Подведомственность и подсудность налогово-правовых споров

Подведомственность и подсудность – понятие, виды, отличия

Подведомственность и подсудность налогово-правовых споров

Понятие подведомственности и ее виды, отличие от подсудности

Определение подведомственности арбитражных судов и судов общей юрисдикции

Понятие подсудности, правила ее определения

Споры о подсудности и подведомственности

Понятие подведомственности и ее виды, отличие от подсудности

Правила о подведомственности и подсудности представляют собой нормативный механизм определения компетентного государственного органа для разрешения дела. Они дают ответ, куда обратиться сторонам конфликта для защиты ущемленных интересов.

Отличие подведомственности от подсудности заключается в том, что понятие подсудности охватывает более узкий вопрос разграничения дел между судами в рамках отдельной подсистемы, а подведомственность предполагает определение компетенции судов и иных органов, уполномоченных разрешать споры.

Выделяются следующие разновидности подведомственности.

  1. Исключительная — дело не может быть рассмотрено иным органом, кроме суда, при этом соблюдения досудебного порядка не требуется, например, споры о восстановлении на работе, признании авторства.
  2. Смешанная — по выбору лица, чьи права нарушены, может иметь место как судебный, так и несудебный (например, административный) порядок урегулирования, причем возможность в последующем прибегнуть к судебной защите сохраняется.
  3. Условная — обращение в суд поставлено под условие в виде соблюдения претензионного порядка, например, по ст. 452 ГК РФ при расторжении договора.
  4. Императивная — вместо обязательной попытки сторон урегулировать конфликт между собой здесь предусматривается обязанность предварительно направиться в несудебную юрисдикцию (административный орган), например, в Роспатент при патентном споре.
  5. Договорная — право сторон прийти к соглашению о передаче спора третейскому суду, то есть своей волей исключить подведомственность арбитражного суда или суда общей юрисдикции.

Определение подведомственности арбитражных судов и судов общей юрисдикции

Что касается конфликтов, требующих судебного разрешения, вопрос о разграничении подведомственности между судами арбитражными и общей юрисдикции решается посредством использования критериев, закрепленных процессуальными кодексами.

Ст. 27 АПК определяет в качестве общего правила 2 признака споров, относимых к компетенции арбитражного суда:

  • характер спора — экономический, однако данный термин не конкретизируется законом; наиболее близким является понятие предпринимательской деятельности, но экономические споры — более широкая категория.
  • субъектный состав спора — его участниками выступают организации, ИП, а в предусмотренных законом случаях и публично-правовые образования, граждане, организации без статуса юрлиц.

ВАЖНО: ст. 33 АПК перечисляет специальные категории дел, вне зависимости от субъектного состава рассматриваемые исключительно арбитражными судами, например, дела о банкротстве.

АПК дополнительно говорит о подведомственности гражданских (ст. 28) и административных (ст. 29) споров. Гражданские дела ограничиваются лишь вышеприведенными условиями, а применительно к административным устанавливается перечень. Также в ст. 225.1 перечисляются корпоративные споры, решаемые арбитражным судом.

Подведомственность же судов общей юрисдикции определяется по остаточному принципу (ст. 22 ГПК) — все споры, которые не отнесены детальным регулированием к сфере деятельности иных специальных судебных органов, в частности КС, арбитражных судов.

ВАЖНО: нормы о подведомственности императивны, произвольный выбор суда сторонами невозможен.

Понятие подсудности, правила ее определения

Понятие подведомственности и подсудности близки, однако здесь речь уже идет о поиске конкретного судебного органа, компетенция которого распространяется на разрешение соответствующего дела.

