Причины и порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ

Принудительное исключение юридического лица из ЕГРЮЛ

Причины и порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ

Создание ЕГРЮЛ предполагало наличие достоверной информации обо всех юридических лицах, ведущих финансовую и хозяйственную деятельность на территории России. Однако ситуация складывается таким образом, что из-за чрезмерной трудоемкости процедуры официальной ликвидации предприятия многие фирмы предпочитают бросить компанию, которая выработала свой ресурс.

Так в государственном реестре продолжают числиться компании, которые давно прекратили свою деятельность. По отношению к таким предприятиям может применяться принудительная мера – исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по решению налогового органа.

Признаки недействующего юридического лица перечислены в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:

  • компания не предоставляет отчетность (налоговую и бухгалтерскую) в орган ФНС по месту регистрации на протяжении 12 месяцев;
  • отсутствие движения финансов на расчетных счетах компании в течение последнего календарного года.

По истечении каждого квартала в налоговых органах формируется перечень компаний, которые не сдавали регламентированную отчетность в последние 12 месяцев. Отделом камеральных проверок составляются запросы в банки на предмет совершения в этот календарный период приходных или расходных операций.

Если операций по банковским счетам за последний год не выявлено, то фискальные органы формируют справку, в которой перечисляются указанные основания для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции. 
Не позднее следующего дня справка передается в подразделение ФНС, ответственное за государственную регистрацию юридических лиц.

В течение пяти рабочих дней инспекцией принимается решение о готовящемся удалении компании из государственного реестра. Одновременно в «Вестнике государственной регистрации» публикуется информация о предстоящем исключении и порядок принятия заявлений от кредиторов и иных заинтересованных лиц.

Закон отводит три месяца на подачу ходатайств и возражений со стороны любых лиц на предстоящее удаление компании из ЕГРЮЛ. Если на протяжении этого срока кредиторы, бывшие сотрудники или сами учредители предприятия заявят о своем несогласии с предстоящей процедурой, то решение об исключении организации из Госреестра не принимается.

При отсутствии любых возражений или заявлений по поводу исключения прекратившего деятельность юридического лица из ЕГРЮЛ компания признается официально ликвидированной. В течение четырех месяцев с первой публикации о предстоящей ликвидации в Госреестр вносится соответствующая запись, а в «Вестник государственной регистрации» отправляется информация об исключении предприятия из ЕГРЮЛ.

Следует отметить, что по законным критериям исключить из реестра можно те компании, которые одновременно отвечают обоим вышеуказанным признакам, позволяющим признать его недействующим. При этом не имеет значения наличие долгов перед бюджетом по налогам и сборам, а также по штрафам, начисленным за непредставление отчетности.

С точки зрения налоговой службы удаление предприятия из ЕГРЮЛ производится только тогда, когда фирма не имеет задолженности по обязательным платежам. По этой причине фискальные органы, в чьей компетенции находится решение вопроса об «очистке» Госреестра от недействующих предприятий, заменяют процедуру их исключения из ЕГРЮЛ подачей иска о признании юридического лица банкротом.

В свою очередь Арбитражные суды при рассмотрении заявлений ФНС, обнаруживают все признаки недействующего предприятия и не принимают к рассмотрению иски о банкротстве. Разночтения в гражданском и налоговом законодательствах требуют урегулирования с тем, чтобы ЕГРЮЛ содержал только актуальную информацию относительно действующих юрлиц.

Законность исключения компании из ЕГРЮЛ

Решение налогового органа по удалению юрлица из Госреестра могут обжаловать и сами учредители, и иные заинтересованные лица.

Срок обжалования составляет 12 месяцев с того момента, как кредитор или другой контрагент получит информацию о нарушении своих прав.

Годовой период исчисляется с той даты, когда в «Вестнике государственной регистрации» будет опубликовано объявление об исключении юрлица из ЕГРЮЛ.

Законодательная норма, позволяющая налоговому органу прекращать правоспособность юридического лица путем исключения его из Государственного реестра, не должна нарушать интересы кредиторов. Конституционным судом принято постановление, в котором допускается возможность пересмотра правил административного исключения предприятия из ЕГРЮЛ.

Если будут приняты поправки к ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части внесудебного исключения «мертвых» фирм из ЕГРЮЛ, то налоговики прогнозируют проведение массовой перерегистрации предприятий. Это поможет очистить ЕГРЮЛ от недействующих компаний.

Последствия исключения юридического лица из ЕГРЮЛ

Административное исключение юридического лица из реестра влечет за собой правовые последствия, аналогичные тем, что присущи процедуре ликвидации:

  • прекращение деятельности предприятия без правопреемства (перехода прав и обязанностей к другим лицам);
  • задолженность юридического лица перед кредиторами (в том числе и перед бюджетом) погашается, исходя из имеющегося имущества организации и очередности выставленных требований.

Если юридическое лицо не имеет активов, которые можно реализовать для удовлетворения требований кредиторов, то его долги перед контрагентами и бюджетом признаются безнадежными с момента исключения из ЕГРЮЛ.

Нельзя рассматривать удаление из Государственного реестра юрлиц, как легкий способ ликвидации «мертвого» предприятия.

Такой подход применим только для тех компаний-«однодневок», которые создавались на короткий срок.

Если в числе учредителей и руководителей фирмы нет реальных физических лиц, которым можно предъявить налоговые претензии, то внесудебное исключение из ЕГРЮЛ пройдет безболезненно.

В случае если «бросаемое» предприятие имеет фактических учредителей, процедура исключения из ЕГРЮЛ не освобождает их от субсидиарной ответственности за имеющуюся задолженность перед бюджетом и сторонними кредиторами.

