Принят закон о предоставлении жилья судьям

Новости

Принят закон о предоставлении жилья судьям

Сегодня вышел первый в этом году номер “Вестника ВККС”, где опубликовано постановление IX Всероссийского Съезда судей.

В числе прочего судейское сообщество просит депутатов ускорить рассмотрение приоритетных для него законопроектов: о предоставлении судьям жилья, уточнении статуса и полномочий мировых судей, повышении оплаты труда судейского корпуса и сотрудников аппаратов. Часть так необходимых судьям инициатив пылится “под сукном” уже несколько лет.

Проект по судейскому жилью рассматривают уже 10 лет

Среди них поправки в ст. 19 закона о статусе судей, касающиеся обеспечения их жилыми помещениями. Еще 31 января 2008 года КС принял постановление № 2-П, в котором обязал законодателя надлежащим образом установить порядок обеспечения жильем судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Действующая редакция п. 3 и 4 ст.

19 закона о статусе судей указывает, что судьи, которые не обеспечены жилплощадью в соответствии с требованиями и нормами жилищного законодательства РФ и регионов, могут получить отдельную квартиру или комнату, с учетом дополнительных “судейских” 20 кв. м, за счет субсидий судам из госказны.

Тем, кому жилье предоставить не смогли, компенсируют его наем.

Судьи-отставники, проработавшие в системе больше 20 лет или получившие инвалидность в период работы, пожелавшие сменить место жительства, имеют право получить благоустроенную квартиру или дом за счет бюджета.

КС увидел в этих положениях неопределенность и обязал законодателя уточнить как порядок признания членов судейского корпуса нуждающимися в улучшении жилищных условий, так и сам процесс выделения им жилплощади.

Согласно законопроекту, нуждающимся может быть признан судья:

– если он один или вместе с семьей живет в помещении или помещениях (по договору соцнайма или на праве собственности), где на одного человека приходится меньше 15 кв.

м площади, или если в такой квартире с ним проживает хронический больной, совместное проживание с которым невозможно.

К членам семьи судьи относят его супруга (супругу) и детей, иждивенцев, а также иных родственников, с которыми семья ведет совместное хозяйство.

– если квартира или комната, которую он занимает, “не отвечает условиям, установленным для жилых помещений”, вне зависимости от размера;

– если он живет в коммунальной квартире, общежитии, смежной неизолированной комнате или “однушке”, если там живет несколько семей,

– если он впервые назначен на должность и не обеспечен жильем по месту работы (в этом случае ему могут представить и помещение по договору найма).

Механизм представления жилья такой: если пока что пятилетнего стажа у судьи нет, с ним заключают договор купли-продажи помещения с отсрочкой обязательств на время исполнения им судейских обязанностей.

После того как стаж минует “пятилетку”, выделенное жилье бесплатно передают ему в собственность, а обязательство по его оплате прекращается. Такой возможностью служитель Фемиды может воспользоваться лишь единожды.

Если же судья уходит в отставку, не отработав пяти лет, он может выкупить жилплощадь или освободить ее.

Размер площади предоставляемого судье жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, не может быть менее размера, исчисленного из расчета 33 квадратных метров на судью, 18 квадратных метров на каждого члена его семьи и 20 квадратных метров дополнительной жилой площади.

Судьи-отставники со стажем не менее 20 лет, не имеющие возможности воспользоваться правом на получение жилья во время работы и переехавшие в иную местность, могут получить единовременную субсидию на получение жилья.

Правительственный законопроект, внесенный в нижнюю палату парламента почти 10 лет назад, в марте 2007 года, через год прошел первое чтение, после чего работа над ним застопорилась.

“Все обращения Совета судей РФ в компетентные органы власти положительных результатов не дали”, – указано в резолюции Съезда (см. “Съезд судей попросит правительство и ГД заняться вопросами жилья для судей и поднять им зарплаты”).

По последним данным, 16 октября прошлого года законопроект передан на рассмотрение в профильный комитет, дата его рассмотрения во втором чтении неизвестна.

Решить проблему с мировыми судьями поможет новый закон

Еще один приоритетный законопроект касается уточнения статуса мировых судей, организационных и финансовых вопросов обеспечения его деятельности. Еще на Съезде глава Верховного суда Вячеслав Лебедев рассказывал, что мировые судьи находятся в “шатком” положении. Во-первых, их должность до сих пор не включена в Сводный перечень госдолжностей, утвержденный еще в январе 1995 года.

Во-вторых, судья на своем участке не вправе контролировать деятельность аппарата – решать вопросы о найме, увольнении, поощрении сотрудников, поскольку закон ему таких полномочий не дает, оставляя их за местной исполнительной властью.