Нормативно определяются следующие виды подсудности:

  1. Предметная (родовая) — распределение дел по вертикали — на какой уровень судебной системы должно направляться заявление для рассмотрения по 1-й инстанции.
  2. Территориальная — 2-й шаг для определения адресата заявления — в какой из одноуровневых судов его направить. Данный вид подсудности включает такие правила:
    • общая подсудность: предъявление требований по месту жительства / нахождения ответчика;
    • альтернативная подсудность: судебный орган выбирает истец в рамках предоставленного законом выбора; перечень таких ситуаций и в АПК, и в ГПК исчерпывающий;
    • исключительная подсудность: императивно установлен суд, в котором дело подлежит рассмотрению, что обусловлено идеей концентрации доказательств, например, по спорам с недвижимостью;
    • договорная подсудность: сторонам предоставляется право установить надлежащий судебный орган посредством заключения соглашения до принятия спора к производству; данное правило применимо лишь для ограниченного числа случаев;ВАЖНО: изменению может быть подвергнута только территориальная подсудность, но не предметная.
    • подсудность связанных дел: к примеру, правило о том, что встречный иск подается в тот орган, который рассматривает первоначальный иск.

Споры о подсудности и подведомственности

После того как были рассмотрены понятие и виды подсудности и подведомственности, следует остановиться на таком практическом вопросе, как допустимость возникновения споров о передаче дела тому или иному суду.

В отношении подсудности кодексы прямо предусматривают запрет соответствующих споров в случаях, когда один суд, обнаружив нарушение правил подсудности, передает дело в надлежащий орган. То есть последний обязан, даже при несогласии, принять дело к производству.

ВАЖНО: данное правило не должно порождать злоупотреблений. Ст.

 47 Конституции РФ закрепляет право каждого на рассмотрение дела уполномоченным на то ФЗ судебным органом, что позволяет сделать вывод о возможности исправления вышестоящим судом ошибки в определении предметной подсудности, допущенной нижестоящим органом при передаче ему дела посредством возвращения. Споры же между судами одного уровня недопустимы.

Источник: https://rusjurist.ru/podsudnost_i_podvedomstvennost/podvedomstvennost_i_podsudnost_ponyatie_vidy_otlichiya/

Подведомственность гражданских дел арбитражным судам и судам общей юрисдикции

Подведомственность и подсудность налогово-правовых споров

Здравствуйте, уважаемые читатели! На блоге был месячный застой, новые статьи не появлялись и никаких вестей от меня не было. Причина проста — был в отпуске. Решил взять небольшой тайм-аут и сейчас вновь берусь за дело.

Сегодня поговорим о том, как определить подведомственность гражданских дел. Меня уже просили осветить тему подведомственности и подсудности. Выполняю просьбу. Хотел сперва в одной статье рассказать и о том, и о другом. Позже понял, что статья получится слишком объемной и запутанной. Поэтому предлагаю рассмотреть все по отдельности.

В конце статьи вас ждет очень полезный материал для скачивания. Так что внимательно читайте статью до конца!

Что такое подведомственность?

В процессуальном законодательстве официального определения понятия «подведомственность» нет.

Поэтому будем довольствоваться изысканиями юридической науки.

Знаете, как расшифровывается слово «подведомственность»? Оно произошло от словосочетания «подвести под ведомство». Иными словами это означало отнести юридическое дело на рассмотрение определенного компетентного государственного органа или учреждения.

Если совсем коротко, то подведомственность означает, что вопрос находится в ведении определенного органа или учреждения.

В результате имеем следующее — каждый орган в системе государственной власти занимается делами, отнесенными к его компетенции. Любой орган от ГИБДД до Правительства РФ имеет свой круг задач, которые он решает, и полномочий, позволяющих решать эти задачи.

Налоговые органы осуществляют надзор за своевременной и полной уплатой налогов. Нотариус совершает нотариальные действия, перечисленные в законе. Думаю, вы поняли и можете сами предложить другой пример.

Но нас в большей степени интересует подведомственность судам гражданских дел. Здесь все не так просто, как хотелось бы. То и дело возникают проблемы — в какой именно суд обращаться за защитой своих прав? В суд общей юрисдикции или в арбитражный суд? А при оспаривании нормативных актов — обращаться нужно в Конституционный Суд РФ (КС РФ) или в Верховный Суд РФ (ВС РФ)?

Сперва давайте вспомним как устроена наша российская судебная система.

