Производство по делам о налоговых правонарушениях

Производство по делам о налоговых правонарушениях (стр. 1 из 10)

Производство по делам о налоговых правонарушениях

Министерство общего и высшего образования РФ

Ярославский Государственный Университет им. Демидова

Курсовая работа по дисциплине “Финансовое право”

Тема:

Производство по делам о налоговых

правонарушениях

Выполнил студент 2 курса

Юридического факультета

Д.о. Группа 24

Слуцкер Д.А.

Научный руководитель

Д.ю.н., профессор,

Лушникова М.В.

Ярославль 1999

……………………………………………………………………………………… 2

Вступление…………………………………………………………………………………….. 3

Введение………………………………………………………………………………………….. 5

Налоговый контроль……………………………………………………………………….. 6

Производство при выездной проверке……………………………………………. 6

Выездная проверка…………………………………………………………………………. 6

Рассмотрение материалов проверки и вынесение решения……………. 14

Исполнение решения……………………………………………………………………… 17

Обжалование действий и решений……………………………………………….. 20

Производство при камеральной проверке…………………………………….. 21

Камеральная проверка………………………………………………………………….. 21

Рассмотрение материалов проверки и вынесение решения……………. 27

Основание производства…………………………………………………………… 27

Сроки производства………………………………………………………………….. 29

производства………………………………………………………… 31

Исполнение решения……………………………………………………………………… 35

Физические лица………………………………………………………………………. 35

Организации…………………………………………………………………………….. 37

Обжалование решения………………………………………………………………….. 39

Сравнительная таблица камеральной и выездной налоговых проверок. 42

Заключение…………………………………………………………………………………… 43

Список использованной литературы:…………………………………………… 44

Вступление

С 1 января 199 года вступил в действие новый Налоговый Кодекс РФ. Именно с введением данного кодекса, как своеобразной налоговой конституцией, связано перспективное развитие налоговой системы Российской Федерации.

По замыслу его авторов, Налоговый Кодекс должен четко определять правовой статус налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, кредитных учреждений, то есть всех участников налоговых отношений.

Налоговый кодекс должен четко определить основные положения по определению налогов, налоговых обязательств, обеспечение мер по их выполнению, ведению учета поступающих финансовых ресурсов, привлечение налогоплательщиков к ответственности за налоговые правонарушения м обжалование действий и решений должностных лиц налоговых органов.

Не везде и не в полной мере разработчикам Налогового Кодекса удалось это сделать. Однако надо указать на то, что многие положения Кодекса сами по себе являются революционными. Например такие принципы как толкование неразрешимых противоречий законодательства о налогах в пользу налогоплательщика (ч.

7 статьи 3 НК), возложение обязанность доказывания виновности налогоплательщика в совершении правонарушения на налоговые органы (ч.6 статьи 108 НК).

Многие положения налогового законодательства, ранее регулировавшихся на уровне судебной практики или подзаконных актов, также нашли закрепление в Кодексе, например дефиниция налога (статья 8 НК), определение момента, с которого обязанность по уплате налога считается исполненной (статья 45 НК).

Налоговый Кодекс впервые на законодательном уровне закрепляет процедуры, которые ранее регулировались налоговыми органами самостоятельно, что порождало злоупотребления правом и негативно отражалось и на авторитете самих налоговых органов.

Итак, главная задача Кодекса – это законодательно установление “правил игры”, которые позволили ли бы зарождающейся рыночной экономике стать вполне цивилизованной, а не “дикой”, как это происходит в отсутствие должной регламентации, которые позволили ли бы разрешить много вопросов как со стороны государства, так и со стороны налогоплательщиков, а экономике стабильно развиваться, работая на укрепление экономической безопасности страны.

Одной из важных задач Кодекса является устранение многочисленных противоречий, накопившихся в налоговом законодательстве в последнее время, устранение его казуистичности, противоречивости.

Целью же данной работы было рассмотрение Кодекса с точки зрения его монолитности, стройности, четкости построения правовых норм в части, касающейся таких важных отношений как проведение налогового контроля и дальнейшее с ним связанное привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности.

Именно привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности является крайне важным для анализа как правоотношение, с точки зрения устранения, или, напротив, наличия произвола в действиях налоговых органов, а, следовательно, и государства, а также с позиции обязательного наступления неблагоприятных последствий для нарушителей или возможность от них “уйти”. Именно это в дальнейшем и будет определять по какому пути в рамках государственного строительства идет развитие: правового государства, или же государства правового нигилизма. Именно от этого будет зависеть “налоговая судьба” тех, кто добросовестно уплачивает налоги.