Как избежать исключения из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции

Исключение предприятия, не осуществляющего хозяйственно-финансовую деятельность, из Государственного реестра юридических лиц – не обязанность, а право налоговой инспекции. Если учредители и руководство не намерены ликвидировать фирму, а приостановка работы связана с временными обстоятельствами, то следует принять следующие меры:

  • не допускать длительных пропусков в сдаче периодической отчетности. «Нулевые» отчеты, сданные в установленный срок – гарантия того, что фирма не привлечет внимания налоговой инспекции в плане перспективы административного исключения юрлица из реестра;
  • в течение 12 месяцев следует провести хотя бы одну операцию на банковском счете – это может быть символическая сумма, внесенная в качестве займа от учредителя.

Кроме того, желательно периодически проверять информацию относительно интересующих юридических лиц в ЕГРЮЛ. Это можно сделать бесплатно с помощью сайта ИФНС egrul.nalog.ru.

  Если налоговая инспекция приняла решение о грядущем исключении, то эти сведения будут доступны заинтересованным пользователям.

У налогоплательщика есть право заявить о возражениях против административного исключения, как своей фирмы, так и компании, являющейся по отношению к нему дебитором.

Читайте далее Налоговики не нашли компанию по юрадресу

Источник: https://grbuh.msk.ru/stati/article_post/prinuditelnoye-isklyucheniye-yuridicheskogo-litsa-iz-yegryul

Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ: как и в каких случаях производится

Причины и порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ

«Жизнь» любого предприятия, как субъекта хозяйственной деятельности, заканчивается с внесением записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (Единого государственного реестра юрлиц). Действующее законодательство разрешает проведение этой процедуры, как по инициативе самого предприятия, так и по решению фискальных органов.

Когда юридическое лицо исключается из государственного реестра

В Гражданском кодексе и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» прямо указываются основания, которые влекут за собой исключение предприятия из ЕГРЮЛ:

  • ликвидация фирмы на добровольной основе;
  • проведенная реорганизация юридического лица путем слияния, выделения, присоединения или разделения;
  • принудительная ликвидация компании на основании решения Арбитражного суда;
  • исключение из реестра по решению уполномоченного органа – при обнаружении признаков недействующего юридического лица.

Добровольная ликвидация организации сопряжена с выполнением множества формальностей, формированием ликвидационного бухгалтерского баланса и необходимостью рассчитаться со всеми кредиторами, в том числе и по бюджетным платежам.

В большинстве случаев налоговая инспекция инициирует проведение выездной документальной проверки, что чревато для предприятия доначислением налогов и штрафных санкций.

Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ при реорганизации

Альтернативными способами добровольного «избавления» от фирмы, которая не ведет хозяйственной деятельности и не приносит дохода, можно считать все виды реорганизационных мероприятий.

Положительным моментом исключения юридического лица из госреестра через процедуру реорганизации можно считать относительно небольшой объем документов, необходимых для подачи в регистрационные органы. Кроме того, срок, в течение которого реорганизация предприятия будет считаться завершенной, составляет всего 2-4 месяца.

После того, как решение о предстоящей реорганизации будет принято учредителями предприятия, следует получить официальное согласие учредителей той компании, которая будет выступать правопреемником ликвидируемого юрлица.

Решение о реорганизации и уведомление по форме С-09-4 передаются в налоговую службу, и в ЕГРЮЛ вносится запись о начавшейся процедуре.

В течение 5 дней юридическое лицо должно письменно известить всех имеющихся кредиторов о предстоящей ликвидации.

Кроме того, закон обязует учредителей дважды опубликовать информацию о реорганизации в специальном журнале – «Вестнике государственной регистрации». Промежуток между объявлениями составляет 1 месяц.

После соблюдения всех формальностей в регистрационный орган ФНС подается заявление о регистрации нового юридического лица и сопутствующие документы:

  • учредительные документы (Устав и договор об учреждении);
  • договор между участниками о слиянии, выделении, разделении, присоединении;
  • разделительный баланс или передаточный акт с информацией о правопреемстве;
  • квитанция об уплате пошлины за регистрацию нового ООО.

По истечении пяти дней «старое» предприятие будет ликвидировано и запись о нем будет удалена из ЕГРЮЛ.

Принудительное исключение юридического лица из ЕГРЮЛ

Создание ЕГРЮЛ предполагало наличие достоверной информации обо всех юридических лицах, ведущих финансовую и хозяйственную деятельность на территории России. Однако ситуация складывается таким образом, что из-за чрезмерной трудоемкости процедуры официальной ликвидации предприятия многие фирмы предпочитают бросить компанию, которая выработала свой ресурс.

Так в государственном реестре продолжают числиться компании, которые давно прекратили свою деятельность. По отношению к таким предприятиям может применяться принудительная мера – исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по решению налогового органа.

Признаки недействующего юридического лица перечислены в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:

  • компания не предоставляет отчетность (налоговую и бухгалтерскую) в орган ФНС по месту регистрации на протяжении 12 месяцев;
  • отсутствие движения финансов на расчетных счетах компании в течение последнего календарного года.

По истечении каждого квартала в налоговых органах формируется перечень компаний, которые не сдавали регламентированную отчетность в последние 12 месяцев. Отделом камеральных проверок составляются запросы в банки на предмет совершения в этот календарный период приходных или расходных операций.

Если операций по банковским счетам за последний год не выявлено, то фискальные органы формируют справку, в которой перечисляются указанные основания для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции.
Не позднее следующего дня справка передается в подразделение ФНС, ответственное за государственную регистрацию юридических лиц.

