или о нарушениях такими субъектами законодательства о сборах.

Сроки исполнения требований об уплате налога (сбора)

Налогоплательщик получает требование об уплате налога за 2 месяца до конечной даты погашения. Так, если в течение этого времени плательщик не оплатил задолженность в полном объеме, то налоговые органы вправе говорить о нарушении законодательства о налогах и сборах.

Признаки преступления позволяют назначить виновному лицу соответствующие пени и штрафы по ставкам и в размере, установленном НК РФ и прочими законодательными актами.

Налоговые органы России обязаны в течение 10 дней после выявления нарушения подать документы следователю, которые уполномочен проводить следствие по данной категории уголовных дел. Чаще всего дела возбуждаются по статьям 198-199 Уголовного Кодекса России.

Таким образом, обязанности должностного налогового лица закреплены нормами налогового законодательства. При этом, ответственность за выполнение обязанностей регламентируется статьей 32 НК РФ.

Неуплата налогов влечет за собой уголовное преследование и уплату штрафов и пеней, установленных НК РФ по состоянию на дату нарушения.

Источник: https://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/obyazannosti-nalogovyh-organov.html

Полномочия сотрудников налоговой службы (ФНС) при проведении проверки

Обязана ли налоговая консультировать налогоплательщиков

16.09.2017

Столкнувшись с проверкой налогового органа вы должны быть «в полной боевой готовности». На что имеют право сотрудники налоговой? Могу ли я не пустить на территорию предприятия?

Важно иметь в виду, что налоговики часто превышают круг своих полномочий и выходят за рамки. Распознать неправомерные действия возможно, зная права и обязанности сотрудников ФНС, в целях их пресечения и возможности обжалования в дальнейшем.

Задачи Федеральной налоговой службы

На 2017-2021 гг. ФНС раз­ра­бо­та­на стра­те­ги­че­ская карта ве­дом­ства, вклю­ча­ю­щая в себя цели, за­да­чи и необ­хо­ди­мые ме­ро­при­я­тия для их до­сти­же­ния.

К за­да­чам и целям ФНС на бли­жай­шие 5 лет от­не­се­ны, в част­но­сти, сле­ду­ю­щие:

  • про­ти­во­дей­ствие укло­не­нию от упла­ты на­ло­гов и стра­хо­вых взно­сов;
  • обес­пе­че­ние за­кон­но­сти, обос­но­ван­но­сти и мо­ти­ви­ро­ван­но­сти ре­ше­ний, при­ни­ма­е­мых на­ло­го­вы­ми ор­га­на­ми и раз­ви­тие си­сте­мы до­су­деб­но­го уре­гу­ли­ро­ва­ния спо­ров;
  • со­кра­ще­ние вре­ме­ни на под­го­тов­ку и по­да­чу на­ло­го­вой от­чет­но­сти (от­чет­но­сти по стра­хо­вым взно­сам) на­ло­го­пла­тель­щи­ком (пла­тель­щи­ком стра­хо­вых взно­сов);
  • рас­ши­ре­ние спек­тра сер­вис­ных услуг и по­вы­ше­ние ка­че­ства об­слу­жи­ва­ния;
  • со­вер­шен­ство­ва­ние элек­трон­но­го вза­и­мо­дей­ствия и уда­лен­но­го до­сту­па, мак­си­маль­ный пе­ре­ход на те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ные ка­на­лы связи;
  • сбли­же­ние на­ло­го­во­го и бух­гал­тер­ско­го уче­тов;
  • раз­ви­тие ин­фор­ма­ци­он­ной от­кры­то­сти.

Полномочия налоговой службы

В ходе выездной налоговой проверки должностные лица налогового органа имеют ряд прав, в свою очередь вы имеете ряд обязанностей, невыполнение которых грозит штрафом или доначислением суммы налогов.

Запрашивать необходимые документы у вашей организации

Но не любые, а только те которые установлены законом и служат основанием для исчисления и уплаты налогов, а также подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты.

Первичные бухгалтерские документы или не являющимися таковыми, которые не имеют никакого отношения к формированию налоговой базы, например карточки счетов 60,62; отчеты; аналитические справки.