В работе делается попытка толкования норм Кодекса, недостаточно четко, по мнению автора, регламентирующих данную процедуру, попытка устранения противоречий и пробелов путем толкования норм Кодекса и законодательства о налогах, делается попытка решения проблем, которые могут возникнуть при правоприменительной деятельности.

При написании работы, вследствие новизны законодательства, обобщение правоприменительной практики не использовалось. Также, вследствие слабой разработанности данной темы в науке, специальная литература не использовалась, нормативный материал анализировался автором самостоятельно.

Введение

Производство по делам о налоговых правонарушениях определяется в статье 101 НК РФ как вынесение решения по результатам налоговой проверки.

Представляется, что производство по делам о налоговых правонарушениях представляет собой деятельность налоговых органов по выявлению налоговых правонарушений, применению налоговой ответственности, взысканию подлежащих уплате недоимок по суммам налогов, то есть функции налоговых органов связанные с налоговым контролем и с применением налоговой ответственности.

Именно поэтому в НК производство по делам о налоговых правонарушениях входит в главу 14 – налоговый контроль. Невозможно рассматривать налоговый контроль в отрыве от применения налоговой ответственности.

Кроме того, с производством по делам о налоговых правонарушениях связан и такой элемент как обжалование решений и действий налоговых органов по принудительному взысканию сумм недоимок, наложению ареста на имущество и других действий и решений. Поэтому анализ производства по делам о налоговых правонарушениях возможен только в свете деятельности налоговых органов, предшествующей производству, а также с ней связанного налогового контроля.

Таким образом, можно определить производство по делам о налоговых правонарушениях как предписанную законом деятельность налоговых органов по выявлению налоговых правонарушений, применению налоговой ответственности за их совершение, взысканию недоимок по налогу, а также деятельность по обеспечению исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Эта деятельность налоговых органов и представляет собой предмет исследования данной работы. Она состоит из следующих стадий:

1) Налоговые проверки;

2) Рассмотрение материалов проверки и вынесение решения;

3) Исполнение решения;

4) Обжалование решения.

Поскольку выявление налоговых правонарушений и их расследование производятся в ходе налоговой проверки, то эти два этапа можно объединить в один и рассматривать именно в рамках налоговой проверки.

Из-за особенностей процедуры, присущих каждому виду проверки и связанных с ними последующих процессуальных действий, в целях настоящей работы будем последовательно рассматривать производство по делам о налоговых правонарушениях при выездной, затем при камеральной налоговой проверке.

Налоговый контроль

“Налоговое расследование является частью налогового контроля, то есть осуществляется в ходе проверки деятельности налогоплательщика.

Началу налогового расследования предшествует получение информации о деянии, содержащем в себе признаки налоговых правонарушений.

Однако, чаще всего налоговое расследование проводится без предварительной информации, а выявление налоговых правонарушений и сбор информации о них как правило совпадают.

Это означает, что если в ходе налоговой проверки были обнаружены нарушения налогового законодательства, то данная проверка и признается налоговым расследованием”[1].

Статья 87 НК предусматривает два вида налоговых проверок: камеральные и выездные, различающиеся по различным основаниям. Приступим к их анализу.

Выездная проверка

Субъектами выездной налоговой проверки в соответствии с ч.1 статьи 87 НК являются следующие налогоплательщики:

· организации;

· их филиалы и представительства;

· налоговые агенты;

· физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Детальное рассмотрение данных категорий налогоплательщиков производится во второй части настоящей работы, при рассмотрении субъектов камеральной налоговой проверки. В письме от 02.03.1999 министерство по налогам и сборам разъясняет, что филиалы и представительства являются плательщиками налогов и сборов независимо от того, зарегистрированы они в качестве таковых или нет[2].

Источник: https://mirznanii.com/a/187038/proizvodstvo-po-delam-o-nalogovykh-pravonarusheniyakh

Производство по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях

Производство по делам о налоговых правонарушениях

Производство по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях регламентируется статьей 101.4 НК РФ.

При обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 НК РФ), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.

В акте о налоговом правонарушении должны быть указаны:

    • документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах;
    • выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения, по устранению выявленных нарушений и применению налоговых санкций.

Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом.

В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается 6 день считая с даты его отправки.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.

Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно.

Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.

При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ.

Если документы (информация) были представлены лицом, привлекаемым к ответственности, в налоговый орган с нарушением установленных НК РФ сроков, то полученные документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением НК РФ.

В ходе рассмотрения акта и других материалов мероприятий налогового контроля может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.

В ходе рассмотрения акта и других материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

    1. устанавливает, допускало ли лицо, в отношении которого был составлен акт, нарушения законодательства о налогах и сборах;
    2. устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налоговых правонарушений, содержащихся в настоящем Кодексе;
    3. устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица, в отношении которого был составлен акт, к ответственности за совершение налогового правонарушения;
    4. выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

    1. о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;
    2. об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней и штрафа в порядке, установленном ст. 69 НК РФ, и в сроки, установленные п. 2 ст. 70 НК РФ.

Копия решения руководителя налогового органа и требование об уплате пеней и штрафа вручаются лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения этим лицом (его представителем).

Условия отмены решения налогового органа:

    1. нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля:
      • обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя;
      • обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
    2. иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.

По выявленным налоговым органом нарушениям законодательства о налогах и сборах, за которые лица подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении лиц, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/proizvodstvo-po-delu-o-predusmotrennich-nk-rf-nalogovich-pravonarusheniyach

Производство по делу о налоговых правонарушениях

Производство по делам о налоговых правонарушениях
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Производство по делу о налоговых правонарушениях

В налоговом законодательстве предусмотрены случаи наступления ответственности за правонарушения.

Порядок, по которому рассматриваются такие дела, носит особый характер, но при этом не противоречит нормам гражданско-процессуального, административного и уголовного права.

Под производством по делам о налоговых правонарушениях понимается процесс, в ходе которого налоговые органы выявляют, расследуют, предупреждают и пресекают налоговые правонарушения, а также привлекают к ответственности виновные лица.

Регламентируется налоговое производство Налоговым кодексом, в частности статьей 101.4.

При этом под правонарушением в налоговом законодательстве понимается ряд действий или бездействий плательщика налогов и сборов, которые привели к нарушению действующих налоговых норм. В ходе производства по делу о налоговых правонарушениях плательщик или признается виновным в предъявленных ему обвинениях, или признается невиновным.

Решение о привлечении к ответственности или освобождения от нее принимается руководителем налогового органа, который проводил мероприятия налогового контроля в отношении плательщика.

Согласно законодательству, допускается вынесение решения лицом, которое заменяет или исполняет обязанности руководителя налогового органа, а также вышестоящими налоговыми органами, которые лично контрольные налоговые мероприятия не проводили.

Налоговое правонарушение может быть охарактеризовано следующими признаками:

  • действие плательщика или его бездействие;
  • негативные последствия;
  • причинно-следственная связь между действием и наступившими негативными последствиями.

Отношения, которые складываются в налоговой сфере, охраняются законодательством и являются объектом налоговых правонарушений.

В качестве же субъектов выступают лица (следует понимать, как плательщики), которые в ходе своих действий или бездействий причинили ущерб государственному бюджету, а, значит, подлежат ответственности за свои правонарушения.

Порядок производства

Порядок производства о делах по налоговым правонарушениям описан в статье 101.4 Налогового кодекса. При этом данная статья применяется только тогда, когда речь идет о делах, рассматриваемых после проведения любых мероприятий по налоговому контролю, кроме налоговых проверок любого рода (следует понимать, как камеральные и выездные проверки).

Порядок производства подразумевает действие налоговых органов в поэтапной форме:

1. Составление акта о проведенных мероприятиях, выявленных нарушениях. Подписать акт должны и налоговый орган, проводивший мероприятия, и плательщик, в отношении которого эти мероприятия проводились. В случаях, когда плательщик не соглашается с составленным актом, отказывается его подписать, в документе проставляется соответствующая запись.

2. Выражение несогласия по составленному акту со стороны плательщика. Плательщик имеет право в письменном виде выразить свое несогласие и составить претензии по предъявленному ему акту. Налоговый орган обязан рассмотреть данное возражение, изучить материалы и документы, представленные плательщиком в качестве доказательств.