В течение пяти рабочих дней инспекцией принимается решение о готовящемся удалении компании из государственного реестра. Одновременно в «Вестнике государственной регистрации» публикуется информация о предстоящем исключении и порядок принятия заявлений от кредиторов и иных заинтересованных лиц.

Закон отводит три месяца на подачу ходатайств и возражений со стороны любых лиц на предстоящее удаление компании из ЕГРЮЛ. Если на протяжении этого срока кредиторы, бывшие сотрудники или сами учредители предприятия заявят о своем несогласии с предстоящей процедурой, то решение об исключении организации из Госреестра не принимается.

При отсутствии любых возражений или заявлений по поводу исключения прекратившего деятельность юридического лица из ЕГРЮЛ компания признается официально ликвидированной. В течение четырех месяцев с первой публикации о предстоящей ликвидации в Госреестр вносится соответствующая запись, а в «Вестник государственной регистрации» отправляется информация об исключении предприятия из ЕГРЮЛ.

Следует отметить, что по законным критериям исключить из реестра можно те компании, которые одновременно отвечают обоим вышеуказанным признакам, позволяющим признать его недействующим. При этом не имеет значения наличие долгов перед бюджетом по налогам и сборам, а также по штрафам, начисленным за непредставление отчетности.

С точки зрения налоговой службы удаление предприятия из ЕГРЮЛ производится только тогда, когда фирма не имеет задолженности по обязательным платежам. По этой причине фискальные органы, в чьей компетенции находится решение вопроса об «очистке» Госреестра от недействующих предприятий, заменяют процедуру их исключения из ЕГРЮЛ подачей иска о признании юридического лица банкротом.

В свою очередь Арбитражные суды при рассмотрении заявлений ФНС, обнаруживают все признаки недействующего предприятия и не принимают к рассмотрению иски о банкротстве. Разночтения в гражданском и налоговом законодательствах требуют урегулирования с тем, чтобы ЕГРЮЛ содержал только актуальную информацию относительно действующих юрлиц.

Законность исключения компании из ЕГРЮЛ

Решение налогового органа по удалению юрлица из Госреестра могут обжаловать и сами учредители, и иные заинтересованные лица.

Срок обжалования составляет 12 месяцев с того момента, как кредитор или другой контрагент получит информацию о нарушении своих прав.

Годовой период исчисляется с той даты, когда в «Вестнике государственной регистрации» будет опубликовано объявление об исключении юрлица из ЕГРЮЛ.

Законодательная норма, позволяющая налоговому органу прекращать правоспособность юридического лица путем исключения его из Государственного реестра, не должна нарушать интересы кредиторов. Конституционным судом принято постановление, в котором допускается возможность пересмотра правил административного исключения предприятия из ЕГРЮЛ.

Если будут приняты поправки к ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части внесудебного исключения «мертвых» фирм из ЕГРЮЛ, то налоговики прогнозируют проведение массовой перерегистрации предприятий. Это поможет очистить ЕГРЮЛ от недействующих компаний.

Последствия исключения юридического лица из ЕГРЮЛ

Административное исключение юридического лица из реестра влечет за собой правовые последствия, аналогичные тем, что присущи процедуре ликвидации:

  • прекращение деятельности предприятия без правопреемства (перехода прав и обязанностей к другим лицам);
  • задолженность юридического лица перед кредиторами (в том числе и перед бюджетом) погашается, исходя из имеющегося имущества организации и очередности выставленных требований.

Если юридическое лицо не имеет активов, которые можно реализовать для удовлетворения требований кредиторов, то его долги перед контрагентами и бюджетом признаются безнадежными с момента исключения из ЕГРЮЛ.

Нельзя рассматривать удаление из Государственного реестра юрлиц, как легкий способ ликвидации «мертвого» предприятия.

Такой подход применим только для тех компаний-«однодневок», которые создавались на короткий срок.

Если в числе учредителей и руководителей фирмы нет реальных физических лиц, которым можно предъявить налоговые претензии, то внесудебное исключение из ЕГРЮЛ пройдет безболезненно.

В случае если «бросаемое» предприятие имеет фактических учредителей, процедура исключения из ЕГРЮЛ не освобождает их от субсидиарной ответственности за имеющуюся задолженность перед бюджетом и сторонними кредиторами.

Как избежать исключения из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции

Исключение предприятия, не осуществляющего хозяйственно-финансовую деятельность, из Государственного реестра юридических лиц – не обязанность, а право налоговой инспекции. Если учредители и руководство не намерены ликвидировать фирму, а приостановка работы связана с временными обстоятельствами, то следует принять следующие меры:

  • не допускать длительных пропусков в сдаче периодической отчетности. «Нулевые» отчеты, сданные в установленный срок – гарантия того, что фирма не привлечет внимания налоговой инспекции в плане перспективы административного исключения юрлица из реестра;
  • в течение 12 месяцев следует провести хотя бы одну операцию на банковском счете – это может быть символическая сумма, внесенная в качестве займа от учредителя.

Кроме того, желательно периодически проверять информацию относительно интересующих юридических лиц в ЕГРЮЛ.

Если налоговая инспекция приняла решение о грядущем исключении, то эти сведения будут доступны заинтересованным пользователям.

У налогоплательщика есть право заявить о возражениях против административного исключения, как своей фирмы, так и компании, являющейся по отношению к нему дебитором.

Источник: https://dezhur.com/db/changes/isklyuchenie-yuridicheskogo-lica-iz-egryul-kak-i-v-kakih-sluchayah-proizvoditsya.html

Каковы последствия исключения юридического лица из ЕГРЮЛ?