Хранить первичные документы, связанные с исчислением налогов следует не менее 4-х лет, согласно пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Проверяющие вправе запросить только копии необходимых документов в письменной форме, предъявив вашей организации требование о представлении документов.

Запросить подлинники для ознакомления налоговики могут только с вашего согласия и в устной форме, не отказывайте в данном случае, так как согласно НК РФ это является вашей обязанностью.

При этом обеспечьте условия для ознакомления с данными документами – при возможности предоставьте кабинет и столы со стульями.

Производить выемку документов

В случае возникновения сомнений у проверяющих в отношении документов, например подлинности или их подмены и изменения, для ознакомления с данными документами непосредственно по месту нахождения налоговой инспекции производится выемка на основании отдельного мотивированного постановления. Также при вашем отказе добровольно дать доступ к документам, проверяющие имеют право вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы.

Проводить инвентаризацию имущества предприятия

А также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий организации.

  • Содействуйте – обеспечьте проверяющих рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, исправными весами, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой. Если вы откажете в такой просьбе, сотрудники ФНС могут расценить ваш ответ как воспрепятствование деятельности проверяющих и итогом проверки будет существенное доначисление налогов;
  • При воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика налоговики имеют право составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.

Для осмотра и иных действий в рамках проведения налогового контроля могут быть привлечены специалисты, обладающих специальными знаниями и навыками.

Проводить допрос

Для дачи показаний в качестве свидетеля на допрос может быть вызвано любое физическое лицом, в том числе сотрудники организации, которым могут быть известны какие – либо обстоятельства имеющие значение для целей проверки.

Не могут быть допрошены:

  • лица, не достигшие 14 лет;
  • лица, которые в силу своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налоговиков;
  • лица, которые в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей получили информацию, интересующую налоговый орган и относящуюся к профессиональной тайне этих лиц (адвокат, аудитор, нотариус).

На практике многие руководители отказываются от дачи свидетельских показаний на основании того, что они не обязаны свидетельствовать против самого себя.

Сотрудники ФНС расценивают данное поведение как отказ и налагают штраф, так как допрос проводится в отношении финансово-хозяйственной деятельности руководимой им организации, а не самого руководителя.

Однако, если вы являетесь индивидуальным предпринимателем и вас вызвали на допрос, свидетельствовать против самого себя вы не обязаны, поэтому смело можете отказать.

Производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы

Помните, перешагнув порог вашего предприятия, проверяющие в большинстве случаев, ведут видеосъёмку, которая является весомым доказательством вашего поведения и сотрудников предприятия. Вы должны содействовать проверке, а не воспрепятствовать, не стоит оскорблять, унижать или как – либо умалять честь и достоинство сотрудников ФНС.

Привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле

Экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом вы вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

Проведение выездной проверки фиксируется в протоколе проверяющими, вы в свою очередь тоже записывайте каждый шаг и каждое действие сотрудников ФНС. При сомнениях и чувстве неуверенности вы можете обратиться к профессионалам для оказания юридического сопровождения. Своевременная консультация – залог вашего спокойствия при проведении проверки ФНС.

Источник: https://zhorin.com/articles/polnomochiya-fns-pri-provedenii-proverki/

Как консультироваться в налоговой службе

Обязана ли налоговая консультировать налогоплательщиков

Не все получатели социальной пенсии ощутили апрельскую прибавку Открываем статью 1.1 53-ФЗрасчеты — прием или выплата денежных средств с использованием наличных … Выдали сотруднику подотчет? Выдайте еще и кассовый аппарат. И это не шутка Мда Роскомнадзор заблокировал IP-адреса google.com.

Пользователи сообщили о проблемах с доступом к поисковику и почте где одни платят НДС, а другие не платят. НДС платит конечный потребитель, а не предпринима… Дробление бизнеса: ФНС теперь разрешает или нет? Такими темпами можно признать применение спец. режимов незаконными. Ведь целью перехода на спец.