Судебная система в Российской Федерации

Гораздо проще будет вместо длинного описания просто привести схему судебной системы (кликните на схему для увеличения).

Итак, если идти снизу, то у нас есть суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Обе эти системы возглавляет с недавнего времени ВС РФ. Раньше, систему арбитражных судов возглавлял ВАС РФ, который был упразднен в 2015 году.

Есть КС РФ — орган конституционного контроля. В некоторых регионах образованы конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Помимо государственных судов есть еще третейские.

Если не ограничиваться рамками России, то есть международные суды (например, всем известный Европейский суд по правам человека — ЕСПЧ). Также случается, что спор может быть подведомственен суду иностранного государства. Чаще всего это споры по сделкам с иностранным элементом. Но не всегда.

Теперь можно перейти непосредственно к критериям подведомственности.

Общее правило определения подведомственности спора

Для дальнейшего понимания вопроса необходимо кратко рассмотреть виды подведомственности:

  • альтернативная — спор уполномочен решать не только суд, но и иной несудебный орган или должностное лицо (например, нотариус, антимонопольная служба, комиссия по трудовым спорам и т. д.);
  • исключительная — спор может быть разрешен только судом (обычно именно здесь и возникает вопрос — какой именно суд?);
  • условная — перед обращением в суд необходимо соблюсти обязательный досудебный порядок урегулирования спора (в арбитражном процессе с 1 июня он станет такой порядок станет обязательным в силу закона);
  • подведомственность, определяемая по связи требований — если заявляется несколько требований, одни из которых подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, и их разделение невозможно, то спор подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Сейчас нас интересует исключительная подсудность, когда спор может быть разрешен только судом. И условная — если претензия не будет удовлетворена, то все-равно придется искать правду в суде…

Возникает вопрос — каким судом в плане подведомственности? Чаще всего выбирать приходится между судом общей юрисдикции и арбитражным судом (дальше для удобства буду писать сокращенно СОЮ и АС соответственно). Как определить, в какой из них подавать исковое заявление?

Для этого сперва нужно сам спор «пропустить» через систему двух вопросов.

Первый вопрос — является ли спор экономическим или связанным с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности?

Если обратиться к ст. 22 ГПК РФ, то СОЮ рассматривают:

  1. исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
  2. дела, разрешаемые в порядке приказного производства;
  3. дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК РФ;
  4. дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
  5. дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Но, например, исковые дела могут и АС рассматриваться. Поэтому дальше в ГПК РФ сделана оговорка — все перечисленные гражданские дела рассматриваются СОЮ, если они не являются экономическими спорами и делами, связанными с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности.

Это следует также из содержания ч. 1 ст. 27 АПК РФ.

Характер спора определяется исходя из сути отношений между сторонами. Он является экономическим, если, во-первых, разногласия возникли между субъектами предпринимательской деятельности и, во-вторых, по поводу этой деятельности.

Не сразу бывает понятно, что такое «иная экономическая деятельность». Она не всегда напрямую связана с извлечением прибыли, как в случае с предпринимательской деятельностью, но все же влияет на экономические показатели компании.

Например, сюда можно отнести споры по поводу управления коммерческой организацией. Оно не является напрямую экономической деятельностью, но связано с ней очень тесно.

Различные управленческие решения могут привести компанию к разным результатам — к извлечению огромных прибылей, к ничем не примечательным результатам или вовсе к полному краху.

Поэтому корпоративные споры рассматриваются, как правило, АС.

Здесь мы подходим к следующему вопросу.

Второй вопрос — являются ли стороны спора лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность? Цитирую ч. 2 ст. 27 АПК РФ:

«Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее — организации и граждане)».

Итак, в первую очередь нужно определить характер спора. Иногда ответ только на первый вопрос уже определенно может сказать, в какой суд идти.

Если он не является экономическим, не вытекает из предпринимательской и иной экономической деятельности, то дело в подавляющем большинстве случаев будет рассматривать СОЮ.

Даже если сторона спора осуществляет предпринимательскую деятельность, дело все-равно будет рассматривать СОЮ.