Причины и порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ

Последствия исключения юридического лица из ЕГРЮЛ достаточно серьезные, поскольку организация лишается возможности вести деятельность и перестает существовать (ликвидируется). Подробнее о последствиях исключения из реестра для организации, ее участников, кредиторов и иных заинтересованных лиц, читатель узнает, прочитав статью.

Чем грозит исключение из ЕГРЮЛ? Общие последствия

При регистрации организации данные о ней вносятся в реестр юрлиц. Порядок регистрации юридических лиц и их исключения из реестра регламентирован ФЗ «О государственной…» от 08.08.2001 № 129. Из п. 6 ст. 22 ФЗ № 129 следует, что ликвидация компании влечет исключение ее из реестра.

Основное последствие этого в том, что организация перестает существовать, то есть не может больше вести деятельность, не имеет ни прав ни обязанностей. Любые действия исключенной из реестра организации априори признаются не законными, заключенные сделки ничтожными, и т.д.

Необходимо понимать причинно-следственную связь. Последствием ликвидации компании является исключение ее из реестра, а не наоборот. Ликвидация компании осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 61 ГК РФ, добровольно или принудительно. Соответственно последствия для ее участников будут зависеть от того, каким способом ликвидировалась компания.

По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 61 ГК РФ после того, как компания прекращает существование, ее долги не должны покрываться участниками. Однако из этого правила есть исключение. Участники фирмы несут ответственность при наличии их вины в банкротстве, либо при несвоевременной подаче заявления о банкротстве.

Основания для исключения из реестра. Добровольная и принудительная ликвидация организации с последующим исключением из реестра

Если прекращение деятельности компании производится по инициативе ее участников, в порядке, предусмотренном ст. 62, 63 ГК РФ, то последствия для них исключительно позитивные. Финальным мероприятием по окончании процедуры будет исключение компании из ЕГРЮЛ.

При добровольном исключении из реестра необходимо обратить внимание на то, чтобы имущество, оставшееся на балансе фирмы, а также имущественные права и права требования были распределены в полном объеме.

В противном случае, после ликвидации организации, придется в порядке п. 5.2 ст. 64 ГК РФ проводить судебную процедуру распределения оставшегося имущества с назначением судом арбитражного управляющего.

Еще одно основание для ликвидации и исключения фирмы из реестра – банкротство. Когда принимается решение суда о банкротстве, организация не ликвидируется, поскольку начинается финальная стадия ее существования – конкурсное производство.

Запись в реестр о ликвидации вносится только по завершении этой стадии и расчета по всем долгам фирмы.

В последующем, если будет обнаружено имущество уже после исключения компании из реестра, то оно может быть распределено в судебном порядке, по правилам ст. 64 ГК РФ.

Основания для принудительной ликвидации также прописаны в п. 3 ст. 61 ГК РФ. Она осуществляется исключительно в суде.

Например, причинами принятия такого решения могут стать существенные нарушения закона со стороны компании, отсутствие необходимых лицензий и разрешений, не участие в СРО, когда это обязательно, и т.д.

В суд могут обратиться как государственные органы, так и участники компании.

Еще организации могут исключаться из реестра по решению налоговой службы, например, если они не ведут деятельность в течение определенного срока, либо сведения о них в реестре признаны недостоверными. Подробнее об этом мы еще поговорим.

Исключение из ЕГРЮЛ ООО — последствия для учредителя (участника)

Последствия исключения из реестра для участников ООО зависят от того, по какому основанию Общество ликвидировано, и имеется ли их вина в этом.

В силу ст. 3 ФЗ “Об обществах…” от 08.02.1998 № 14 ООО не отвечает за долги участников, а участники не отвечают за долги ООО. Но из этого правила есть исключение. Если участник ответственен за банкротство фирмы и виновен в этом, то он отвечает по долгам Общества субсидиарно. Это значит, что если ООО не смогло расчитаться, рассчитывается ее участник.

Кроме этого, участники оплачивают ликвидацию организации, если она сама не может оплатить расходы, если процедура осуществляется через суд, в порядке п. 3 ст. 61 ГК РФ.  Ответственность в этом случае солидарная.

Таким образом, при добровольной ликвидации компании ее участники не несут каких-либо расходов, связанных с процедурой и не отвечают по ее долгам.

При банкротстве компании и наличии вины участника в том, что ООО обанкротилась, он несет субсидиарную ответственность. При этом, участники оплачивают расходы по ликвидации солидарно.

При судебной ликвидации участники не отвечают по ее долгам, но если ООО не может само оплатить процесс ликвидации, оплачивают его солидарно.

Административная и уголовная ответственность, как последствие ликвидации

За ликвидацию организации в любом порядке и ее исключение из реестра  участники не несут ни уголовной, ни административной ответственности. Такие виды ответственности могут наступать только при совершении участниками компании преступлений или правонарушений в ходе управления организацией, если их вина будет доказана.

Например, в силу ст. 199.1 УК РФ ответственность предусмотрена за неисполнение обязанности налогового агента по исчислению и уплате налоговых платежей. По ст. 199.2 УК РФ предусмотрена ответственность за сокрытие средств и имущества компании, из которых должно производиться взыскание задолженности по налогам и сборам, а также страховым взносам.

Сама компания, как юридическое лицо, не может нести уголовную ответственность. Ее директор, бухгалтер, участники, могут привлекаться по разным составам уголовных преступлений как должностные лица. Аналогичное правило действует и при их привлечении к административной ответственности (ст. 2.4 КоАП РФ).