… Дробление бизнеса: ФНС теперь разрешает или нет? я имею ввиду, если страховые взносы платить по месту жительства ИП, а не месту ведения деятельнос…

Юридическая консультация по налогам

Вопрос: Подскажите, есть ли обязанность у налоговых инспекторов давать устные или письменные консультации налогоплательщикам? Дело в том, что наше руководство обратилось к начальнику инспекции с вопросом о проведении консультации.

На это получили ответ в грубой форме, что время налоговых инспекторов слишком дорого.


Подскажите, можем ли мы подать запрос в налоговую инспекцию и потом на основании ответа от инспекции проводить или не проводить сделку? И если такая обязанность у инспекции есть, — то, если можно, — ссылку на нормативный акт.

Часто задаваемые вопросы

Важно Это не исключает возможность для налогоплательщика обратиться с иском или заявлением в судебные органы.

В то же время, если консультации налоговых органов, данные налогоплательщикам, были неверными и это привело к возникновению недоимки по налогам, пеням и штрафам, то налогоплательщик, действовавший на основе таких консультаций, освобождается от уплаты штрафов.

А вот от уплаты недоимки и пеней неверные консультации не спасают. Об освобождении от ответственности (штрафов) говорит ст.111 НК РФ.

Где можно проконсультироваться по поводу налогов?

Обстоятельством, освобождающим от ответственности подпункт 2 пункта 1 этой статьи называет «выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов)». Шеметович С. Г.

Консультации налоговых органов

Кроме того, следует учесть, что некоторые налогоплательщики пытаются получить информацию по своему характеру, не относящемуся к кругу вопросов, которые должен осветить налоговый орган. Налоговые органы России не обязаны давать заключения о законности или незаконности планируемых или совершенных сделок.

Внимание Однако они обязаны дать ответ о налоговых последствиях тех или иных действий налогоплательщиков в случае получения таких запросов. Юридические лица и предприниматели на свой риск осуществляют предпринимательскую деятельность (п.1 ст.2 ГК РФ).

Это значит, что они должны самостоятельно принимать решения, в том числе о заключении или незаключении сделок и их условиях.

Налоговый орган и его должностные лица по общему правилу не несут ответственности за последствия заключения или незаключения сделок налогоплательщиками на основе предоставленной ими информации, в том числе и неверной.

Налоговая инспекция должна консультировать бесплатно

  • ФНС России по Краснодарскому краю
  • ФНС России по Новосибирской области
  • ФНС России по Пермскому краю
  • ФНС России по Алтайскому краю
  • ФНС России по Омской области
  • ФНС России по Приморскому краю
  • ФНС России по Пензенской области
  • ФНС России по Кировской области
  • ФНС России по Ульяновской области
  • ФНС России по Чувашской Республике
  • ФНС России по Липецкой области
  • ФНС России по Рязанской области
  • ФНС России по Тамбовской области
  • ФНС России по Курганской области
  • ФНС России по Республике Мордовия
  • ФНС России по Мурманской области
  • ФНС России по Республике Марий Эл
  • ФНС России по Республике Карелия
  • ФНС России по Республике Калмыкия
  • ФНС России по Еврейской АО
  • ФНС России по Республике Крым
  • ФНС России по г.

Физлица могут получить налоговую консультацию по единому телефону

Москва78 — Г.

Санкт-Петербург79 — Еврейская автономная область86 — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра87 — Чукотский автономный округ89 — Ямало-Ненецкий автономный округ91 — Республика Крым92 — город Севастополь Физическое лицо Индивидуальный предприниматель Юридическое лицо Иностранная организация Для быстрого поиска нужной вам информации воспользуйтесь строкой контекстного поиска. Обращаем ваше внимание, что контекстный поиск подразумевает полное совпадение введенной вами фразы с частью текста вопросов в базе данных.

Чтобы осуществить поиск с максимальной результативностью предлагаем вводить не фразу, а только ключевые слова (к примеру «студент», «машина», «вычет» и т.д.). Для сокращения круга поиска в интересующих вас рамках — выберете тематику вопросов и субъект РФ.