Кроме того, из федерального бюджета мировой судья получает только заработную плату, а остальные средства на обеспечение его деятельности выделяют местные бюджеты.

В результате материальное обеспечение мировых судей неравномерно, особенно хорошо это видно в регионах с невысокими поступлениями из бюджета.

 “Сколько дадим – столько дадим, а норм, сдерживающих произвольные решения местных властей о снижении уровня финансирования мировых судей, нет”, – говорил Лебедев, уверенный, что “этот институт действует только потому, что там работают крепкие, молодые люди, преданные своей профессии”.

Лебедев рассказал, что в ноябре ВС внес в Госдуму ряд поправок в закон “О мировых судьях в РФ”. Согласно им, мировые судьи будут самостоятельно контролировать работу аппарата.

А следить за финансированием их деятельности будут органы судейского сообщества.

При уменьшении финансирования менее чем на 5% органы местной власти должны будут получить разрешение регионального Совета судей более чем на 5% – Конференции судей (см. “Верховный суд предложил законопроект в защиту мировых судей”).

Быть или не быть “судебным чиновникам”?

В приоритетном порядке необходимо заняться и законопроектом “О государственной судебной службе” и сопутствующими ему законодательными актами, которые Лебедев внес на рассмотрение в Госдуму 14 февраля, несмотря на полученный накануне отрицательный отзыв Кабмина (см. “Правительство против появления “судебных чиновников”).

Одна их главных целей этого законопроекта – увеличение зарплат сотрудников аппаратов судов. Их необоснованно низкий уровень, при значительной служебной нагрузке, высоким требованиям, предъявляемым к работе, и огромном уровне ответственности порождает гигантскую текучку кадров в системе.

В крупных регионах страны она достигает от 150 до 400% ежегодно, говорится в итоговом документе съезда. Между тем существенного увеличения зарплат, если ориентироваться на утвержденный проект бюджета, в ближайшие три года не ожидается (см.

“Правительство увеличит финансирование судебной системы на 9 млрд руб.”).

Так, в этом году они (у всех, кроме сотрудников ВС) “подрастут” почти на 587 млн руб. (до 34,4 млрд руб), в следующем году эта цифра будет увеличена еще на 1,6 млрд руб. При этом доходы работников аппаратов в судах разных уровней разнородны. Так, в ВС ведущие специалисты зарабатывают 1–1,5 млн руб.

ежегодно, а начальники управлений – 3,5–5 млн руб. В Мосгорсуде руководители отделов ежегодно получают 600 000–1 000 000 руб., в районных судах их зарплата ниже – 450 000–500 000 руб., а доходы помощников судей в среднем составляют 350 000–400 000 руб. В АС МО начальники отделов получают ежегодно порядка 1 млн руб.

, специалисты – 250 000–400 000 руб.

Законопроект предлагает перевести в разряд госслужащих всех сотрудников аппаратов судов, за исключением Конституционного суда РФ и конституционных (уставных) судов регионов. При этом сотрудники ВС, СОЮ и арбитражей станут федеральными служащими, а подчиненные мировых судей – региональными. Размер жалования будет зависеть от классных чинов судебной системы и надбавок за выслугу лет.

Кроме того, помощники, согласно проекту, не будут закреплены за конкретными судьями, что позволит их “оптимально распределять” при росте нагрузки или рассмотрении сложных дел.

Должности администраторов судов областного уровня и арбитражей будут выведены из системы Судебного департамента.

Администраторы будут параллельно руководителями аппаратов судов, чтобы председатели могли полностью сосредоточиться на отправлении правосудия.

Однако правительство посчитало, что авторы законопроекта недостаточно описали специфику работы в судебных органов для выделения ее в отдельный вид службы. Нарекание вызвал и прописанный механизм доплаты за выслугу лет в виде процента от оклада месячного содержания, из-за которого “судебные чиновники” будут получать больше остальных, которым положен процент от месячного оклада.

Позаботиться об уровне судейских зарплат

Не забыло судейское сообщество и о собственном заработке. Оно лоббирует рассмотрение законопроекта, вносящего поправки в ст. 20.2 закона о статусе судей в части совершенствования их оплаты труда.

После введения в январе 2013 года новой системы квалифклассов, соответствующих занимаемой должности (от этих двух показателей зависит оплата труда судей), была выявлена проблема.

При переходе в суд уровнем выше, например из “районника” в областной, краевой или республиканский суд, квалифколасс рос, а с ним и уровень заработка.