Например, бракоразводный процесс, стороной которого является гражданин, являющийся ИП. Да, он осуществляет предпринимательскую деятельность, но спор с этой деятельностью никак не связан.

Если спор экономический — ответить на второй вопрос нашей системы, касающийся статуса сторон, нужно обязательно. В этом случае определяющим признаком является уже статус сторон. Спор связан с экономической деятельностью и все стороны спора являются предпринимателями? Значит, дорога лежит в АС.

А если одна из сторон не осуществляет предпринимательскую деятельность? Вот у меня было дело, касающееся понуждения к заключению договора найма жилого помещения. Мы — коммерческая организация. С другой стороны — физическое лицо, не обладающее статусом ИП.

Куда мы пошли с иском? Мы пошли в СОЮ. Для нас этот спор связан с предпринимательской деятельностью. Юридическое лицо намерено извлекать прибыль за счет сдачи жилого помещения по договору найма. Но поскольку с другой стороны обычный «физик», то из этого следует подведомственность спора СОЮ.

Кому интересно, это дело мы в конечном итоге выиграли. Суд первой инстанции нам в удовлетворении иска отказал, но апелляция отменила это решение и удовлетворила иск.

Тем не менее статус лица, обращающегося в суд, не всегда является определяющим при определении подведомственности. Иногда гражданин хотя индивидуальным предпринимателем не является, но спор с его участием подлежит рассмотрению АС.

Специальные правила подведомственности дел арбитражным судам

Из ч. 2 ст. 27 АПК РФ следует, что дело может рассматриваться АС в случае, когда это предусмотрено самим Кодексом или иным законом. Хотя при анализе дела сквозь призму рассмотренной выше системы двух вопросов мы бы пришли к выводу, что дело должно рассматриваться судом общей юрисдикции.

Однако исходя из специальных правил, установленных ст. 33 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают следующие дела:

  1. о несостоятельности (банкротстве), в т. ч. банкротстве граждан;
  2. многие виды корпоративных споров, но некоторые из них рассматривают суды общей юрисдикции;
  3. по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей — вроде бы юридического лица формально нет или лицо статусом ИП не обладает, однако все-равно спор рассматривается в арбитражном суде;
  4. по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;
  5. по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;
  6. по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 статьи 34 АПК РФ;
  7. о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  8. другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Как вы уже догадываетесь, тут тоже есть свои тонкости. Например, не все корпоративные споры рассматриваются АС. Некоторые из них рассматривают СОЮ.

Правила подведомственности очень трудно описывать, поскольку нет возможности дать универсальный алгоритм определения вопроса — подлежит ли дело рассмотрению АС или же дело уполномочен рассматривать СОЮ.

Их немало — этих специальных правил и исключений. Иногда вопрос подведомственности вообще разрешается на уровне судебной практики.

Я постарался выше доступно обозначить и объяснить общие правила по вопросу определения подведомственности. Но если станем углубляться и делать это в формате статьи, то рискуем запутаться.

Поэтому я решил поступить по-другому — сделать справочник по подведомственности споров. Он выполнен в форме таблицы, в которой по порядку перечисляются споры, подведомственные СОЮ и АС.

Справочник условно-бесплатный, чтобы его скачать, нужно поделиться этой статьей в одной из социальных сетей.

[sociallocker id=801][/sociallocker]

Источник: https://lawyerlife.ru/sudebnyj-process/podvedomstvennost-grazhdanskih-del-sudam.html

Подведомственность и подсудность налогово-правовых споров

Подведомственность и подсудность налогово-правовых споров

Подведомственность и подсудность налогово-правовых споров — важный фактор, знание которого обеспечивает в том числе возможность своевременной защиты прав гражданина или организации от неправомерных действий или решений фискальных органов.

При наличии претензий к налоговым органам, принятым ими решениям и иным актам (нормативного и ненормативного характера) прежде всего необходимо выяснить, в какой орган, какое его звено и на какой территории необходимо подавать жалобу, исковое заявление и пр.