Выдали сотруднику подотчет? Выдайте еще и кассовый аппарат. И это не шутка Над.К, Вы писали:ЦБ РФ — филиал ФРС США.
Торговлей руководит ВТО, в интересах иностранцев.

Промыш… Чему ФНС учит инспекторов в своих методичках Аноним, Вы писали:Не понял, какой скандал устроил Дуров? Так этот самый, наисвежайший… Банк остерегает от предпринимательства в России, потому что это кошмар Промышленность «запрещают» уже давно… с тех пор как начали это делать — её действительно не ста… Чему ФНС учит инспекторов в своих методичках Кстати, предлагаемые поправки (которые явно будут приняты в мае), сделают ситуацию еще хуже. Вот …

Если по вине консультанта будут допущены ошибки в налоговом учете или оформлении налоговой отчетности, у предприятия могут быть серьезные неприятности.

Наиболее респектабельные компании из числа налоговых консультантов страхуют свою профессиональную ответственность на случай ошибок. Чем выше лимит ответственности, тем больше доверия заслуживает компания.

В то же время обязательно следует проверить, что за компания выступает страховщиком. В России нередки случаи мошенничества со страховками и впечатляющий лимит по страховке может оказаться фикцией.

Источник: http://aval48.ru/kak-konsultirovatsya-v-nalogovoj-sluzhbe/

Обязана ли налоговая консультировать налогоплательщиков

Обязана ли налоговая консультировать налогоплательщиков

Сдача налоговой отчетности – неотъемлемый аспект ведения бизнеса независимо от его организационно-правовой формы.

Налоговая отчетность представляет собой совокупность различных документов и бланков, содержащих сведения о налоговой базе, способе исчисления и объеме уплаты налогов тем или иным субъектом налогообложения.

Подготовка отчетности и ее сдача в налоговую службу вменяется в обязанность всем индивидуальным предпринимателям и любым организациям, зарегистрированным на территории РФ.

Налоговая отчетность тесно взаимосвязана с бухгалтерской отчетностью. Они характеризуют финансовое состояние предприятия, однако цели их составления несколько различаются.

  • Бухгалтерская отчетность иллюстрирует экономическое положение и отражает результаты хозяйственной деятельности организации, ее основные документы – бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. В бухгалтерской отчетности можно найти данные об активах и обязательствах предприятия, задолженностях, движении денежных средств, причитающихся налогах, чистой прибыли, суммах выплат акционерам и пр.
  • Налоговая отчетность показывает информацию о финансовой деятельности и экономических результатах компании сквозь призму налогового законодательства. В нее включаются сведения, которые влияют на размер налоговой базы, способы налогового учета, истории исчисления и уплаты налогов.

Ведение бухгалтерской и налоговой отчетности происходит параллельно. Сдача бухгалтерской отчетности в налоговую инспекцию осуществляется вместе с подачей налоговой декларации.

Несмотря на то, что обе они призваны характеризовать финансовое состояние одного и того же предприятия, содержащиеся в них данные могут отличаться.

Это зависит от структуры бизнеса, применяемой системы налогообложения, политики бухгалтерского учета и ряда неочевидных факторов, которые может контролировать только опытный, талантливый бухгалтер.

В большинстве же случаев бухгалтерская и налоговая отчетность должны показывать полную идентичность цифр. В противной ситуации расхождения будут говорить о допущенных ошибках.

Налоговая отчетность: нормативное регулирование и ключевые моменты

Законодательную базу для подготовки и сдачи налоговой отчетности составляют Налоговый кодекс РФ, различные нормативно-правовые акты, изданные и разработанные ФНС России, а также их письма и разъяснения.

Принято выделять несколько типов налоговой отчетности:

  • Налоговая отчетность физического лица
  • Налоговая отчетность индивидуального предпринимателя
  • Налоговая отчетность организации

Налоги в РФ делятся на федеральные, региональные, местные и отраслевые. Общую налоговую систему дополняют несколько видов специальных налоговых режимов.

