Проверка иностранной компании – основания

Сделки с иностранными контрагентами: как проявить должную осмотрительность

Проверка иностранной компании - основания

Пленум ВАС РФ в постановлении от 12.10.06 № 53 не раскрыл, что следует понимать под должной осмотрительностью. Нет там и акцента на происхождение контрагента компании — российском или иностранном.

Если ориентироваться на судебную практику, можно заключить, что компания должна всеми возможными способами попытаться убедиться в добросовестности контрагента. Также не стоит забывать о взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

При сделках с иностранным контрагентом налоговые последствия могут возникать как на территории иностранного государства, так и в России. В первом случае потерь для российского бюджета нет. Во втором — компания становится налоговым агентом.

Она удерживает и уплачивает в бюджет РФ налоги, что исключает потери бюджета. Поэтому налогоплательщики недооценивают опасность непроявления должной осмотрительности в сделках с иностранными контрагентами.

Но в последнее время налоговики все более пристальное внимание уделяют сделкам с иностранной организацией.

Если инспекция установит, что отсутствует должная осмотрительность, она вправе пересмотреть налоговые обязательства компании (п. 7, 11 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53):

  • исходя из подлинного экономического содержания операции;
  • отказав в удовлетворении требований, связанных с получением налоговой выгоды.

Судебная практика

В делах, которые рассмотрели ФАС Восточно-Сибирского (постановление от 23.11.05 № А33-6019/05-Ф02-5784/05-С1) и Волго-Вятского (постановление от 30.09.

05 № А39-4881/2004–320/10) округов, инспекции указали на отсутствие доказательств того, что иностранные контрагенты — покупатели экспортируемых товаров существуют. Суды согласились, что это подтверждает фиктивность сделок.

Они поддержали выводы инспекции: факт экспорта товара не подтвержден.

Более щадящий по последствиям вариант правоотношений возникает, когда иностранное лицо не связано напрямую с компанией договорными отношениями. Например, зарубежный партнер выступает как субпоставщик.

Важно, чтобы ревизоры не доказали согласованность действий компании и всей цепочки поставщиков и направленность таких действий на получение необоснованной налоговой выгоды. Если докажут согласованность – возникает основание для доначислений.

Чтобы таких подозрений не было, компании следует проверить своего контрагента первого уровня — российскую организацию, чьим поставщиком был недобросовестный иностранный контрагент.

Особое место в делах с иностранным элементом занимают схемы, когда иностранного посредника искусственно включают в цепочку. Он участвует, только чтобы российский налогоплательщик получил определенные преимущества.

Судебная практика

В деле ООО «СТ» налогоплательщик позиционировал себя в качестве турагента. Он заключал договоры с международной бизнес-компанией UNITED TRAVEL SERVICES LIMITED (BVI). Иностранная компания выступала в сделках в качестве туроператора. Благодаря этому российская компания облагала налогами не всю стоимость реализованных услуг, а лишь сумму своего агентского вознаграждения.

Верховный суд РФ согласился, что российская компания учла операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом и получила необоснованную налоговую выводу.

Также суд сделал вывод, что компания использовала структуру взаимозависимых и аффилированных лиц, чтобы незаконно вывести подлежащие налогообложению деньги в низконалоговые юрисдикции (определение от 08.06.15 № 305-КГ15-5175).

Рассмотрим, каким образом можно избежать таких претензий.

Какие вопросы задать иностранному контрагенту

Если компания работает с иностранными контрагентами, она может использовать обычные в российской практике способы уточнения информации. Запрос документов подтвердит, что компания проявила должную осмотрительность, и снизит риски претензий в получении необоснованной налоговой выгоды.

Прежде всего, нужно уточнить регистрационный номер и дату регистрации контрагента, его организационно-правовую форму, адрес. После необходимо проверить соответствуют ли эти данные реалиям. Для этого можно запросить нотариально заверенную выписку из торгового реестра страны регистрации контрагента. Чтобы на территории РФ документ получил статус официального, его нужно апостилировать.

Если российская компания делает предоплату или предпоставку, нужно убедиться, что контрагент платежеспособен. Например, задать ему вопросы о его:

  • финансовом положении;
  • размере уставного капитала;
  • зарегистрированных представительствах;
  • партнерах и контрагентах.

Так же можно уточнить, какую отчетность, и в какие сроки сдает контрагент.