Но нередко, с целью укрепления нижестоящих судов и улучшения качественных показателей работы, судьи вышестоящих судов рекомендуются туда на должности председателей или зампредов. Их квалификационные классы оказываются выше предельных по должности, на которую рекомендуются.

Действующим законодательством снижение квалификационного класса по причине назначения в нижестоящий суд не предусмотрено. Чтобы устранить правовой пробел, предлагается сохранять за судьями существующий квалифкласс, пусть он даже выше предельного по замещаемой должности. Проходить аттестацию им предложено раз в три года, чтобы подтвердить существующий класс.

ВС внес его на рассмотрение в Госдуму еще в ноябре 2013 года, проект подготовили к первому чтению, но после рекомендовали доработать. Повторно его внесли в сентябре 2015, а в октябре 2016-го передали в профильный комитет.

Кроме того, судьи видят необходимость в разработке законопроектов о создании апелляционных и кассационных судов в системе СОЮ (см.

“Совфед подготовил законопроект о создании окружной кассации и апелляции в системе СОЮ”), поправки, ставящие зависимость квалифклассов от стажа работы, а не от должности, об отмене ограничений сроков пребывания в должности руководителя и зампреда суда, об изменении норм представительства в органах судейского сообщества.

Полный текст резолюции IX Всероссийского съезда судей можно найти в первом за 2017 год выпуске “Вестника ВККС”.

//pravo.ru/news/view/138397/?cl=DT

Источник: //www.ksrd.ru/news?newsid=329

Судьям дадут денег на квартиры и избавят от налогов при их покупке

Принят закон о предоставлении жилья судьям

Пресс-служба Мосгорсуда

С 2019 года судьи смогут один раз за время своей работы бесплатно получить в собственность жильё или деньги для его покупки. На это получат право те, кто живёт в социальных квартирах, в коммуналках или в одной квартире с несколькими семьями.

Владельцев новых квадратных метров после заключения сделки освободят от уплаты НДФЛ. Решать, кому положено новое жильё, будет Верховный суд РФ и Судебный департамент при нём.

Все эти нормы записаны в трёх законопроектах президента, которые 27 сентября Госдума приняла в первом чтении.

Было казённое — стало личное

Гарантия получения жилья судьями в собственность исчезла из Закона «О статусе судей в РФ» более 10 лет, уступив место временному жилью из спецфонда.

В 2008 году Конституционный суд РФ предписал закрепить в законе критерии признания судей «нуждающимися», не относя это к полномочиям кабинета министров. До сих пор это сделано не было.

В 2007 году Правительство вносило в Госдуму свои предложения на эту тему, но через год, после их принятия в первом чтении, документ отложили. А в июне 2018 года инициативы были отклонены, напомнил депутатам полпред главы государства в Госдуме Гарри Минх.

Читайте по теме Сейчас жильё судьям предоставляется за счёт госбюджета, процесс финансируется в рамках федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы».

По данным Судебного департамента Верховного суда РФ, на 1 сентября 2016 года нуждающимися в жилье были признаны 2248 судей.

А всего в России насчитывается порядка 27 тысяч судей, сообщил коллегам глава Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.

Он также объяснил, что первый из трёх законопроектов главы государства наделяет Верховный суд правом самостоятельно устанавливать основания для обеспечения судей Верховного суда жильём, а также вести учёт судей Верховного суда РФ, нуждающихся в жилье, принимать решения о выделении единовременной социальной выплаты для приобретения квартир.

РИА Новости/Юрий Мальцев

«Другим законопроектом уточняются правила обеспечения жилыми помещениями судей судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов.

Устанавливается порядок и основания признания судей нуждающимися в жилых помещениях, порядок принятия их на учёт, условия получения единовременной социальной выплаты, порядок предоставления служебных жилых помещений», — рассказал Крашенинников, добавив, что судей в отставке новые правила тоже коснутся.

Среди главных условий: признание судьи нуждающимся в жилом помещении и нахождение им в должности не менее 10 лет. Квартиры будут передавать в собственность и тем судьями, которые вынуждены были переехать в другой регион на новое место работы.

Размер выплаты или площадь квартиры зависит от размера семьи. На семью из одного человека положено 33 квадратных метра, на двух — 42, на трёх и более — по 18 квадратов. При этом выплата не будет облагаться подоходным налогом. Эта норма записана в третьем законопроекте.

Ведь и сейчас из казны тратятся деньги на покупку квартир для судей, пусть они и не передаются пока им в собственность.

Его назвал чрезвычайно важным глава думского Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. Он поддержал экономическое обоснование документа и уточнил, что дополнительных ассигнований из бюджета оно не потребует. Ведь и сейчас из казны тратятся деньги на покупку квартир для судей, пусть они и не передаются пока им в собственность.