  1. К федеральным относятся прямые налоги (НДФЛ и налог на прибыль организации), НДС, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых и водный налог.
  2. Региональные состоят из налога на имущество организаций, на игорный бизнес и транспортного.
  3. Местные формируются земельным налогом, на имущество физических лиц и торговым сбором.
  4. Отраслевые налоговые сборы и платежи: сборы за пользование объектами животного мира, платежи за пользование недрами и объектами водных биологических ресурсов.
  5. Специальные налоговые режимы представлены четырьмя системами налогообложения: УСН (упрощенная система налогообложения), ЕНВД (единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности), ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог) и ПСН (патентная система налогообложения).

Ст. 23 НК РФ гласит, что налогоплательщик обязан своевременно и регулярно предоставлять на проверку налоговые декларации.

Базовый отчетный период составляет один год, по его итогам подается годовая налоговая декларация. В ряде случаев заполняются и промежуточные декларации – за три, шесть и девять месяцев работы организации.

Некоторые отчеты сдаются ежемесячно (например, налоговая карточка по форме 1-НДФЛ).

Регулярная сдача отчетности в налоговые органы вменяется в обязанность всем налогоплательщикам. Составление отчетности и ее предоставление в ИФНС должно происходить независимо от того, ведется ли предприятием финансово-хозяйственная деятельность или нет.

Даже если на расчетном счету за отчетный период не зафиксировано движения средств, не зарегистрировано ни одного факта поступлений в кассу, на предприятии нет наемных работников, не происходит заключения новых договоров и выполнения обязательств по старым – декларация все равно заполняется!

Чтобы избежать штрафных санкций, следует строго соблюдать сроки сдачи налоговой отчетности. В случае, если отчетность не поступит в ИНС в течение 10 рабочих дней после официальной даты окончания приема деклараций, расчетный счет опоздавшей организации будет заблокирован.

Подготовка отчетности: что нужно предусмотреть до подачи декларации

Грамотное составление налоговой отчетности базируется на правильно построенном налоговом учете. Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет обобщает информацию, определяющую налоговую базу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Соответственно подготовка налоговой отчетности начинается с превентивной меры – с создания адекватного налогового учета на предприятии. Если налоговый учет ведется своевременно и верно, то составление отчетности значительно упрощается.

Ст. 80 НК РФ относит к налоговой отчетности налоговую декларацию и налоговый расчет авансового платежа.

  • Налоговая декларация – это официальное заявление налогоплательщика, которое содержит сведения об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, о сумме налога подлежащего уплате и о других данных, служащих основанием для исчисления налога.
  • Налоговый расчет авансового платежа – это официальное заявление налогоплательщика, которое содержит сведения об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, о сумме авансового платежа подлежащего уплате и о других данных, служащих основанием для исчисления авансового платежа.

Это два основных отчетных документа, которые в зависимости от применяемой системы налогообложения и вмененных налогов могут сопровождаться всевозможными формами учета и поясняющими документами. Стандарты отчетных бумаг и инструкции по их заполнению утверждает Минфин РФ. Все формы и бланки, сдаваемые в налоговую инспекцию, должны быть заполнены в соответствии с официальными требованиями.

Отчетность в ИФНС подается на бумажном носителе или в электронном виде.

Если численность сотрудников организации составляет более 100 человек, налоговая отчетность предоставляется строго посредством электронных средств связи.

Это правило не распространяется на налогоплательщиков, использующих НДС. Они могут сдать отчетную декларацию только в электронной форме, независимо от числа нанятых сотрудников.

Вид и состав налоговой отчетности организации зависит от применяемой системы налогообложения.

Налоговая отчетность для ООО при ОСНО включает декларацию по налогу на прибыль, декларацию по НДС, декларацию по налогу на имущество предприятия.

Предприятия, владеющие зарегистрированными транспортными средствами, предоставляют декларацию по налогу на транспорт.

Компании, обладающие правом собственности или бессрочной аренды земельного участка, подают также декларацию по налогу на землю. В обязательном порядке сдается отчет по 2-НДФЛ.

Если фирма на обшей системе налогообложения ведет какую-либо специфическую деятельность, то налоговая отчетность для ООО дополняется рядом специальных налогов – оплатой акцизов, налогом на игорный бизнес, налогом на добычу полезных ископаемых, отчислениями за использование биологических ресурсов и недр и пр.