Распространенная ситуация — когда документы по сделке подписывают от имени директора иностранного покупателя неустановленные и неуполномоченные на совершение таких действий лица.

Поэтому компания должна уточнить их полномочия, запросив внутренние распорядительные документы собственников компании, доверенности на совершение тех или иных действий подписантами договоров.

Иностранный контрагент может предоставить копии протокола о назначении гендиректора и приказа о назначении главного бухгалтера.

Если вид деятельности требует особых разрешений, лицензий, сертификатов, то необходимо получить и их. В процессе исполнения сделки нужно проверить документы, которые подтверждают права на распоряжение грузами, товаром.

Запрос у иностранного контрагента информации о представительствах может выявить регистрацию их в офшорных зонах. В этом случае компании следует тщательнее подходить к оформлению документов по сделке и к ее условиям.

Судебная практика

ФАС Западно-Сибирского округа рассмотрел спор о применении нулевой ставки НДС по экспортному контракту. Инспекция установила, что контрагенты зарегистрированы в юрисдикциях, которые не заключили межправительственные соглашения о сотрудничестве и обмене информацией с Российской Федерацией (Латвия, Гибралтар).

Суд согласился, что это ограничило возможности налоговиков «проконтролировать в полной мере достоверность и чистоту сделки с компанией „Брикстелл Лимитед“». Этот аргумент не стал единственной претензией, но в совокупности имел значение для выводов суда о том, что компания получила необоснованную налоговую выгоду (постановление от 10.

11.11 № А46-557/2011).

Не стоит пренебрегать открытыми данными. Интернет предоставляет универсальные и доступные каждой компании способы проверки контрагентов, в том числе и иностранных.

Кроме сайта целесообразно ознакомиться с упоминаниями о контрагенте в СМИ. Формально такие сведения не подтверждают проявление должной осмотрительности. Но поиск может выявить, что иностранный контрагент замешан в каких-либо спорах, тогда компания сможет более ответственно принять решение.

Какие ресурсы для проверки контрагентов предлагает ФНС России

Первичную проверку контрагентов компания может продолжить с помощью тех же ресурсов, которыми воспользуются сами инспекторы. На сайте ФНС России в разделе «Международное сотрудничество» содержится перечень ссылок на открытые базы данных иностранных государств.

Разобраться в том, как работать с сервисом, поможет документ под названием «Рекомендации по работе с иностранными базами данных». В открытом доступе базы не по всем государствам и территориям. Например, в отношении США в перечне есть ссылки на базы данных 36 штатов из 50. Но стоит проверить хотя бы тех контрагентов, государства регистрации которых предоставляют такую возможность.

Объем информации в базах отличается.

В некоторых можно проверить только факт регистрации компании в указанной юрисдикции, сравнить идентификационный номер в базе с указанным в документах иностранным контрагентом, уточнить статус — активна ли компания или уже прекратила вести деятельность. Но некоторые государства открывают и более подробную информацию: подавала ли иностранная компания отчетность за предыдущие годы, кто ею управляет. В некоторых случаях можно даже скачать уставные документы.

Как подтвердить реальность сделок

Кроме проверки самого контрагента должную осмотрительность подтвердят и факты, которые доказывают чистоту целей самой компании. У сделки должна быть деловая цель, заинтересованность в ее совершении, направленность на получение экономической выгоды.

Сделки с иностранным элементом в организационном плане всегда сложнее, чем сделки с внутренними контрагентами. Как минимум иностранные сделки осложняет банковский контроль за движением денежных средств. Значит, компания должна объяснить, почему она решилась усложнить свою работу. Такие причины могут быть разнообразны:

  • отсутствуют аналогичные товары на российском рынке;
  • более низкие цены при закупке у иностранных контрагентов;
  • более высокое качество импортных товаров или услуг;
  • необходимость в силу специфики бизнеса (туризм, дистрибуция иностранных товаров, IT-разработки);
  • намерение расширить рынок сбыта.

Отчасти существование объективных причин подтвердит сама деятельность компании. В иных случаях нужно подготовить заранее документы, которые раскроют те или иные факты. Например, это могут быть:

  • отчеты о поиске контрагентов;
  • сравнение товаров и цен на них;
  • анализ условий сделок;
  • маркетинговые исследования.