3. Принятие решения налоговым органом. После изучения всех материалов и обстоятельств дела по налоговому нарушению, в том числе и возражений плательщика, составленного в его отношении акта, иных документов, руководитель налогового органа выносит свое решение по делу. Срок на рассмотрение всех материалов составляет 10 рабочих дней.

4. Вручение вынесенного решения плательщику.

Налоговый орган обязан известить плательщика, в отношении которого рассматривалось дело о налоговом правонарушении, о вынесенном решении, а так же указать в течение какого срока данное решение может быть обжаловано.

Способ вручения решения может быть как личный под роспись, так и путем почтового отправления заказного формата, где днем вручения будет считаться шестой рабочий день с момента отправки.

5. Привлечение виновного плательщика к ответственности, если его вина была доказана, а возражений по вынесенному решению не было, или доказательства по возражениям носили недостаточный характер для отмены меры наказания.

Требования к акту, процесс рассмотрения

Акт о проведенных в отношении плательщика мероприятий, цель которых осуществление налогового контроля, составляется в течение 10 рабочих дней после проведения мероприятий.

В акте указываются все обстоятельства по обнаруженным правонарушениям в налоговой сфере, прописываются доказательства, ссылки на нормативно-правовые акты, согласно которым были найдены нарушения и правонарушения, методы влияния на виновного, возможная ответственность и требования по устранению найденных нарушений.

Так, в акте прописываются то, в ходе каких конкретно мероприятий были выявлены нарушения, степень их тяжести, отягчающие или смягчающие для плательщика обстоятельства. Плательщик вправе согласиться с актом и подписать его, или же выразить свое устное и письменное возражение, отказаться от подписания и даже получения акта.

Налоговый орган, в свою очередь, обязан всеми законными и доступными способами вручить акт плательщику.

Например, в практике известны случаи, когда налоговый орган отправлял акт несколькими способами сразу: путем телекоммуникационных средств, почтовым отправлением и курьером.

Разрабатывают форму и требования к составляемым актам о проведенных мероприятиях в сфере налогового контроля исполнительные органы федеральной власти, которые уполномочены на осуществление контроля в налоговой сфере.

Руководитель налогового органа в течение 10 рабочих дней рассматривает акт и приложенные к нему материалы дела, с целью вынесения обоснованного и законного решения в отношении виновности плательщика.

В процессе рассмотрения составляется протокол действий по осуществлению налогового контроля.

В процессе рассмотрения дела руководитель налогового органа может привлекать к оценке материалов специалистов и экспертов, информация и мнения которых вносятся в протокол рассмотрения дела.

Руководитель налогового органа обязан в ходе рассмотрения материалов дела установить, действительно ли плательщик осуществлял противоправные действия, которые привели к налоговому нарушению, определить состав такого нарушения, установить, существует ли основания для привлечения виновного к ответственности. А так же изучить материалы и установить, является ли плательщик действительно виновным, вынести окончательное решение о привлечении или освобождении от ответственности.

Отмена решения и административная ответственность

Налоговый орган, должностные лица которого совершили нарушения в процессе проведения мероприятий или же неправомерно рассмотрели материалы дела о налоговом правонарушении, привлекается к ответственности, что влечет за собой отмену вынесенного по делу решения.

Если руководитель налогового органа в ходе рассмотрения совершил должностные нарушения, то он подвергается должностному взысканию, а его решение считается необоснованным, недостаточным и недостоверным, а, значит, подлежит отмене.

Основаниями для отмены вынесенного решения может выступать рассмотрение решения, материалов дела и доказательств невиновности плательщика вышестоящим налоговым органом или судебным органом, которые в ходе рассмотрения обнаружили нарушения следственных норм и процедур, которые привели к вынесению такого решения.

При этом, если нарушения носят незначительный характер и не влияют на вынесенное первоначальное решение, то отмены может и не произойти за недостаточностью оснований.

Привлечение к административной ответственности виновного плательщика возможно в том случае, если совершенные им правонарушения имеют меру наказания в виде административной ответственности. При этом руководитель налогового органа, рассматривающего материалы налогового дела, составляет протокол об административном правонарушении в налоговой сфере.

Осуществление карательных мер со стороны налоговых органов проходит в рамках и налогового, и административного права, с соблюдением норм и того, и другого права. Протокол составляется уполномоченным должностным лицом, в роли которого обычно выступает руководитель  налогового органа или лицо, заменяющее его.

