Профстандарт руководителя: к чему готовиться
Не прочитано
Управление организацией
Разъяснение
Инна Иванова, канд. юрид. наук, зам. начальника управления государственного надзора в сфере труда Роструда
Главное в статье
- Принятие профстандарта руководителя образовательной организации запланировано на июль – август 2016 г. Ознакомиться с проектом можно на сайте ФИРО.
- Профстандарт будет использоваться при аттестации руководителей и подготовке программ дополнительного профобразования.
- Набор трудовых функций руководителя образовательной организации согласно проекту профстандарта должен составляться с учетом специфики работы этой организации.
- Директорам школ следует заранее уточнить, соответствуют ли они требованиям профессионального стандарта.
На сайте Федерального института развития образования размещен проект профессионального стандарта руководителя образовательной организации. Минтруд России подготовил проект приказа о его утверждении.
В пояснительной записке к стандарту говорится, что он разрабатывался с учетом мирового опыта, норм российского законодательства в сферах труда и образования, положений учебно-методических материалов, результатов анкетирования (250 участников) руководителей дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, высшего образования.
Стандарт создан пока в проекте, однако с ним нужно внимательно ознакомиться: во-первых, еще можно внести предложения по его корректировке, а во-вторых, подготовиться к его принятию.
Цель профессиональной деятельности и уровни квалификации
В I разделе проекта стандарта указана цель профессиональной деятельности руководителя образовательной организации – обеспечение развития, эффективной деятельности организации, повышения качества образовательных услуг.
Для создания проектов профессиональных стандартов предусмотрено девять уровней квалификации. Выполнение трудовых функций директора школы (лицея, гимназии) соответствует 8-му уровню.
Подготовка к введению профстандарта
Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации планируется принять в июле – августе 2016 г. В настоящее время определена его структура, идет работа над текстом: уточняются конкретные трудовые действия, умения и знания руководителя, требования к руководителям организаций разных уровней образования.
Подготовкой стандарта занимается рабочая группа, сформированная из сотрудников Минобрнауки России, ФИРО, НИУ ВШЭ, Союза ДПО, экспертов других организаций Москвы, Ярославля и Вологды, в т. ч. директоров школ. целевая установка, которой они руководствуются, – сделать стандарт понятным и ясным для будущих пользователей.
Формулируя положения стандарта, члены рабочей группы учитывают замечания Минтруда России, пожелания, оставленные на сайте ФИРО, дополнения и замечания, предложенные по результатам общественных обсуждений. Профессиональный стандарт будет использоваться в первую очередь для аттестации руководителей образовательных организаций и подготовки программ дополнительного профессионального образования.
Айрат Сатдыков, заместитель руководителя Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО
Требования к образованию и опыту
Согласно проекту стандарта директор школы должен иметь высшее образование, дополнительное профессиональное образование по профилю деятельности и не менее 5 лет руководства организацией (подразделением), в т. ч. в образовании.
Кроме того, для него установлены условия допуска к работе: отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью; прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), внеочередных медицинских осмотров (обследований); прохождение аттестации.
Трудовые функции
В процессе работы директор школы выполняет две обобщенные трудовые функции: формирование стратегии развития организации и управление реализацией стратегии и текущей деятельностью организации.
В первую обобщенную трудовую функцию входят две трудовые функции: определение перспективных и приоритетных направлений развития организации и руководство разработкой программы стратегического развития организации.
Во вторую обобщенную трудовую функцию входят четыре трудовые функции: формирование органов управления организации; управление реализацией программы стратегического развития организации для достижения установленных показателей деятельности; управление процессами достижения образовательных, экономических и других результатов; управление взаимодействием с заинтересованными сторонами, включая органы власти, субъекты рынка труда, в т. ч. управление сетевым взаимодействием.
Каждая трудовая функция включает обширный перечень трудовых действий. Умения и знания, необходимые руководителю для их выполнения, также описаны в стандарте.
Возьмем для примера трудовую функцию «Формирование органов управления образовательной организации» (таблица).