Можно ли без ведома учредителей исключить организацию из ЕГРЮЛ, и предусмотрена ли ответственность при таком исключении?

Исключение компании из реестра без ведома ее участников вполне возможно, однако только по определенным ст. 21.1 ФЗ № 129 основаниям. В этом случае процедура ликвидации осуществляется по инициативе налоговой службы, которая принимает решение о прекращении деятельности фирмы.

Исключение производится только в том случае, если:

  1. Организация в течение 1 года не сдает отчетность.
  2. По счетам компании нет движения средств в течение 1 года.

Приведенные два условия должны иметь место в совокупности, то есть одновременно.

ФНС публикует в печатном издании – «Вестник государственной регистрации» информацию о том, что такая фирма будет ликвидирована, и у заинтересованных лиц есть возможность в течение 3 месяцев подать заявление о прекращении процедуры.

Если такое заявление не подано, то компания исключается из реестра. Соответственно, исключение влечет ликвидацию. Какой-либо ответственности участников при проведении приведенной административной процедуры нет.

Единственное последствие – ликвидация компании.

Кроме того, в административном порядке ФНС может исключить фирму из реестра в том случае, если в течение полугода ее участники не примут мер по внесению изменений в реестр сведений, признанных в установленном порядке недостоверными.

Еще один вариант, при котором возможно исключение компании из реестра в административном порядке – отсутствие средств на ее ликвидацию и невозможность возложения такой обязанности на учредителей.

Что делать если фирму исключили из ЕГРЮЛ?

Если организация исключена из реестра в по инициативе налоговой, то в течение года с того момента, как участники компании узнали о такой ликвидации, можно обжаловать решение ФНС в суде.

Более того, правом обжалования решения обладают и кредиторы компании. Для них такое право очень важно, поскольку предъявлять исковые требования к ликвидированной компании нельзя. При аннулировании решения о ликвидации кредитор получает право требования взыскания долгов организации.

Участники организации при обнаружении ее имущества имеют право действовать в соответствии с п. 5.2 ст. 64 ГК РФ. Можно подать заявление в суд о распределении такого имущества. В этом случае будет назначен арбитражный управляющий, который и будет заниматься распределением.

Исходя из изложенного, ответ на вопрос, что делать если организацию исключили из ЕГРЮЛ – единственный. Необходимо обжаловать такое решение в суде.

***

Таким образом, исключение фирмы из реестра юрлиц осуществляется на различных основаниях и приводит к разным последствиям.

Источник: https://zakoved.ru/biznes/posledstviya-isklyucheniya-yuridicheskogo-litsa-iz-egryul.html

Исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц 2017, 2018

Причины и порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ

С нового года налоговая служба приготовила очередные «сюрпризы» для предприятий.

Исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц 2017, 2018 теперь осуществляется не только с компаниями, которые не заявляют о себе в течение года.

Подвергнуться ликвидации могут теперь и те организации, в выписках которых была допущена ошибка или обман. Таким образом, для работающих фирм, может стать неожиданностью внезапное лишение ответственности и бизнеса.

Проверка достоверности сведений, подлежащих включению в ЕГРЮЛ

Посмотреть информацию, которая находится в налоговом подразделении региона, можно через официальный сайт ФНС. Для этого потребуется на главной странице найти «Риски бизнеса» и кликнуть по ссылке.

В появившемся окне ввести данные о своей организации или реквизиты контрагента. Ниже потребуется указать шифр и нажать на кнопку поиска.

Здесь можно проверить не только юридических лиц, но и предпринимателей.

Полную информацию можно увидеть, нажав на ссылку компании. При этом загрузится документ в pdf-формате. Это и есть выписка об организации. Запись о недостоверности информации может быть в любой графе. Необходимо внимательно прочитать документ. Запись может находиться в графе адреса, руководителя, наличия лицензий и вида деятельности (код ОКВЭД) и в прочих пунктах.

Чтобы снизить риски для бизнеса, руководителям следует здесь же через сайт проверить своих основных контрагентов. Возможно, они уже попали в «Черный список» ФНС.

Что означает запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, и какие могут быть последствия

Если налоговый орган обнаруживает несоответствие заявленной информации и фактических данных в реестре, сотрудники ФНС вносят результаты проверки в базу. Примерно через четыре месяца, если не объявляется владелец или заинтересованные лица, Федеральная служба имеет право ликвидировать фирму.

Решение о предстоящем исключении недействующего ЮЛ из ЕГРЮЛ принимается без удовлетворения суда, в принудительном порядке, первоначально публикуя информацию в печатном издании. Официальным местом для информирования граждан является журнал «Вестник государственной регистрации».

Запись в опубликованном виде находится на протяжении 3 месяцев. Если за это время в Федеральную службу не поступает возражение, компания ликвидируется с лишением всех прав для руководителя и учредителей. Заявление-возражение имеет утвержденную законом форму.

Предупреждающая запись об удалении из реестра грозит руководителю и сотрудникам следующими проблемами:

  • Потеря потенциальных партнеров и заказчиков, узнавших о скорой ликвидации предприятия. В связи с этим фирма, заявленная на предварительное удаление из реестра, подвергается рискам в потере прибыли.
  • Штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей, выписанный на руководящую должность компании.
  • Замораживание счетов компании, проблемы с проводками и переводами.
  • Отказ в предоставлении кредита.

Если организация вычеркивается из реестра ФНС, директор и основные учредители лишаются права руководить новой компанией в течение трех лет. Ликвидированная фирма на протяжении года обязана расплатиться с долгами, если их потребуют кредиторы или арендодатели через суд. После этого срока получить средства и имущество с недействующей фирмы не получится.