Общие правила подведомственности налогово-правовых споров установлены в п. 1 ст. 138 Налогового кодекса (НК), где говорится о том, что всякое действие или ненормативный акт налоговой службы либо ее должностных лиц может быть оспорен путем подачи жалобы в вышестоящий орган либо в суд.

Однако налогово-правовые споры могут вытекать и из принимаемых органами различных уровней власти правовыми актами нормативного характера, в том числе по налоговым вопросам. При обжаловании таких актов правовое регулирование процедуры осуществляется введенным в действие в 2015 году Кодексом административного судопроизводства (КАС).

В силу ст. 3 закона «О Конституционном суде» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ и ч. 4 чт. 125 Конституции, если гражданин либо организация полагает, что изданным нормативным актом в области налогообложения нарушаются их конституционные права и свободы, то они вправе обжаловать законность этого акта в Конституционном суде.

Если же действиями и актами налогового органа затрагиваются права хозяйствующего субъекта в области его экономической и предпринимательской деятельности, то такое лицо вправе обжаловать соответствующие действия и акты в порядке, определяемом главой 24 Арбитражного процессуального кодекса (АПК).

Таким образом, налогово-правовые споры могут быть подведомственны:

  • вышестоящему органу в системе налоговой службы;
  • судам общей юрисдикции;
  • арбитражным судам;
  • Конституционному суду.

Досудебный порядок урегулирования

С 2009 года в НК в том или ином виде действует норма, предусматривающая обязательную процедуру предварительного обжалования решений и актов налоговой по ряду категорий дел в вышестоящий орган до подачи аналогичной жалобы в суд.

В настоящее время обязанность досудебного обжалования практически всех ненормативных актов и действий сотрудников налоговой службы установлена п. 2 ст. 138 НК.

Исключение составляют лишь акты, принятые по итогам рассмотрения различных жалоб.

Более детально данную норму прокомментировал Пленум Высшего арбитражного суда в постановлении от 30.07.2013 № 57.

Так, он пояснил, что пропуск срока, отведенного на обжалование действий или решений госорганов в досудебном порядке, является безусловным основанием для отказа в приеме жалобы судами. Но в то же время ВАС подчеркнул, что по смыслу соответствующей нормы (ранее она содержалась в ст. 101.

2 НК, теперь в алогичном виде включена в ст. 138) если сам налоговый орган принял жалобу по истечении установленного на обжалование срока, то и судом такая жалоба должна быть принята.

Рассмотрение налоговых споров судами

После соблюдения процедуры досудебного урегулирования налогово-правового спора путем обжалования в вышестоящем налоговом органе (если данная процедура устанавливается в качестве обязательной для конкретного случая), в соответствии со ст. 138 НК, лицо (будь то гражданин или организация) имеет возможность обратиться с соответствующей жалобой в суд.

В зависимости от категории заявителя и предмета спора документы об оспаривании действий налоговых органов и принятых ими решений направляются в различные суды:

  • при наличии претензий к налогоплательщику по уплате налогов фискальные органы должны обращаться с заявлением о выдаче судебного приказа в мировые суды (ст. 17.1 КАС);
  • в случае обжалования действий и решений, связанных с предпринимательской деятельностью хозяйствующего субъекта, — в арбитражный суд (ст. 29 АПК);
  • при подаче жалобы на ненормативный акт или какое-либо действие должностного лица налоговой инспекции физическим лицом — в федеральный суд районного звена.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 КАС, а также исходя из нормы ч. 5 ст.

218 АПК, административное исковое заявление об обжаловании действий и решений налоговых органов, аналогичных заявлений в арбитражный суд подаются по месту нахождения того органа, действия которого обжалуются.

Вопрос подведомственности и подсудности дел административного характера, к которым относятся практически все налоговые споры, в целом регулируется главой 2 КАС.

В качестве итога обозначим некоторые тезисы:

  • общие правила подведомственности закреплены в НК, но для достоверного ее установления необходимо обратиться к АПК, КАС, а в редких случаях и к ФКЗ «О Конституционном суде»;
  • НК устанавливает обязательное досудебное обжалование в отношении почти всех споров, связанных с обжалованием действий и ненормативных решений налоговой службы;
  • общее правило территориальной подсудности — жалоба, заявление или иск направляются в суд по месту нахождения налогового органа, действия и решения которого обжалуются.