Стоит обратить внимание еще на один факт. Какими бы ни были выгодными условия по сделкам с контрагентом, если он будет единственным, у инспекции появятся сомнения в чистоте сделок.

Если же этот контрагент окажется иностранной однодневкой, доказать проявление должной осмотрительности компания не сможет.

Более щадящие последствия возникнут, если эта иностранная компания окажется добросовестной.

Единственный сомнительный контрагент среди многочисленных иностранных компаний уже вызовет меньше проблем. Если компания в отношении каждого из зарубежных поставщиков и покупателей проводила стандартную проверку, то сможет сослаться на то, что однодневка — это исключение и случайность, а не практика.

Как проявить предусмотрительность

В сделках с независимыми контрагентами любое лицо заблаговременно старается обезопасить себя.

Для этого оно определяет зоны риска и включает в договор условия о том, кто за эти риски отвечает, что можно считать способом предотвращения их наступления и какими будут последствия, в случае если риск наступил.

Такие условия в договоре докажут, что компания заключила его не формально, а действительно в отношениях с иностранным контрагентом выступает как самостоятельное хозяйствующее лицо.

В случае с иностранными компаниями есть особенность: многие из условий о рисках определяют международные правила. И часто в договорах включают лишь ссылку на то или иное положение таких правил. Это оправданно. Но если в какой-либо части международные правила не регулируют отношения или же стороны заключают договор с особыми условиями, стоит с особой тщательностью прописать такие положения.

Одно из них — применяемое право при разрешении споров и страна, в которой в случае конфликта проводится судебное разбирательство. Стоит заранее оценить свои силы и возможности судебного разбирательства в арбитражном суде иностранного государства по иностранному законодательству.

Если у компании для этого есть средства — можно согласиться на такое условие. Но если возникнет спор и компания решит, что судиться слишком дорого, инспекция в обоснованность убытков может не поверить.

Таким компаниям лучше включить в договор арбитражную оговорку — положение, согласно которому в случае возникновения судебного разбирательства дело должны рассматривать в российских судах с применением российского права.

Какие риски стоит учесть дополнительно

Претензии о том, что компания заключила сделку с недобросовестным контрагентом, опасны не только налоговыми последствиями. У правоохранительных органов могут появиться подозрения, что должностные лица компании выводят денежные средства за рубеж. Это уже уголовное преступление (ст. 193.1 УК РФ).

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели  – также преступления (ст. 174 УК РФ). Признаком таких действий Банк России назвал транзитные операции (письмо от 31.12.14 № 236-Т).

Как инспекция получает информацию об иностранном контрагенте

Кроме своих открытых сервисов инспекторы все активнее используют возможности обмена информацией с налоговыми органами зарубежных стран. В основном такие дела касаются применения концепции фактического получателя дохода.

Но значение имеет не это, а то, насколько широко налоговики вводят в практику информационный обмен. Например, дело ЗАО «Авторор-Менеджмент» (постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.06.

16 № А56-55281/2014, запрос в Нидерланды).

Причем возможна ситуация, когда документы по запросу инспекция получила уже после вынесения решения. Но суд счел, что они подлежат исследованию наряду с обстоятельствами, указанными в решении налоговиков (постановление АС Московского округа от 27.05.16 № Ф05-6667/2016 по делу ПАО «МДМ-Банк», суд сослался на постановление Президиума ВАС РФ от 02.10.07 № 3335/07).

Источник: http://www.NalogPlan.ru/article/4135-sdelki-s-inostrannymi-kontragentami-kak-proyavit-doljnuyu-osmotritelnost

Проверка иностранной компании — основания

Проверка иностранной компании - основания

Проверка иностранной компании выполняется уполномоченными органами с целью определения степени соответствия ее деятельности требованиям, установленным действующим российским законодательством.

В нашей статье вы найдете информацию о том, какие виды проверок проводятся в отношении иностранных компаний на территории РФ и на каких основаниях контролирующие органы могут принять решение о необходимости осуществления таких мероприятий.

Иностранные компании (понятие, виды, статус)

Иностранная организация — это компания или иное корпоративное образование, созданное в соответствии с законодательством иностранных государств, но функционирующее на территории Российской Федерации (п. 2 ст.

11 НК РФ).