Судебная реформа набирает силу

Только за последние полгода Госдума приняла десяток законопроектов, изменяющих судебную систему страны.

В частности, депутаты определили, что состав суда при рассмотрении гражданских, арбитражных, административных и уголовных дел будет формироваться с помощью автоматической системы.

Другое изменение — введена обязательная аудиозапись судебных заседаний по гражданским и уголовным делам, как в первой инстанции, так и в апелляции, за исключением закрытых судебных заседаний.

Читайте по теме Ещё одно новшество — возможность перехода из предварительного судебного заседания в основное в первой инстанции при рассмотрении гражданских и административных дел.

Кроме того, депутаты приняли президентский закон об ужесточении дисциплинарной ответственности судей и расширении перечня взысканий для них. В частности, к штрафу за существенное нарушение положений Закона «О статусе судей в РФ» или кодекса судейской этики добавилось понижение в квалификационном классе.

Также с октября 2019 года в стране заработают отдельные кассационные и апелляционные суды. В ведении первых будут дела по жалобам и представлениям на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции.

А вторые будут вышестоящей инстанцией для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей.

В компетенции кассационных судов окажутся дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

«Все эти изменения направлены на совершенствование судебной системы и дополняют комплекс мер по её реформированию, которые содержатся в пакете из трёх десятков законопроектов, находящихся на рассмотрении Госдумы», — резюмировал Павел Крашенинников.

Источник: //www.pnp.ru/social/sudyam-dadut-deneg-na-kvartiry-i-izbavyat-ot-nalogov-pri-ikh-pokupke.html

Обзор практики Верховного и Конституционного Судов РФ по спорам о предоставлении жилья очередникам за 2018 год

Принят закон о предоставлении жилья судьям

Частью 2 ст. 56 ЖК РФ установлено, что решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть принято жилищным органом не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием снятия с учета. Причем этот срок является пресекательным и не может быть восстановлен.

Кроме того, распоряжение должно содержать основания снятия с жилищного учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 ст. 56 ЖК РФ, а именно:

1) подачи заявления о снятии с учета;

2) утраты оснований для получения жилья по договору соцнайма;

3) выезда на место жительства в другое муниципальное образование (кроме Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);

4) получения государственной или муниципальной субсидии на приобретение или строительство квартиры;

5) предоставления земельного участка (кроме садового) для строительства жилого дома, за исключением многодетных семей;

6) выявления недостоверных сведений в документах, послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц жилищного органа при принятии на учет.

Районная администрация в Санкт-Петербурге сняла с жилищного учета семью очередников через 7 лет после приобретения квартиры одним из них. Суды отказали в восстановлении на учете.

Верховный Суд РФ судебные постановления отменил, сославшись на отсутствие в распоряжении ссылки на конкретное предусмотренное законом основание снятия с учета и нарушение срока принятия распоряжения (определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 5 сентября 2018 г. № 78-КГ18-28).

Для внеочередного предоставления жилья лицу, страдающему тяжелым хроническим заболеванием, указанным в Перечне Минздрава России № 987н от 29 ноября 2012 г.

(далее – Перечень № 987н), как и прежде, необходимо наличие соответствующего заболевания и принятие семьи на жилищный учет.

Другое жилое помещение им должно предоставляться немедленно после возникновения права (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 2018 год № 4, вопрос 10).

3. Требуется подтверждать статус малоимущих семьям очередников, принятых на учёт после 1 марта 2005 г., и семьям инвалидов, чье жилье признано непригодным для проживания на основании п. 54 Положения № 47 о непригодности жилья для проживания

В определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 июля 2018 г. № 41-КГ18-19 отражена необходимость наличия статуса малоимущего, т.к. на жилищный учет семья была принята после 1 марта 2005 г.

Зачем предъявляется это требование – совершенно непонятно, ведь статус малоимущего требуется только для принятия на жилучёт с марта 2005 г. И если семья признана нуждающейся и не снята с учёта, то жильё должно предоставляться независимо от малоимущности, т.к.

это основание не предусмотрено ЖК РФ (но может учитываться при проведении переучёта).

В определении Судебной коллегии по гражданским делам от 26 июня 2018 г. № 71-КГ18-4 по семье очередника, принятой на жилучёт до 1 марта 2005 г., высшая судебная инстанция ссылается на ненадобность подтверждения статуса малоимущей.

Признание малоимущим также требуется нуждающемуся в технических средствах реабилитации инвалиду, чье жилое помещение признано непригодным для проживания на основании п.

54 Положения о пригодности жилья для проживания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47.