Характеристика трудовой функции «Формирование органов управления образовательной организации»
Определение потребностей в органах управления в зависимости от специфики работы и стратегических задач организации. Формирование перечней органов управления организацией. Руководство разработкой и утверждение кадровой политики. Заключение трудовых договоров. Организация подготовки и утверждение должностных инструкций. Руководство разработкой системы оплаты труда. Организация проведения аттестации работников. Контроль формирования органов управления организации с целью обеспечения эффективности образовательного процесса и достижения образовательных результатов. Анализ качества принимаемых решений, планирование корректирующих и предупреждающих действий | Рассчитывать риски последствий управленческих решений. Координировать работу структурных подразделений. Ориентироваться в правовом поле и применять правовые нормы. Выстраивать оптимальные траектории к достижению поставленной цели. Соблюдать профессиональную этику | Приоритетные направления развития образовательной системы РФ. Действующее законодательство РФ в области образования. Федеральные государственные образовательные стандарты. Порядок приема в образовательные организации. Локальные нормативные правовые акты образовательной организации. Структура и специфика работы образовательной организации. Российский и зарубежный опыт создания образовательного продукта. Порядок подготовки кадров высшей квалификации. Особенности реализации основных образовательных программ |
Подготовка к введению
Профстандарт руководителя образовательной организации не будет применяться с 1 июля 2016 г. Причина простая – он пока не утвержден.
Как только это произойдет, директору рекомендуется:
- Проверить, соответствует ли он требованиям, установленным стандартом.
- Позаботиться о своей квалификации, в т. ч. о дополнительном образовании, наличие которого предполагается для занятия данной должности.
Источник: https://e.rukobr.ru/462128
Профстандарт руководителя образовательной организации
Дата окончания общественного обсуждения: 07.07.2016
Проектом предлагается утвердить профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации».
Проект профессионального стандарта содержит квалификационные требования и описание трудовых функций по должностям руководителей дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования.
: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации
Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации — документ, который описывает уровень квалификации, обязанности и трудовые функции, возложенные на этого работника. Разберемся, что следует ожидать от принятия и внедрения этого профстандарта.
Зачем нужен профстандарт руководителя образовательной организации?
С 2013 года в России началось постепенное внедрение профессиональных стандартов. Первоначально они были всего лишь рекомендациями, однако с лета 2016 года постепенно, по мере утверждения и ввода в действие, становятся обязательными нормами не только для государственных, но и для частных организаций.
Введение профстандартов связано с тем, что прежде действовавшие нормы ЕТКС, ЕКС и других актов в этой сфере во многом устарели и не всегда отражают реально существующую ситуацию.
В результате часто возникают проблемы из-за того, что важные должности занимают люди, не соответствующие им ни по уровню образования, ни по умениям.
Есть области, где такое положение абсолютно нетерпимо, — и одной из таких областей является образование.
Первые профессиональные стандарты для педагогических работников были приняты еще в 2013 году, и их принятие продолжается до сих пор.
Одним из документов, проект которого давно уже находится в разработке и скоро должен быть принят, является профессиональный стандарт руководителя (директора, заведующего, ректора и т. д.) образовательной организации.
Этот профстандарт будет содержать в себе требования к квалификации работника, занимающего эту должность, а также краткое описание возложенных на него трудовых функций.
Принятый профстандарт, как ожидается, позволит добиться следующих целей:
- Улучшить управление образовательными организациями за счет того, что повысится квалификация их руководителей.
- Добиться развития российского образования на всех уровнях — от дошкольного до высшего профессионального.
- Повысить управляемость в образовательных учреждениях и организациях.
Когда будет принят профстандарт руководителя образовательной организации?
Хотя профстандарты и становятся обязательными с 1 июля 2016 года, к профессиональному стандарту руководителя образовательной организации это пока не относится.
Проект документа, разработанный еще в 2013 году, пока не принят и не имеет обязательного статуса, хотя первоначально его, как и все остальные, относящиеся к работникам образования, планировалось ввести в действие еще в 2015 году.
Однако после консультации с организациями работников образования было решено сначала провести апробацию стандартов в реальной практике школ и других учебных заведений.
Связана такая отсрочка в основном с тем, что образовательная деятельность, как и руководство ею, очень сильно отличается от бизнес-процессов, происходящих в обычных организациях.
К тому же компетенция руководителей образовательных организаций весьма различается в зависимости от типа такой организации: сложно сравнивать между собой заведующего муниципальным детским садом и ректора государственного университета, хотя и тот и другой руководят образовательным учреждением.
С учетом информации, которая была получена в ходе апробаций, проведенных обсуждений и изучения мнений педагогов-практиков, производилась доработка профстандарта.