Иностранные организации в России могут осуществлять свою деятельность в качестве:

  • представительств иностранных компаний, выполняющих функции по представительству их интересов и осуществлению их защиты (п. 1 ст. 55 ГК РФ);
  • филиалов иностранных компаний, осуществляющих все функции, которые исполняет головная организация, а также выполняющих функции представительств (п. 2 ст. 55 ГК РФ).

Стоит отметить, что представительства и филиалы не являются самостоятельными юридическими лицами, хотя наделяются имуществом создавшей их организации, а также кругом определенных прав и обязанностей, позволяющих представлять интересы головной компании на территории России. При этом налогообложение таких организаций ведется в обычном порядке в том случае, если они имеют статус постоянных представительств (п. 1 ст.

306 НК РФ). Если же указанный статус у компании отсутствует, то у нее, согласно п. 1 ст. 309 НК РФ, возникает обязанность по уплате налога с доходов, полученных от определенных видов деятельности, не являющейся предпринимательской.

Соответственно, деятельность таких организаций (так же, как и компаний, являющихся российскими резидентами) подлежит регулярным проверкам со стороны контролирующих органов (налоговой инспекции, Роструда и пр.).

Контролируемые иностранные организации

Еще одной разновидностью иностранных компаний, функционирующих на территории России, являются контролируемые иностранные компании (КИК). Под такими компаниями, в соответствии с п. 1 ст. 25.13 НК РФ, понимаются предприятия:

  • не имеющие статуса налогового резидента РФ;
  • подчиняющиеся контролирующему лицу (физическому или юридическому), которое является налоговым резидентом РФ.

Прибыль таких компаний подлежит налогообложению на территории РФ, за исключением случаев, когда КИК имеет статус резидента страны, с которой у РФ заключен договор, направленный на избежание двойного налогообложения. Порядок налогообложения КИК и контролирующих их лиц определяется гл.

3.4 НК РФ.

Прибыль КИК, в соответствии с п. 2 ст. 25.15 НК РФ, приравнивается к прибыли, полученной налогоплательщиком, выступающим в качестве контролирующего лица.

Согласно п. 5 той же статьи, такое лицо обязано представлять в контролирующий орган налоговую декларацию, а также иные документы (в том числе финансовую отчетность) предприятия, имеющего статус КИК. Это значит, что проверка деятельности такой организации налоговиками будет осуществляться посредством изучения документации контролирующего лица, а не самой КИК.

Иностранные компании и проверки со стороны ФНС

Согласно п. 1 приказа Минфина РФ «Об утверждении Особенностей…» от 30.09.

2010 № 117н, иностранные компании, осуществляющие свою деятельность на территории России, подлежат постановке на налоговый учет в течение 5 дней с момента получения налоговыми органами документов, подтверждающих факт регистрации этой компании на территории РФ.

Получение предпринимателем статуса налогоплательщика влечет за собой возникновение у него обязанностей по исполнению требований действующего налогового законодательства, а также ведению учета и составлению сопутствующей отчетности.

Вместе с тем у налоговых органов появляется право на проведение в отношении иностранной компании камеральных и выездных проверок.

Основанием для проведения налоговой проверки иностранной компании может стать:

  1. Ликвидация предприятия. Согласно положениям абз. 4 п. 5 ст. 84 НК РФ, снятие с учета организации (как российской, так и иностранной) может быть осуществлено не ранее окончания процедуры проведения выездной проверки (в том случае, если такая проверка будет проводиться). В ходе проведения такой проверки налоговый орган может запросить у иностранной организации пакет документов, имеющих прямое отношение к деятельности, предполагающей исчисление и уплату налогов.
  2. Включение компании в план налоговых проверок, составляемый сотрудниками территориального отделения налоговой службы.
  3. Истечение срока, отведенного налоговым инспектором на ликвидацию нарушений, выявленных в ходе проведения предыдущей проверки.

Общие основания для включения иностранной компании в план проверок ФНС

Действие приказа ФНС «Об утверждении Концепции…» от 30.05.

2007 № ММ-3-06/[email protected] (далее — Концепция), определяющего перечень оснований для включения компаний в план налоговых проверок, распространяет свое действие и на деятельность иностранных организаций, функционирующих на территории России.