Этот пункт позволяет признавать непригодным для проживания жилое помещение, которое (а также подъезд в доме) нельзя приспособить для конкретного инвалида-колясочника. И, соответственно, предоставлять специально приспособленное под потребности инвалида.

В определении Судебной коллегии по гражданским делам от 15 мая 2018 г. № 18-КГ18-68 Верховный Суд РФ пришел к выводу об обязательности наличия у такого инвалида статуса малоимущего.

4.  Нелепые основания отказа в предоставлении жилья внеочередникам

В многочисленной практике дел по этой категории Верховный Суд РФ признавал незаконными следующие основания отказа в немедленном предоставлении жилья тяжелобольным внеочередникам, включая явно экзотические:

– отсутствие жилья в жилищном фонде субъекта РФ (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 2018 год № 4, вопрос 10; определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 июля 2018 г. № 20-КГ18-22);

– невыделение средств на строительство жилья в субъекте РФ (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 сентября 2018 г. № 41-КГ18-37);

– наличие на учете других внеочередников (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 сентября 2018 г. № 41-КГ18-37).

Встречаются и явно абсурдные мотивировки решений нижестоящих судов.

По одному из дел, отказывая прокурору в иске о восстановлении тяжелобольного очередника на жилищном учете, помимо ссылок на все перечисленные выше основания, Верховный суд Республики Тыва сослался на следующее: «для возникновения у ответчика /администрации г.

Кызыл/ обязанности по предоставлению жилого помещения из муниципального жилищного фонда гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, необходимо наделение органа местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями.

Такой нормативно-правовой акт органом государственной власти Республики Тыва в настоящее время не принят».

Отменяя это судебное решение, Верховный Суд РФ сослался на отнесение полномочия по обеспечению жильем нуждающихся малоимущих очередников к вопросам местного значения прямым указанием Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, в связи с чем закона субъекта РФ об этом не требуется (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 сентября 2018 г. № 92-КГ18-8).

По другому делу отказ в иске о внеочередном предоставлении жилья как лицу, страдающему заболеванием по Перечню № 987н, суды Республики Дагестан двух инстанций мотивировали какой-то фантастикой: «Законодательной возможности предоставления гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, …, жилого помещения жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, с учетом положений статьи 2 Закона Республики Дагестан от 3 февраля 2006 г. № 4 «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма и порядка его предоставления данным категориям граждан» не имеется, т.к. указанным Законом установлено, что уполномоченный орган составляет сводные списки граждан и по мере введения в эксплуатацию, приобретения, освобождения жилых помещений из жилищного фонда Республики Дагестан принимает решение о предоставлении их гражданам, принятым на учет».

Отменяя этот абсурд, высшая судебная инстанция сослалась на отсутствие подобных положений в федеральном законодательстве (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 июля 2018 г. № 20-КГ18-22)

Если соответствующим включенным в Перечень заболеванием страдает несовершеннолетний член семьи, то другое жилье предоставляется с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи (постановление Конституционного суда РФ от 22 января 2018 г. № 4-П, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 сентября 2018 г. № 41-КГ18-37).

По нашему мнению, правовая позиция из указанного постановления Конституционного Суда РФ применима и ко всем другим случаям нуждаемости внеочередника в постоянном постороннем уходе (по заключению Бюро МСЭ).

6.  Неважно, являются ли очередники разными семьями и проживают ли в коммуналке

В нескольких делах данной тематики суды отказали во внеочередном предоставлении жилья семьям, проживающим не в коммунальной квартире, а в отдельном жилье (изолированной комнате).

Такие решения мотивировались ссылкой на пункт 4 части 1 ст. 51 ЖК РФ: «…проживающими в квартире, занятыми несколькими семьями».

То есть возможность немедленного получения жилья предоставлялась лишь тем внеочередникам, кто проживает в коммуналке.

Столь ограничительное толкование этой статьи высшие судебные инстанции признавали ошибочным, т.к. внеочередникам должно быть предоставлено другое жилое помещение независимо от любых характеристик занимаемого жилья (определение Конституционного Суда РФ от 26 января 2017 г. № 187-О, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 ноября 2018 г. № 46-КГ18-48).

Впрочем, это нелогичное основание скоро будет из закона исключено.

5 декабря 2018 г. председателем профильного комитета Госдумы Г.Хованской внесен разработанный с нашим участием законопроект № 601359-7 об обеспечении жилищных прав очередников, включая тяжелобольных.

И не имеющих другого жилья граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, без проблем должны будут принимать на жилищный учёт независимо от того, является ли их квартира коммунальной.