Окончательное принятие его приказом Минтруда РФ ожидается во второй половине 2016 года.
Введения же документа в действие как обязательного к применению следует ждать, скорее всего, с января 2017 года — вместе с другими профстандартами, разработанными для работников педагогической сферы.
Что содержит проект профессионального стандарта руководителя образовательной организации?
Тот вариант профессионального стандарта руководителя образовательной организации, который сейчас готовится к принятию, имеет стандартную структуру. Как и прочие профстандарты, он разработан по шаблону, установленному приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 года № 147н. Согласно этому приказу, каждый профессиональный стандарт должен состоять из следующих частей:
- Общие сведения. Здесь записывается название вида профессиональной деятельности, основная ее цель и классификация по кодам ОКЗ и ОКВЭД.
- Функциональная карта. Здесь описываются основные группы обобщенных функций — тех, которые сочетают в себе несколько более конкретных.
- Характеристика функций. В этой части содержание предыдущего раздела расписывается подробно по каждой функции, включенной в состав обобщенных.
- Сведения об организациях, которые принимали участие в разработке профстандарта до того момента, как он был утвержден приказом Минтруда РФ.
Теперь давайте рассмотрим, что будет содержать каждая из этих частей.
Раздел I стандарта содержит как официальное наименование должности («Руководитель образовательной организации») так и цели этого вида профессиональной деятельности. Цели различаются в зависимости от уровня квалификации, общим является одно — развитие и повышение эффективности работы организации, а также повышение качества услуг по образованию, которые там оказываются.
По этому разделу руководители отнесены к следующим видам экономической деятельности в кодировке ОКВЭД:
- 85.11 — дошкольное образование;
- 85.12 — начальное общее;
- 85.13 — основное общее;
- 85.14 — среднее общее;
- 85.21 — среднее профессиональное;
- 85.22.1 — бакалавриат;
- 85.22.2 — специалитет;
- 85.22.3 — магистратура;
- 85.23 — подготовка высшей квалификации;
- 85.30 — профессиональное обучение;
- 85.41 — дополнительное образование (как детей, так и взрослых);
- 85.42 — дополнительное профобразование.
Описание функций, включенных в профстандарт руководителя образовательной организации
В этом разделе проекта профстандарта обозначены следующие обобщенные функции:
- Руководство организацией.
- Развитие организации.
- Управление ресурсами, имеющимися в распоряжении организации.
- Представление интересов организации в контактах с органами власти, местного самоуправления и другими организациями (в том числе и зарубежными, если речь идет о высшем образовании).
- Управление исследовательской, аналитической, конструкторской и учебно-производственной деятельностью.
Каждая из этих обобщенных функций раскладывается на ряд более простых функций, касающихся конкретных видов образовательных организаций — от дошкольных учреждений до вузов.
Не касается это только последней группы функций, т. к. исследования и конструкторские разработки не ведутся в школах или детских садах.
Кроме того, для каждой функции имеется свой уровень квалификации — 7 (для дошкольного и общего образования) либо 8 (для высшего).
Характеристика отдельных трудовых функций
Этот раздел содержит в себе описание отдельных действий, которые должен совершать руководитель для выполнения каждой отдельной функции. Характеризуются они достаточно подробно: в тексте проекта расшифровка каждой из описанных выше функций занимает не менее 8 страниц машинописного текста.
Кроме того, в этом же разделе указываются требования к образованию и практическому опыту, который должен иметь руководитель, занимающий соответствующую должность. К примеру, для выполнения такой функции, как непосредственное руководство организацией, требуется:
- высшее образование;
- профессиональная переподготовка;
- дополнительное обучение в процессе работы по профессиональным программам (не реже чем раз в 3 года);
- наличие ученой степени и звания (для ректоров вузов).
Для руководителя любого уровня требуется, чтобы перед назначением на должность он проработал на руководящих или педагогических должностях не менее 3 лет. Кроме того, есть и некоторые ограничения. Например, к этой работе не допускаются лица, лишенные по закону права заниматься педагогической деятельностью.
Наконец, в этом разделе закрепляются официальные наименования руководителей в области образования. По проекту профстандарта допускаются 4 названия для их должностей:
Вопрос о том, допустимы ли иные названия, пока не решен. По-видимому, эти 4 перекрывают весь спектр возможных образовательных учреждений, включая различные гимназии, колледжи и академии.