Источник: http://admbirsk.ru/podvedomstvennost-i-podsudnost-nalogovo-pravovyh-sporov/

Подведомственность налоговых споров: общие положения, источники правового регулирования

Общие правила подведомственности налогово-правовых споров установлены в п. 1 ст. 138 Налогового кодекса (НК), где говорится о том, что всякое действие или ненормативный акт налоговой службы либо ее должностных лиц может быть оспорен путем подачи жалобы в вышестоящий орган либо в суд.

Однако налогово-правовые споры могут вытекать и из принимаемых органами различных уровней власти правовыми актами нормативного характера, в том числе по налоговым вопросам. При обжаловании таких актов правовое регулирование процедуры осуществляется введенным в действие в 2015 году Кодексом административного судопроизводства (КАС).

В силу ст. 3 закона О Конституционном суде от 21.07.1994 № 1-ФКЗ и ч. 4 чт. 125 Конституции, если гражданин либо организация полагает, что изданным нормативным актом в области налогообложения нарушаются их конституционные права и свободы, то они вправе обжаловать законность этого акта в Конституционном суде.

Если же действиями и актами налогового органа затрагиваются права хозяйствующего субъекта в области его экономической и предпринимательской деятельности, то такое лицо вправе обжаловать соответствующие действия и акты в порядке, определяемом главой 24 Арбитражного процессуального кодекса (АПК).

Таким образом, налогово-правовые споры могут быть подведомственны:

  • вышестоящему органу в системе налоговой службы;
  • судам общей юрисдикции;
  • арбитражным судам;
  • Конституционному суду.

подсудность налоговых споров

Подведомственность и подсудность налогово-правовых споров

Президиум Московского областного, рассмотрев по надзорной жалобе налоговой инспекции по Московской области дело по иску инспекции по Московской области к Л. о взыскании недоимки по транспортному налогу,

инспекция по Московской области обратилась в городской суд с иском к Л. о взыскании недоимки по транспортному налогу в размере 4326 рублей 32 копейки, в том числе суммы налога, подлежащей уплате в бюджет — 425 рублей, пеня — 3901 рубля 32 копейки.

Лекс Корпус

В большинстве случаев, когда граждане пытаются самостоятельно составить и подать исковое заявление в суд, у них возникают вопросы о том, куда именно нужно нести иск, а также какой размер госпошлины следует уплатить перед этим. Об этом рассказано в нашей статье.

В современных реалиях у многих из нас все чаще возникает необходимость прибегать к судебному порядку защиты собственных прав.

Налоговые споры и их разрешение

3.1 Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, касающихся общих условий применения ответственности за нарушение законодательства

1.2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г. 24 октября 1997 г. 8 июля, 17 декабря 1999 г. 16 апреля, 15 мая 2001 г. 21 марта 2002 г.).

1.4. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г.

Налоговый навигатор

Подведомственность – это характеристика спора, позволяющая отнести его на рассмотрение суду общей юрисдикции или арбитражному суду. В арбитраж попадают дела:

1) Об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда;

2) Об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;

4) О взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Настольная книга нотариуса

После принятия НК получила распространение точка зрения о том, что налоговые споры с участием нотариусов стали подведомственными арбитражным судам*(93). На наш взгляд, такой подход, вряд ли оправдан и толкование положений НК следует давать в совершенно ином ракурсе.

Действительно, согласно ст. 138 НК акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Особенности урегулирования налоговых споров

Особенности урегулирования налоговых споров . с противоположной стороны налогоплательщика выступает государственный орган – налоговый.

В виду его публичного статуса (выступает от имени государства, выражает его волю), решения такого органа носят заведомо обязательный характер и обеспечиваются мерами государственного принуждения.

Поэтому оспаривание актов и действий должностных лиц налоговых органов часто затруднительно.