Какие сведения чаще всего оцениваются как недостоверные

Распространенной причиной для разбирательства является неправильно указанный адрес. Так бывает, если при создании организации руководители заявляют одно местонахождение, но через некоторое время фирма оттуда съезжает.

Сотрудники налоговых подразделений специально обзванивают адреса и проводят сверку с информацией, находящейся у них в базе. Если полученные сведения не сходятся, налоговая служба делать предупреждающую запись в реестре.

Дополнительными показателями того, что организация сменила адрес, но не предупредила об этом, ФНС является:

  • Возврат писем, отправляемых на заявленное месторасположение. Игнорирование сообщений расценивается, как неработоспособность Общества.
  • Адрес проверяется по карте. Бывает так, что, указанный в документах, дом не существует или он был снесен после регистрации компании.
  • Нельзя регистрировать Общество по жилому адресу. Такой факт также является нарушением и поводом для разбирательства.
  • Не указан номер офиса, если фирма зарегистрирована на торговой площадке.

Доказательством несуществующего адреса для инспектора является видеозапись или встреча с руководителем организации по указанному адресу или в отделении ФНС. Для осмотра места без представителя фирмы приглашаются двое свидетелей.

К случаям для записи о недостоверности относятся также такие спорные ситуации, как ошибки в названии фирмы, в должности, в виде деятельности или истечение срока лицензии. О несоответствии информации может узнать сама налоговая служба или контрагенты компании. Если они заявят об обнаруженной ошибке, федеральная служба имеет право проверить и запустить процедуру ликвидации фирмы.

Если у ФНС возникают подозрения о том, что директор и учредители организации на самом деле не причастны к руководству, их могут вызвать для беседы с инспектором. С августа 2016 года руководитель не должен быть зарегистрирован более чем в пяти компаниях.

Если кто-то из учредителей вышел из Общества, свое решение о передаче доли следует закрепить у нотариуса и уведомить ФНС о своем решении. Отсутствие подтверждающих документов также является основанием для исключения из ЕГРЮЛ действующих юридических лиц.

Полезно знать! До 2016 года разрешалось регистрировать на свое имя или быть участником общества одновременно в 50 организаций. Если ФНС обнаружит наличие регистрации одного лица в качестве директора и учредителя в более чем в пятидесяти Обществах, ему также грозит встреча с налоговиками и риск ликвидации предприятий.

Действия после получения записи о недостоверности сведений

При обнаружении ошибки Федеральная служба высылает письмо-уведомление на фактический адрес компании.

Представителям фирмы или руководителю следует написать ответ на предъявленное замечание в течение месяца, если в выписке находится достоверная информация.

Если в ЕГРЮЛ действительно зарегистрированы неправдоподобные данные, руководителю следует написать заявление по установленным формам Р13001 и Р14001. Дополнительно должны быть приложены подтверждающие документы об изменениях.

После получения пояснения или заявления налоговый орган вносит изменения в реестр. Срок выполнения данной процедуры пять рабочих дней с момента регистрации документов.

Игнорирование и отсутствие ответа по истечению срока расценивается как согласие на правку реестра с указанием о недостоверности данных. В дальнейшем компанию лишают деятельности, то есть ее удаляют из реестра в принудительном порядке.

Заполнение заявления по форме Р13001

Данный вид документа заполняется при выявлении несоответствий в сведениях ЕРГЮЛ, которые не занесены в Устав фирмы. Заявление должно быть заверено нотариально.

Сведения могут касаться различных сфер деятельности, начиная от изменения местонахождения, до подтверждения новых членов руководства. Данная форма записи используется для внесения изменений в Устав предприятия.

Все нововведения должны быть донесены и до ФНС, поэтому заявление можно использовать для внесения изменений в реестр.

Форма включает в себя: титульный лист и 23 страницы приложений. Полностью документ заполнять и отправлять в налоговую службу не нужно. ФНС потребуются только те страницы, которые несут информацию об изменениях. Независимо от вида поправки следует заполнять титульный лист и сведения о заявителе.

Благодаря документу можно сменить:

  • Юридическое месторасположение (Страница «Б» и «М»). Изменения вносятся в Устав в том случае, если в прежней версии документа фигурировал полный адрес или меняется город (район). В других ситуациях потребуется писать заявление Р14001 без поправок Устава.
  • Наименование компании (Страницы «А», «М»).
  • Код вида деятельности (Листы «Л» и «М»). Заявление заполняется в том случае, если в Уставе указаны коды ОКВЭД. Если они не прописаны в действующей версии, следует заполнять заявление Р14001 для уведомления налоговой.
  • Создание дополнительных офисов (Листы «К» и «М»)
  • Уставной капитал. Заполняются шесть приложений от «В» до «З». Лист «И» заполняется при уменьшении денежных средств, внесенных при создании организации.

Полезно знать! На несколько изменений заполняется одно заявление. Для внесения изменений в Устав потребуется заплатить государственную пошлину. На данный момент она составляет 800 рублей.

Заполнение заявления по форме Р14001

Документ оформляется, если изменения в Уставе уже прошли, а в базе налоговой их нет или, когда допущена ошибка. При этом платить госпошлину не потребуется.

Заявление содержит титульный лист и страницы от «А» до «Р». Объем формы больше в два раза по сравнению с документом Р13001. Полностью весь бланк заполнять не нужно. Достаточно указать те данные, которые необходимо поменять в реестре.