По другому делу со ссылкой на это же основание суды пришли к выводу о том, что семья тяжелобольного очередника в составе матери и ребенка, проживая в квартире, находящейся в собственности её матери и сестры с дочерью, являются с ними одной семьей. И соответственно эта квартира – не коммунальная.

Такую позицию Верховный Суд РФ признал незаконной по изложенным выше основаниям (определение Судебной коллегии по гражданским делам от 26 июня 2018 г. № 71-КГ18-4).

7.    Очередникам нельзя приписывать долю в праве на места общего пользования коридоров и других вспомогательных помещений в искусственно созданных в бывших рабочих общежитиях мегакоммуналках

В одном из аналогичных дел семья очередника с заболеванием по Перечню № 987н была снята с жилищного учета в связи с тем, что занимая ею комната, первоначально расположенная в коридорном общежитии, после перевода общежития в жилищный фонд социального использования стала находиться в 23-комнатной коммунальной квартире размером с весь этаж. И этой комнате была рассчитана приходящаяся на нее доля в площади мест общего пользования этой мегакоммуналки. Тем самым ее общая площадь искусственно увеличилась, превысив норму предоставления, хотя в комнате не появилось ни кухни, ни санузла. Такой издевательский расчет общей площади жилья Верховный Суд РФ признал незаконным и восстановил семью на жилищном учете (определение Судебной коллегии по административным делам от 31 октября 2018 г. № 44-КГ18-12).

По одному из дел, рассмотренному в Тюменской области, семье было отказано в принятии на жилищный учёт со ссылкой на недавнюю продажу 4 собственных автомашин, что было расценено как намеренное ухудшение имущественного положения, не позволяющее им получить статус малоимущего, и затем претендовать на принятие на жилучет.

Признавая распоряжение об отказе в принятии на учет незаконным, суд первой инстанции сослался на возможность отложения на 5 лет срока принятия на жилучет (или предоставления жилья при подходе очереди) в случае ухудшения жилищного, а не материального положения семьи очередников. Как они не имели никакого жилья, так и не приобрели. А продажа движимых вещей не приводит к состоянию, требующему участия органов власти в обеспечении семьи другим жильем.

Отменяя это решение и отказывая в иске, апелляционный суд неправильно истолковал ст. 53 ЖК РФ, регулирующую указанные правоотношения.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 ноября 2018 г. № 89-КГ18-12 определение апелляционной инстанции было отменено, решение городского суда восстановлено в силе по приведенным выше основаниям.

 

Городской суд удовлетворил иск прокурора, поданный в защиту больного тяжелым хроническим заболеванием с невозможностью совместного с ним проживания, к местной администрации о предоставлении вне очереди другого жилья.

Верховный суд республики решение отменил, указав об отнесении полномочий по предоставлению жилья инвалидам к полномочиям республиканской власти.

Верховный Суд РФ отменил это апелляционное определение и оставил первое решение в силе, сославшись на ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, ч. 2 ст. 49, ч. 3 ст.

52 ЖК РФ и положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., согласно которым полномочие по предоставлению жилья внеочередникам отнесено к ведению местной администрации (определение Судебной коллегии по гражданским делам от 10 октября 2017 г.

№ 21-КГ17-19, Обзор судебной практики Верховного Суда РФ 2018 г. № 2 вопрос 11).

Аналогичное определение вынесено Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ 24 июля 2018 г. № 39-КГ18-3.

В другом деле определением от 30 октября 2018 г. № 304-ЭС18-17139 судья Верховного Суда РФ отказала Минфину Республики Алтай в передаче кассационной жалобы на решения судов о взыскании с администрации г.

Горно-Алтайск денег за исполнение решение суда о предоставлении жилья больному по Перечню № 378.

Судья суда высшей инстанции согласилась с выводом об обязанности субъектов Российской Федерации финансировать обеспечение жильём инвалидов по Перечню № 378, вставших на учет после 1 января 2005 г.

Отменяя решения судов низших инстанций, Верховный Суд РФ в определении Судебной коллегии по гражданским делам от 20 ноября 2018 г.

№ 85-КГ18-17 указал, что нереализованное право на внеочередное обеспечение другим жилым помещением по заболеванию, входившему в Перечень Правительства РФ № 378 от 16 июня 2006 г.

, подлежит защите, даже если это заболевание не входит в Перечень Минздрава № 987н от 30 ноября 2017 г.

Этот вывод мотивирован ссылкой на часть 1 ст. 6 ЖК РФ о применении акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. То есть судам следовало применить Перечень № 378, действовавший на день отказа во внеочередном предоставлении жилья.

Обзор подготовлен МОО «Правозащитная организация «Восход»

7 февраля 2019 г.