Источник: https://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/proizvodstvo-po-delu-o-nalogovyh-pravonarusheniyah.html

Производство по делам о налоговых правонарушениях

Производство по делам о налоговых правонарушениях

Производство по делам о налоговых правонарушениях можно определить как процесс привлечения лица к ответственности за совершенное им налоговое правонарушение.

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях различен в зависимости от того, в ходе каких мероприятий налогового контроля выявлено налоговое правонарушение (ст.100.1 НК РФ). Если налоговое правонарушение выявлено в ходе налоговой проверки (камеральной или выездной), то производство происходит в порядке, установленном ст.101 НК РФ.

В настоящее время в НК РФ производству по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах посвящено всего три статьи, а именно:

ст.10 НК РФ, регламентирующая порядок производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах;

ст.101 НК РФ, регламентирующая производство по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом;

ст.101.1 НК РФ, регламентирующая производство по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами.

Производство по делам о налоговых правонарушениях отличает наиболее лаконичная регламентация; отдельные процессуальные аспекты содержат разные положения НК РФ, однако цельной, логично взаимосвязанной системы правил производства по фактам нарушений законодательства о налогах и сборах они не образуют Клейменова М.О. Налоговое право: Учебное пособие/ М.О. Клейменова-М.,-2013., Ст. 234.

Статьи 101 и 101.1 НК РФ, регламентирующие вопросы производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, помещены законодателем в гл.14 “Налоговый контроль”.

В связи с этим ряд авторов относит производство по делу о налоговом правонарушении к одной из форм налогового контроля.

Другие же считают, что налоговый контроль не относится к производству по делу о налоговом правонарушении, а представляет собой отдельное налогово-контрольное производство.

Возбуждение производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах начинается с выявления факта налогового правонарушения и вынесения соответствующего определения о возбуждении по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах.

Стадия возбуждения производства по делу о налоговом правонарушении производится налоговым органом с момента обнаружения налогового правонарушения в рамках налогового контроля или получения информации иным образом. Актом, фиксирующим факт правонарушения и обстоятельства его совершения, является акт налоговой проверки.

На стадии рассмотрения дела по факту выявленного правонарушения происходит детальное рассмотрение данного правонарушения с изучением всех имеющихся по делу доказательств.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа при рассмотрении материалов налоговой проверки обязан выявить, имеются ли обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение правонарушения, установить вину лица в совершении правонарушения и учесть обстоятельства, смягчающие либо отягчающие ответственность, а также определить, не истекли ли сроки давности привлечения правонарушителя к ответственности.

Самостоятельное изменение налоговым органом собственного решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки, является неправомерным, учитывая закрепление п.2 ст.

31 НК РФ принципа закрытого перечня полномочий налоговых органов (специальной правоспособности) и отсутствие конкретной нормы, предоставляющей налоговым органам право отмены или изменения собственных решений Практическая налоговая энциклопедия. Том 6.

Налоговые проверки (под ред. Брызгалина А.В. – 2007 – 2013 г.) / ПСП Гарант (дата обращения 11. 12.2013г.) .

В случае если на вынесенное решение по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах будет подана жалоба, то решение подлежит пересмотру. Если же жалоба на решение не подана, то после второй стадии сразу наступает четвертая – исполнение решения о применении к правонарушителю мер ответственности.

Рассмотрение дел о налоговых правонарушениях финансово-правового характера и соответственно привлечение виновных лиц к налоговой ответственности производится судом на основании искового заявления о взыскании налоговых санкций.

Налоговый кодекс предусматривает, что с таким заявлением обращается в суд соответствующий налоговый орган после того, как он вынес решение о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения (п.

1 ст.104 НК).

В литературе часто выдвигается вопрос об исковой форме рассмотрения дела о налоговом правонарушении, как проблемный. Исковая форма традиционно используется для разрешения споров, вытекающих из гражданско-правовых отношений, где стороны юридически равноправны.

Посредством иска сторона, чьи права и законные интересы были нарушены в результате ненадлежащего выполнения другой стороной своего обязательства, защищает в суде эти права и интересы.

Здесь же имеет место налоговое отношение, где налоговый орган, представляя интересы государства, выступает в качестве властвующего субъекта, а налогоплательщик – в качестве обязанного субъекта. Интерес государства в получении неуплаченного организацией налога (недоимки) защищается во внесудебном порядке.