Также необходимо отметить, что в профстандарте прямо указано, что отдельные обозначенные в нем функции могут возлагаться на заместителей, проректоров, заведующих производственной практикой и т. д.
Возложение должно происходить в порядке делегирования полномочий и надлежащим образом оформляться внутренними документами учебной организации. Причем на случаи с заместителями не распространяются требования, касающиеся 3-летнего стажа руководящей деятельности.
Для лиц же, которым передаются только хозяйственные функции, не действует и требование, касающееся опыта педагогической деятельности.
Что будет с руководителями, не соответствующими профстандарту?
В связи с внедрением нового профстандарта возникает вопрос: что делать, если какой-то из руководителей окажется не соответствующим профстандарту по уровню своей квалификации? Действующий ТК РФ такого основания для увольнения, как несоответствие профессиональному стандарту, не предусматривает. Более того, нормы законодательства о профстандартах не имеют обратной силы.
Отсюда можно сделать вывод: если не соответствующий стандарту руководитель уже занимает свою должность на тот момент, когда новый документ вступает в законную силу, причин для его увольнения нет, поэтому он продолжит занимать свою должность.
Однако это не значит, что низкоквалифицированные руководители могут расслабиться. Дело в том, что есть такая возможность для увольнения, как несоответствие должности по причине недостаточной квалификации.
Для подтверждения/опровержения этого факта потребуется прохождение аттестации — и вот она-то будет проводиться как раз исходя из требований, закрепленных в профстандарте.
Именно поэтому в оставшееся до внедрения профстандарта время руководителям образовательных организаций стоит подумать о том, как повысить уровень своей квалификации (если, конечно, они хотят сохранить за собой занимаемые должности). В противном случае им надо будет готовиться либо к переводу на другую должность, либо к увольнению.
Источник: http://kleotur.info/profstandart-rukovoditelja-obrazovatelnoj/
Профстандарты: что делать директору колледжа?
Профессиональный стандарт содержит перечень требований и условиям труда, квалификации и компетенциям работника. С учётом профстандартов работодатели определяют трудовой функционал работника и оценивают эффективность его деятельности.
В феврале этого года завершилась работа по проекту профессионального стандарта «Управление профессиональной образовательной организацией».
Чтобы разобраться, как профстандарты влияют на работу руководителей колледжей, техникумов и училищ, мы провели в сентябре цикл вебинаров «Управление профессиональной образовательной организацией в условиях внедрения профстандартов».
Экспертами цикла вебинаров выступили разработчики профстандартов в сфере СПО Владимир Игоревич Блинов и Екатерина Юрьевна Есенина.
Блинов и Есенина рассказали участникам вебинаров, что входит в задачи руководителя ПОО и как управлять образовательной организацией в условиях профстандартов.
Какие задачи решает руководитель колледжа?
В профстандарт «Управление профессиональной образовательной организацией» входят две обобщённо-трудовые функции: руководство ПОО и управление образовательными программами.
При разработке проекта профстандарта сотрудники ФИРО руководствовались итогами анализа деятельности ПОО и требованиями органов исполнительной власти, регулирующих учреждения СПО. Исходя из пожеланий чиновников, в трудовой функционал руководителя колледжа вошла задача развития профессиональной образовательной организации.
– Что в первую очередь хочется от руководства профессиональной образовательной организации, так это видеть перспективу – выстраивать планы развития, стратегии развития и так далее, – пояснил Владимир Блинов.
Руководители ПОО обладают седьмым уровнем квалификации, и выполнение всех трудовых функций требует этого уровня квалификации. Всех, кроме одной – трудовая функция «Управление ресурсами ПОО», которая относится к шестому уровню квалификации.
Блинов отметил, что речь идёт об управлении, а не конкретно о директоре, поэтому весь этот набор функций ориентирован не только на первое лицо образовательной организации. Отсюда в управлении ресурсами снижается уровень квалификации, так как распоряжаться ресурсами могут также заместители директора и бухгалтеры.
Как профстандарт влияет на кадровую политику?
Работодатели используют профстандарты при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, когда организуют аттестацию работников, разрабатывают должностные инструкции и устанавливают оплату труда, которая зависит только от выполнения трудовых функций. Если у сотрудника высокий стаж, это говорит о том, что такому работнику можно добавить трудовых функций, а, следовательно, и денег.