Источник: //www.domsovet.su/news/106-obzor-praktiki-verkhovnogo-i-konstitutsionnogo-sudov-rf-po-sporam-o-predostavlenii-zhilya-ocherednikam-za-2018-god

Первоочередная и внеочередная очередь на квартиру

Принят закон о предоставлении жилья судьям

Жилые площади предоставляются гражданам РФ в строгом порядке очередности, если они состоят на учете, как остро нуждающиеся в жилье, либо нуждающиеся в улучшении жилищных условий, согласно статье 33 Жилищного Кодекса РФ.

Получить жилье вне очереди могут лишь особые категории граждан, по причине расселения их после различных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

К примеру, семья не числится в списке очередников на получение жилья, но произошло землетрясение или наводнение, вследствие которого имеющееся у них в наличии жилье было разрушено или грозит обвалом.

Согласно все тем же законодательным нормам РФ, учет всех граждан страны, нуждающихся в улучшении жилищных условий или вовсе не имеющих постоянного жилья, ведется по единому списку. Но на основе единого списка составляются три отдельных списка: первоочередников, внеочередников и состоящих в списке на получение жилья на общих основаниях.

Такой принцип очередности никоим образом не может быть нарушен в пользу нуждающегося, независимо от степени нуждаемости граждан в жилье и независимо от личных заслуг граждан. Права на предоставления жилья граждане получают в тот момент времени, когда регистрируют документы, поданные на получение жилья.

Согласно изменениям в Жилищном Кодексе от 1996 года, при нарушениях правил очередности на получение жилья судебные исполнители могут принять решение о незаконности выданного ордера на жилье.

С исковым заявлением о нарушениях норм очередности в получении жилья могут выступать учреждения, организации, органы местной администрации (в чьих ведениях находятся распределяемые жилые помещения) либо прокурор, действующий в интересах одной из сторон.

Примечателен тот факт, что граждане самостоятельно не имеют право обращаться в суд с исковыми заявлениями, если считают, что их права как очередников были ущемлены. Они могут действовать только через правовое учреждение или органы местного самоуправления.

С одной стороны, такие законодательные нормы можно расценивать как ограничение прав граждан, но с другой стороны закон для всех один и нарушать его не следует.

На самом деле, в судебной практике нередки случаи, когда заявления от граждан все же принимаются и рассматриваются в индивидуальном порядке, исходя из сложившейся на конкретный момент времени ситуации.

В каких случаях вносятся изменения в список очередности граждан на получение жилья не в пользу нуждающегося?

Согласно статье 34 Жилищного Кодекса РФ, изменения в списках очередников среди граждан, нуждающихся в жилье, могут быть внесены местными органами самоуправлениями с указаниями веской причины или администрациями предприятий/организаций (после согласования действий с профсоюзным комитетом).

К примеру, за злостные нарушения правил трудового порядка на предприятии гражданина могут «сместить» в списке очередников на получение жилья на несколько пунктов.

Но исключить нуждающегося из списка очередников на получение жилья, согласно законодательным нормам, никто не сможет, в каких бы нарушениях дисциплины он не был обвинен (хулиганство, постоянные опоздания на работу, пьянство, хищение имущества, если оно не влечет за собой масштабы, предусмотренные уголовным кодексом и т.д.).

Перенести очередность гражданина в списке на получение недвижимости из жилищного фонда администрация предприятии вправе даже за одно злостное правонарушение. На самом деле случаев, при которых очередники на получение жилья могут быть на законных основаниях смещены в общих списках, довольно много.

Какая категория граждан РФ имеет внеочередное право на получение жилья?

Вне очереди получить жилье в РФ имеют право граждане, если они:

  • Потеряли жилье (общественное или государственное) из-за стихийного бедствия.
  • Пребывали в детском государственном учреждении и настал срок их совершеннолетия, а также если они пребывали на иждивении у попечителей, опекунов или родственников и теперь по ряду причин им не может быть возвращена та жилая площадь, которую имели их родители.
  • Были направлены по распределению как специалисты на работу в другую область или регион.
  • Проходили обучение в высшем, профессионально-техническом, среднетехническом учреждении, в аспирантуре, ординатуре и т.д.
  • Согласно Закону о статусе судей в РФ, местной администрацией городским судьям должно быть предоставлено жилье в течение шести месяцев с момента вступления судьи в должность. Имеется в виду благоустроенное жилье, если у судьи такового в населенном пункте не имелось. Предоставляется внеочередное жилье также работникам прокуратуры, участковым инспекторам на тех же условиях – в течение шести месяцев после вступления в должность.
  • Инвалидам и гражданам пенсионного возраста, если они находились на лечении в стационарных учреждениях, а затем выписались из этих лечебных учреждений и теперь нуждаются в жилье. Им может быть возвращено их прежнее жилье, если оно соответствует санитарным нормам проживания или предоставлено вне очереди другое жилое помещение.