Поэтому предметом судебного разбирательства в данном случае выступает привлечение к ответственности (т.е. наказание) лица, обвиняемого государством (представленного налоговым органом) в совершении налогового правонарушения.

Иначе говоря, в данной ситуации суд будет рассматривать не иск государства о защите своих прав, а его обвинение определенного лица в совершении правонарушения, именуемого налоговым Проблемы привлечения к налоговой ответственности в России и пути её совершенствования Будников Дмитрий Борисович автореферат/ http: //www.dslib.net/.

Необходимо также учитывать, что в соответствии с п.2 ст.

10 НК РФ производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, ведется в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В настоящее время законодатель не даёт единого определения такому понятию как юридическая ответственность.

Отсутствие единого определения юридической ответственности, влечёт за собой отсутствие и единого определения ответственности в сфере налогообложения. В литературе по налоговому праву можно встретить мнения о том, что к ответственности относится: взыскание неуплаченного (не перечисленного) налога или сбора; пеня; штрафы; приостановление операций по счету в банке; арест имущества и т.д.

Тютин Д.В.

считает, есть основания полагать, что при определении юридической ответственности в целом и ответственности за правонарушения в сфере налогообложения следует исходить из ограничительного, узкого подхода и не допускать смешения в одном понятии различных по цели своей реализации правовых последствий правонарушений. При таком подходе можно предложить следующее общее определение: юридическая ответственность – возникшая вследствие совершения правонарушения и существующая в течение нормативно установленных сроков давности обязанность дееспособного правонарушителя перед государством по несению неблагоприятных юридических последствий, сводящихся к государственно-правовому осуждению и наказанию, имеющая основной целью предупреждение правонарушений Тютин Д.В. Налоговое право. Курс лекций (издание второе, дополненное). – Система ГАРАНТ, 2012 г. .

Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах помимо НК РФ регулируется КоАП РФ и УК РФ.

Выделяется следующие виды ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах

уголовная ответственность

административная ответственность

налоговая ответственность

Данные виды ответственность хоть и имеют существенные различия всё же тесно связанны друг с другом, умеют общие черты.

Основанием для привлечения к налоговой ответственности является наличие налогового правонарушения. Так в ст.108 НК РФ установлено, что основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

В качестве меры ответственности за налоговые правонарушения НК РФ называет налоговую санкцию, которая устанавливается и применяется только в форме штрафа. Таким образом, налоговое правонарушение в отличие от административного проступка не может повлечь применения таких мер ответственности, как предупреждение, исправительные работы и т.д.

Производство по делам о налоговых правонарушениях можно определить как процесс привлечения лица к ответственности за совершенное им налоговое правонарушение.

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях различен в зависимости от того, в ходе каких мероприятий налогового контроля выявлено налоговое правонарушение (ст.100.1 НК РФ). Если налоговое правонарушение выявлено в ходе налоговой проверки (камеральной или выездной), то производство происходит в порядке, установленном ст.101 НК РФ.

В литературе часто выдвигается вопрос об исковой форме рассмотрения дела о налоговом правонарушении, как проблемный. Исковая форма традиционно используется для разрешения споров, вытекающих из гражданско-правовых отношений, где стороны юридически равноправны.

Посредством иска сторона, чьи права и законные интересы были нарушены в результате ненадлежащего выполнения другой стороной своего обязательства, защищает в суде эти права и интересы.

Здесь же имеет место налоговое отношение, где налоговый орган, представляя интересы государства, выступает в качестве властвующего субъекта, а налогоплательщик – в качестве обязанного субъекта. Интерес государства в получении неуплаченного организацией налога (недоимки) защищается во внесудебном порядке.

Поэтому предметом судебного разбирательства в данном случае выступает привлечение к ответственности (т.е. наказание) лица, обвиняемого государством (представленного налоговым органом) в совершении налогового правонарушения.

Иначе говоря, в данной ситуации суд будет рассматривать не иск государства о защите своих прав, а его обвинение определенного лица в совершении правонарушения, именуемого налоговым Проблемы привлечения к налоговой ответственности в России и пути её совершенствования Будников Дмитрий Борисович автореферат/ http: //www.dslib.net/.

Page 3

Источник: https://studbooks.net/938573/pravo/proizvodstvo_delam_nalogovyh_pravonarusheniyah

Правовой совет
Добавить комментарий