Профстандарт – это управленческий инструмент, помогающий руководителю подобрать и распределить кадры.
Как профстандарт влияет на образовательный процесс?
С появлением профстандартов программы подготовки стали более конкретными, начал применяться компетентностный подход. Под компетенциями понимаются конкретные трудовые функции.
Появились модульные программы – поэтапная подготовка сначала к выполнению одной трудовой функции, потом к другой, постепенно наращивая квалификацию.
С учётом профстандартов разрабатываются образовательные стандарты и программы. Образовательная программа требует работы с двумя документами: ФГОС и конкретными профстандартами. ФГОС предъявляет требования к образовательным результатам, профстандарты – требования к квалификации.
ФГОС первого поколения назывался основной образовательной программой и таковой являлся. В дальнейших образовательных стандартах стала развиваться рамочность – многие элементы программы были изъяты. ФГОС сегодняшнего дня даёт нам представление о результатах и условиях образования, даёт некоторые рамки для структуры.
Владимир Блинов высказал предположение, что в будущем образовательные стандарты исчезнут. Такая возможность существует. Кое-где они уже исчезли – в НИУ МГУ, СПбГУ, которым предоставлено право самостоятельно формулировать стандарты.
Как колледжи сотрудничают с работодателями?
Тот факт, что при разработке образовательных программ методисты применяют профстандарт, говорит о необходимости организациям СПО ориентироваться на сферу труда.
– Мы в последнее время акцентируем своё внимание на построение эффективного взаимодействия с работодателем с подготовкой к рабочим местам, квалификациям, которые важны для рынка труда – это объективная ситуация в нашей стране, потому что после периода девяностых годов мы потеряли определённые связи и нормативно-правовые, финансовые механизмы, которые были эффективны для советского периода истории, – рассказывает Екатерина Есенина.
В современной России изменились социально-экономические условия, развивается система рыночной экономики, поэтому полностью применить советский опыт невозможно. Исходя из опыта зарубежных коллег и современной России, выделяются четыре модели управления ПОО с участием работодателей.
Опорно-стратегическая.
В этой модели ПОО решает федеральные задачи: подготовка победителей чемпионатов WorldSkills, работа с профессиями по ТОП-50, создание материально-технической базы, которая может быть использована другими ПОО. По такой модели часто работают колледжи в составе вузов и межрегиональные центры компетенций. Такие колледжи взаимодействуют с союзом WorldSkills и региональными центрами WSR.
Базовая. В этой модели решаются местные задачи: обеспечение кадрами широких отраслей экономики, когда нет конкретного крупного работодателя – ПОО взаимодействуют с разными предприятиями или создают учебные фирмы по финской модели.
Учебные фирмы – это особенность Финляндии. Помимо муниципальных образовательных организаций возникают автономные некоммерческие организации (АНО).
Сами предприятия становятся акционерами, ректор (так в Финляндии именуется директор колледжа) – председателем акционерного общества.
Такие организации создают у себя учебные фирмы и предоставляют в аренду помещения профильным предприятиям с условием, что там проходят практику студенты образовательной организации.
Такие решения встречаются в Сибири, на Дальнем Востоке, в Тамбовской, Ивановской и Белгородской областях.
Ресурсно-отраслевая. ПОО решает корпоративные задачи: обеспечение кадрами конкретного предприятия или отрасли. Например, в условиях моногорода. Эта модель часто встречается в Свердловской области.
Социальная. Профессиональная образовательная организация решает общественные задачи и выполняет функцию доступности образования, работает над снижением социальной напряжённости и обучением лиц с ОВЗ (малокомплектные сельские образовательные организации).
Есенина отметила, что эти модели часто пересекаются и в чистом виде ни одна модель не встречается.
Профессиональный стандарт влияет на сферы труда и образования, следовательно, руководитель ПОО учитывает профстандарты при организации своей деятельности, деятельности своих подчинённых и при разработке профессиональных образовательных программ.
Подготовиться к изменениям в сфере СПО вы сможете на Международном проектно-аналитическом семинаре «Обеспечение качества обучения в системе СПО в соответствии с мировыми стандартами. Конструируем колледж нового образца». Зарегистрируйтесь прямо сейчас. Будьте на шаг впереди.
Источник: https://academy-prof.ru/blog/Profstandart-chto-delat-direktoru-kolledzha