Независимо от вида изменения, в обязательном порядке заполняется первый лист и страницы «Р». Внесение изменений, образованных в связи с ранее допущенными ошибками в заявлении, обозначаются на титульном листе во втором пункте цифрой «2».

Используя форму Р14001, можно внести следующие поправки в выписку из реестра:

  • Наименование компании (Приложение «А»). Страницы заполняются аналогичным образом, что и при заполнении формы Р13001.
  • Месторасположение. Заполняется лист «Б». Дополнительно к заявлению следует приложить протокол собрания, где принято решение о смене адреса, гарантийное письмо, договор аренды и прочие копии, в зависимости от ситуации.
  • Уставной капитал (страницы от «В» до «Ж»). При внесении изменений о держателе реестра акционеров для АО заполняется лист «И». Лист «П» необходимо оформлять при изменении размера капитала.
  • Информация о доверенном лице, представляющем интересы компании без доверенности (Страницы листа «К»). Пункт посвящен для передачи данных о возложении, прекращении или изменении полномочий заместителя руководителя, имеющего право подписи руководителя и работающего без доверенности.
  • Сведения об УК и Управляющем. Заполняются страницы листа «Л» и «М» соответственно.
  • ОКВЭД (Лист «Н»). Указывается основной код и дополнительные шифры. Приложения, подтверждающие информацию, предоставлять не понадобится.
  • Открытие новых филиалов или представительств (страницы листа «О»).

Внимание! Заявление должно быть заверено у нотариуса.

Как оформить пояснение о достоверности данных

Неправильно заведенные сведения о фирме могут выявиться при выдаче документов в налоговой при создании организации или после их получения уже при действующей фирме.

Когда недостоверность обнаруживается при получении документов по факту создания Общества, сотрудник налоговой должен оформить карточку замечаний с указанием несоответствия.

Если неправдоподобная информация обнаружится после получения документов, руководителю придется подавать заявление Р14001.

Внимание! Очень важно проверять полученные сведения о фирме в самом начале регистрации Общества. Независимо от вида ошибки (по вине компании или ФНС) процедура подачи заявления обязательна.

Можно ли исправить недостоверные сведения на реальные самостоятельно без оформления дополнительных документов

Подобная практика не применяется и не предусмотрена законодательством РФ. Чтобы исправить сведения о фирме и предотвратить ликвидацию, следует предоставить в налоговую службу заявление установленной формы и документы, подтверждающие новую информацию.

Если указанная информация в ЕГРЮЛ достоверна, писать заявления не нужно. Достаточно отправить пояснения после получения письма из налоговой службы. К ответу должны быть приложены копии подтверждающих документов (договор аренды, квитанции об оплате, устав, копии приказов, подписанные руководителем, справки и т. д.).

Недостоверные сведения в ФНС могут причинить серьезные последствия фирмам из-за неосмотрительности руководства. Вся информация, находящаяся в Уставе, должна соответствовать ему.

Нельзя допускать фактического изменения состояния дел и последующего отсутствия внесения поправок в документы.

Своевременные действия обеспечат безопасность бизнесу, потому что налоговым сотрудникам предоставляется возможность узнавать ошибки в реестре и лишать возможности деятельности предприятий после проведенных проверок в принудительном порядке.

Источник: https://egrul-nalogi.ru/isklyuchenie-nedeystvuyuschih-yuridicheskih-lits

Новости — Новый порядок исключения из ЕГРЮЛ: почему изучать Контур.Фокус стоит еще внимательнее

Причины и порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ

25 августа 2017

Нововведения коснутся:

  • учредителей и директоров фирм, в отношении которых в ЕГРЮЛ внесена отметка о недостоверности данных;
  • владельцев, которые ждут, когда их недействующую компанию исключат из ЕГРЮЛ, минуя процедуру ликвидации;
  • кредиторов и контрагентов фирм, в отношении которых начата процедура банкротства.

Но давайте по порядку.

28 декабря прошлого года Владимир Путин подписал Закон № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». А именно — в федеральные законы № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Что же изменилось?

С одной стороны, ФНС получила большую, чем раньше, свободу действий.

С 01.09.2017 налоговики получат право исключать юрлицо из ЕГРЮЛ спустя шесть месяцев после того, как в реестр внесена отметка о недостоверности имеющихся сведений (новая редакция ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ).

Как известно, с начала 2016 года, после изменений, внесенных в ст. 9 Закона № 129-ФЗ, ФНС может проверять сведения о компании не только тогда, когда владельцы регистрируют ее или вносят в реестр изменения.

Достаточно любых подозрений на недостоверность сведений в ЕГРЮЛ (массовый учредитель, массовый директор, массовый адрес), и может начаться проверка. Согласно Приказу ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@, участие в ней самого проверяемого совсем не обязательно.

Например, для осмотра помещения, в котором зарегистрирована компания, достаточно двух понятых или же видеозаписи.

Если налоговики не обнаружат компании по адресу, указанному в реестре, ее учредителям и руководству будет направлено письмо с требованием внести изменения в ЕГРЮЛ.

Если в течение 30 дней реакции на письмо не поступит, налоговая служба имеет право вносить в ЕГРЮЛ запись о недостоверности информации.

И начнется отсчет шести месяцев, после истечения которых компания исчезнет из ЕГРЮЛ, если только в трехмесячный срок со дня опубликования решения о предстоящем исключении от юридического лица, кредиторов и иных лиц, чьи права и интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, не поступит заявление.

С 01.09.2017 вступает в силу положение о том, что заявления владельцев или кредиторов исключаемого из ЕГРЮЛ юридического лица, подаваемые в трехмесячный срок с момента публикации решения о предстоящем исключении, должны быть мотивированными (новая редакция ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ).