Подведомственность и подсудность налоговых споров

Налоговые споры — явление распространенное, и уровень распространения постоянно растет. Практика рассмотрения налоговых споров показывает, что около трех четвертей из них разрешаются в пользу юридических лиц, которые судятся с налоговыми органами.

Как следует из самого названия, предметом споров являются собственно налоги. В споре ставится под сомнение законность взимания определенного налога или сумма налогов.

Подведомственность и подсудность споров арбитражным судам

Подведомственность и подсудность в гражданском процессе. Система юрисдикционных органов: суды, федеральные органы власти. Судебная экспертиза. Стороны в гражданском процессе, иски и взыскания в суде. Территориальная (местная) и родовая подсудность.

Подведомственность как разграничение компетенции между различными органами и компетенция как совокупность установленных нормативными правовыми актами прав и обязанностей.

Подсудность налоговых споров

— действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

Подведомственность налоговых споров определяется в ст. 138 НК РФ.

В частности в ней предусмотрено, что акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

– эффективный способ защиты прав и интересов налогоплательщиков. Однако сегодня налогоплательщики уже не расценивают обращение в суд только как средство защиты нарушенных прав, многие используют судебные иски как инструмент планирования.

В последнее время постоянно увеличивается количество налоговых дел, рассматриваемых судами (ежегодно на 10-15%).

Шпаргалки для студентов

Подведомственность – совокупность норм права, устанавливающих правила отнесения, нуждающихся в государственно – властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению того или иного уполномоченного органа.

Подсудность – институт процессуального права, устанавливающего правила разграничения подведомственных судов дел между различными звеньями судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Источник: http://megatranslation.ru/podsudnost-nalogovyh-sporov-57071/

Подведомственность и подсудность – понятия и содержание

Подведомственность и подсудность налогово-правовых споров

Подведомственность – отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

Каждый орган может рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны.

Если, например, в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ст.

134 ГПК), а в случаях, когда нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено (п. 1 ст. 220 ГПК).

Виды подведомственности:

  • исключительная;
  • множественная.

Исключительная – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами.

Для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы.

К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т. д.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде общей юрисдикции или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде.

В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.

Разновидности множественной подведомственности:

  1. альтернативная – спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом).

    Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте);

  2. договорная – определяется соглашением сторон.

    Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде.

    Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;

  3. условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т.е.

    до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;

  4. императивная – означает, что закон устанавливает строгое последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел определяется по связи исковых требований.

    При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований. Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Подсудность: понятие и содержание

Подсудность – гражданско-правовой институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы.

https://www.youtube.com/watch?v=C8AMhKXQPu0

Институт подсудности – разграничение компетенции между судами внутри само­стоятельной ветви судебной системы. Таким образом, правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

Принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

Виды подсудности:

  1. родовая (предметная) подсудность;
  2. территориальная подсудность;
  3. подсудность по связи дел.

Родовая (предметная) подсудность – определяет компетенцию судов различных звеньев судебной системы (различных уровней) в качестве судов первой инстанции.

Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации. Одни гражданские дела отнесены законом к ведению мировых судов, другие – районных (городских) и т. д.

Критерием отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня являются характер (род) дела, предмет и субъектный состав спора.

Территориальная подсудность – определяет пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы.

После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное гражданское дело, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории, т.е.

определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного дела.

Территориальная подсудность делится на:

  1. альтернативную, или подсудность по выбору истца – предусмотрена для ряда категорий гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня.

    Право выбора между несколькими судами, которым подсудно конкретное дело, закон предоставляет истцу;

  2. исключительную – сущность заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать;
  3. договорную – стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела. Недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности. Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству. Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме. Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена воля сторон по поводу выбора суда для разрешения их гражданского дела. Соглашение о подсудности может быть также включено в качестве отдельного пункта в материально-правовой договор (контракт), заключенный между сторонами.

Подсудность по связи дел – применяется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения объединяются несколько самостоятельных требований.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/podvedomstvennost-i-podsudnost-ponyatiya-i-soderzhanie

Правовой совет
Добавить комментарий