Какая категория граждан РФ имеют первоочередное право на получение жилья?

На основании статьи 36 Жилищного Кодекса РФ, в первоочередные списки на получение жилья могут быть внесены граждане:

  • Инвалиды Великой Отечественной войны и участвующие в боевых операциях в защиту Родины и граждан РФ (в том числе сотрудники МВД, ФСБ и других воинских подразделений).
  • Семьи пропавших без вести или погибших в годы ВОВ и в других боевых действиях на территории России и за ее пределами. К членам таких семей приравниваются и иждивенцы этих категорий граждан, их супруги, родители, дети-инвалиды и т.д.
  • Герои России и Советского Союза, Герои Труда, а также лица, которым были вручены ордена Трудовой Славы, ордена Славы, ордена трех степеней «За службу Родине в Вооруженных Силах».
  • Лица с тяжелыми формами хронических заболеваний (список таких заболеваний можно прочитать в соответствующей статье Жилищного Кодекса РФ). К примеру, это может быть туберкулез, тяжелая форма бронхиальной астмы, псориаз, психические заболевания в тяжелой форме и т.д.
  • Семьям, чьи родственники (супруги, родители) погибли при исполнении служебных или государственных обязанностей, выполняя свой долг, как гражданина РФ, спасая жизни других граждан или охраняя правопорядок страны.
  • Инвалиды I и II групп, получившие увечья во время боевых действий или в гражданских операциях, а также в результате врожденных увечий или тяжелых заболеваний.
  • Рабочие и служащие отраслей жилищно-коммунального хозяйства, социально-бытовых организаций, долгое время проработавшие в одной сфере производства. Такие граждане могут получить первоочередное право на получение жилья после собрания коллектива, на котором составляется договор, подписанный администрацией организации или предприятия, а также представителями профсоюзного комитета.
  • Женщины, получившие звания «Матери-героини», а также семьи, в которых воспитываются трое и более детей несовершеннолетнего возраста, одинокие матери и семьи, в которых родились близнецы двойни, тройни и т.д.
  • Спасатели из профессиональных или общественных аварийно-спасательных формирований.
  • Педагоги, медики и другие служащие, в чьих услугах нуждаются местные лечебные, оздоровительные, общеобразовательные, дошкольные и другие учреждения или предприятия населенных пунктов РФ.
  • Дается первоочередное право на жилье служащим полиции и таможенной службы.
  • Лица, пострадавшие от политических и экономических репрессий.

На самом деле все эти вышеприведенные списки внеочередников и первоочередников на получение жилья или на улучшение жилищных условий являются далеко не исчерпывающими.

Согласно Законодательным нормам ЖК РФ, предусмотрены и другие случаи, когда граждан из общего списка на получение жилья могут переместить в другие категории списков – первоочередников и внеочередников.

Жилье из жилищного фонда распределяется при участии администрации населенных пунктов РФ при участии профсоюзных комитетов, а также представителей местных предприятий, организаций, учреждений и т.д.

Ежегодно правительством придумываются и принимаются все новые поправки в статьи ЖК, чтобы распределить имеющееся жилье между категориями особо нуждающихся в нем граждан.

При этом нужно и не преступать основные законодательные нормы, чтобы не ущемлять права остальных граждан в общих очередях на получение жилья.

Ситуация, на первый взгляд, выглядит как «жалкая попытка» реализовать насущные потребности граждан в жилье, но условий для их бесплатного заселения в нормальные жилые помещения у государства нет. В результате нормы законодательства выполняются лишь на бумаге, а на деле права очередников не реализуются.

3.3  (Всего проголосвавших: 4)

Источник: //doorinworld.ru/stati/pervoocherednaya-i-vneocherednaya-ochered-na-kvartiru

Судьи просят Госдуму заняться жильем и статусом мировых судей

Принят закон о предоставлении жилья судьям

Сегодня вышел первый в этом году номер “Вестника ВККС”, где опубликовано постановление IX Всероссийского Съезда судей.

В числе прочего судейское сообщество просит депутатов ускорить рассмотрение приоритетных для него законопроектов: о предоставлении судьям жилья, уточнении статуса и полномочий мировых судей, повышении оплаты труда судейского корпуса и сотрудников аппаратов. Часть так необходимых судьям инициатив пылится “под сукном” уже несколько лет.

Правовой совет
Добавить комментарий