Раньше этот термин не использовался. В текущей редакции ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ гласит:

«3. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.

Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее — заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления».

Видимо, под «мотивированностью» следует понимать детальное раскрытие сведений о том, каким именно образом исключение контрагента из ЕГРЮЛ наносит ущерб заявителям.

Форма заявления будет утверждена ФНС отдельно в ближайшее время.

С другой стороны, появились новые ограничения.

С 28.06.2017 запрещено исключать из ЕГРЮЛ банкротящиеся компании (новая редакция ст. 28 Закона № 127-ФЗ и ст. 5 Закона № 129-ФЗ).

Оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве обязан в трехдневный срок представлять в ФНС сведения о начале процедуры банкротства компании (о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства). На ФНС, соответственно, возложена обязанность в трехдневный срок вносить полученные сведения в ЕГРЮЛ. И в этом случае принудительное исключение юридического лица из ЕГРЮЛ начинать нельзя.

Подчеркнем, юрлицо с долгами вполне может быть исключено из реестра. Долг перед бюджетом при этом будет признан безнадежным к взысканию. А вот что касается обязательств перед кредиторами, то тут все зависит от их расторопности в инициировании банкротства либо подаче заявления о приостановке процедуры исключения должника из ЕГРЮЛ.

Кроме этого, появился новый, «компромиссный» вариант исключения из ЕГРЮЛ.

С 01.09.2017 принудительный порядок исключения из ЕГРЮЛ может применяться «в случае невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) (новая редакция ст. 5 Закона № 129-ФЗ).

Данная норма уже закреплена в Гражданском кодексе РФ, теперь дело дошло и до закона о регистрации. При внимательном рассмотрении нетрудно заметить, что это промежуточный вариант между добровольной ликвидацией и принудительным исключением из ЕГРЮЛ, своеобразная альтернатива банкротству.

Детали его применения еще не ясны, но ясно, что участники исключаемого общества должны будут обосновать в налоговой свою неготовность брать на себя расходы по ликвидации.

Наконец, ужесточена ответственность владельцев исключаемой из ЕГРЮЛ компании.

Теперь исключение недействующего общества из ЕГРЮЛ может не отменять субсидиарной ответственности его участников или руководства по долгам компании — если они действовали, как сказано в законе, «недобросовестно или неразумно» (новая редакция ст. 3 Закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», действует с 28.06.2017).

Субсидиарная ответственность по обязательствам ликвидированного общества может быть наложена по заявлению кредитора.

Что делать, если вы контрагент проблемной компании?

Выявив наличие оснований для исключения из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении. В течение трех дней с момента принятия такое решение публикуется в ЕГРЮЛ.

Если вы кредитор проблемной компании, вам нужно внимательнее отслеживать Контур.Фокус на предмет того, не появилось ли на карточке контрагента решение налоговой службы о предстоящем исключении его из ЕГРЮЛ. Напоминаем, на мотивированное опротестование дается три месяца.

Стоит проявлять большую активность в инициировании процедур банкротства «безнадежного» контрагента — это поможет удержать ФНС от исключения такого контрагента из реестра.

Конечно, предъявлять требования можно и после ликвидации — именно об этом написано абзацем выше.

Но это, как вы понимаете, процедура совершенно не отработанная, и в любом случае шансов на взыскание долга в этом случае будет меньше.

Что делать, если вы владелец или директор «зависшей» компании?

Уйти от долгов, просто забыв про общество, уже не получится.

Во-первых, если фирма исключена из ЕГРЮЛ при наличии задолженности в бюджет, признанной безнадежной к взысканию, ее учредители и руководитель в течение трех лет не смогут зарегистрироваться в качестве учредителей и руководителей других организаций (пп. «ф» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, действует с 1 января 2016 года).

Во-вторых, если долги остались перед контрагентами, их можно будет взыскивать в порядке субсидиарной ответственности (об этом мы уже написали выше).

В-третьих, в период ожидания руководитель рискует набрать административных штрафов по ст. 119 (непредставление декларации), 126 (непредставление сведений и документов по требованию ИФНС) НК РФ и по ст. 13.19 (непредставление данных в Росстат), 15.5 (нарушение сроков представления декларации) КоАП РФ.

Вывод: пассивно дожидаться исключения своей фирмы из ЕГРЮЛ не стоит. Заплатить по долгам в той или иной форме все равно придется.

А можно ли обжаловать исключение из егрюл?

Да, можно, через арбитражный суд. Это могут сделать не только владельцы исключенной компании, но и ее кредиторы и вообще все лица, чьи права затронуты исключением.

Заявление можно подать в течение трех месяцев с момента, когда стало или должно было стать известно о нарушении права (п. 4 ст. 198 АПК).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Решение налоговой об исключении из ЕГРЮЛ может быть отменено по следующим основаниям:

  • у ИФНС отсутствовали основания для исключения;
  • заявление об отмене решения подавалось в пределах трехмесячного срока (оно было обоснованным и с соблюдением формы);
  • ИФНС нарушила процедуру исключения, описанную в законе.

Как видите, исключение из ЕГРЮЛ теперь проходит в новых условиях. Если для вас важно повлиять на действия ФНС, нужно проявлять повышенное внимание к изменениям открытых данных. Пользуясь нашим сервисом, вы сможете отследить, не нависла ли угроза исключения из ЕГРЮЛ над одним из ваших контрагентов.

Источник: https://focus.kontur.ru/site/news/82

Правовой совет
Добавить комментарий