Организации на УСН не платят НДС, налог на прибыль и имущество. ООО на упрощенной системе налогообложения подают упрощенную налоговую декларацию по выбранной налоговой ставке. Однако, предприятия на «упрощенке» не освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц по форме 2-НДФЛ.

Состав налоговой отчетности ИП также зависит от выбранной системы налогообложения.

  • ИП на ОСН постоянно платят НДФЛ (если в отчетном периоде был получен доход), НДС (если производились операции, облагаемые НДС) и все налоги на собственность (транспортный, имущественный, земельный водный), а также сдают 2-НДФЛ за наемных сотрудников.
  • Налоговая отчетность ИП при «упрощенке» сдается один раз в год. Утвержденная форма декларации является единой как для УНС с объектом налогообложения «доходы», так и для УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». ИП, которые не вели деятельность в отчетном периоде, обязаны сдавать «нулевую декларацию».
  • Налоговая отчетность для ИП с ЕНВД формируется ежеквартально. Она не требует ведения бухгалтерского учета, а размер налога определяет на основе усредненного базового показателя, независимо от реальных размеров выручки. При этом декларация ЕНВД не может быть нулевой, налог должен быть уплачен даже в том случае, если ИП не ведет деятельности.
  • Налоговая отчетность ИП при ЕСХН подразумевает замену НДФЛ, 2-НДФЛ и НДС единым налогом в виде 6% разницы между доходами и расходами индивидуального предпринимателя, занимающегося сельскохозяйственной деятельностью.
  • Налоговая отчетность для ИП с ПСН готовится в соответствии со сроком действия патента, за основу берется книга учета доходов и расходов, ведущаяся отдельно по каждому патенту. Самостоятельной формы декларации для ПСН не предусмотрено.
  • Если ИП совмещает несколько режимов налогообложения, он должен сдавать предусмотренный отчет по каждому применяемому режиму. Например, при совмещении УСН и ЕНВД, необходимо подавать годовую декларацию по УСН и ежеквартальные отчеты по ЕНВД.

ФНС разъяснила различия информирования и консультирования по налогам для налогоплательщиков.

В налоговом законодательстве неопытному предпринимателю разобраться подчас практически невозможно. Налоговые режимы, ставки, ограничения, льготы — даже сами инспекторы ФНС иногда путаются в хитросплетениях поправок и условий и отказываются давать консультации, когда к ним обращаются за помощью растерянные налогоплательщики.

Но действительно ли налоговая обязана давать подробные разъяснения тем, кто испытывает трудности? ФНС рассказала налогоплательщикам, какую информацию обязана предоставлять бесплатно, а что не входит в компетенцию и обязанность инспекторов (письмо от 27.12.2018 № ГД-4-19/[email protected]). Рассмотрим список подробнее.

Информирование и консультирование

Налоговый кодекс, а именно п. 4 ст. 32, определяет обязанность ИФНС предоставлять услуги по бесплатному информированию налогоплательщиков. В частности, налоговая должна предоставлять информацию следующего характера:

1. о действующих в настоящее время налогах и сборах и регулирующих их законах, а также о нормах, касающихся порядка применения ставок и уплаты налогов и сборов;

2. о правах и обязанностях различных категорий налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов;

3. о правах и обязанностях налоговых служб и их должностных лиц;

4. о приеме налоговой документации.

Подробное рассмотрение отдельно взятой ситуации, поиск решений и разъяснений последствий этих решений, предоставление рекомендации по ситуации является уже не информированием, а консультированием, подчеркнули в письме.

А такие обязанности в налоговом законодательстве для работников ИФНС не установлены.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить важные новости, касающихся жизни в России.»

Источник: https://zen.yandex.ru Ассистент успеха

 100 просмотров

Дата: 2/19/2019

Источник: https://ipoteke.net/obyazana-li-nalogovaya-konsultirovat-nalogoplatelshhikov/

Правовой совет
Добавить комментарий