Согласно информации, изложенной в приложении 2 к Концепции, вероятность включения компании в план проверок увеличивается пропорционально количеству установленных ФНС критериев, которым она соответствует. В перечень таких критериев входят:

  • небольшой размер налоговых платежей, уплачиваемых компанией;
  • получение убытков на протяжении 2 лет, предшествующих году включения в план проверок;
  • получение налоговых вычетов в существенном размере;
  • превышение темпа роста размера расходов над размером доходов;
  • установление размера заработной платы работников, существенно отличающегося в меньшую сторону от значения, сформировавшегося в данной отрасли по региону в целом;
  • неоднократное приближение значений показателей, характеризующих результаты финансовой деятельности предприятия, к значениям, установленным в качестве максимальных для получения права на использование специального режима налогообложения.

Дополнительные основания для проведения налоговой проверки

Помимо вышеперечисленных оснований для включения компании в план налоговых проверок, привлечь внимание налоговиков могут следующие особенности функционирования предприятия (также приведены в приложении 2 к Концепции):

  1. Включение дополнительных посредников в цепочки, формируемые при построении взаимодействия с контрагентами.
  2. Непредставление налогоплательщиком документации, затребованной контролирующим органом.
  3. Неоднократная постановка предприятия на налоговый учет и снятие его с такого учета.
  4. Существенное отклонение показателя рентабельности деятельности предприятия от среднего показателя, сформировавшегося по региону.
  5. Осуществление финансовой деятельности, характеризующейся высоким уровнем риска.

В целом основания для проведения налоговых проверок, объектами которых являются иностранные организации, не отличаются от оснований для проведения проверок в отношении российских резидентов.

Выявление сотрудниками налоговой инспекции каких-либо нарушений в деятельности иностранных компаний влечет за собой наложение штрафов, размер которых варьируется в зависимости от вида нарушения.

Осуществляться плановые проверки деятельности предприятий, согласно п. 2 ст.

9 закона «О защите прав…» № 294 от 26.12.2008, могут не чаще чем 1 раз в 3 года.

Проверка соблюдения иностранными компаниями трудового законодательства РФ

В том случае, если иностранная компания, функционирующая на территории России, имеет статус работодателя, представители территориального отделения Роструда могут принять решение о необходимости проведения в отношении такой компании плановой или внеплановой проверки на предмет соблюдения ею требований трудового законодательства. Основаниями при этом могут стать:

  • истечение срока, отведенного на устранение ранее выявленного нарушения;
  • обращения граждан, поступившие в территориальное отделение трудовой инспекции, содержащие информацию о нарушении работодателем трудовых прав работников (задержке заработной платы, незаконном увольнении, несоблюдении условий трудового соглашения и пр.);
  • запрос на изучение условий труда на рабочем месте трудящегося и формирование на основании полученной информации оценки степени соответствия его характеристик законодательно установленным нормам;
  • приказ руководителя инспекции, изданный на основании требования прокуратуры.

Как видите, иностранная компания, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации, может подвергнуться проверке со стороны одного или нескольких контролирующих органов, уполномоченных на осуществление деятельности по контролю и надзору за соблюдением норм действующего российского законодательства. Факторы, на основании которых государственным органом может быть инициировано проведение подобных проверок, аналогичны факторам, которые могут стать основанием для выполнения аудита в отношении российских компаний.

При этом деятельность иностранных компаний должна осуществляться с соблюдением норм и правил, установленных положениями российского законодательства, а выявление нарушений в ходе проведения налоговой или иной проверки является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности и наложения на него существенных денежных штрафов.

Источник: https://myscript.ru/vash-jurist/proverka-inostrannoj-kompanii-osnovaniya

Проверка иностранных контрагентов

Проверка иностранной компании - основания

Ваш удобный и надежный источник информации.

В настоящее время проверка контрагента играет важную роль при осуществлении коммерческой деятельности. До начала сотрудничества с новым деловым партнером всегда полезно получить о нем исчерпывающую информацию с целью минимизации рисков.

Как проверить контрагента за рубежом

Кроме того, налоговые органы и суды все чаще говорят о необходимости проявления «должной осмотрительности», понимая под этим ряд действий по проверке контрагента.

Если вашим деловым партнером является компания или индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в России, то вы самостоятельно можете предпринять некоторые действия по его проверке, например, заказать выписку из ЕГРЮЛ. Сложности могут возникнуть, если вашим контрагентом является зарубежная компания.

При проверке иностранных партнеров требуется понимание системы регистрации, особенностей регулирования корпоративных отношений в соответствующем государстве. Кроме того, доступная вам информация, как правило, предоставляется на иностранном языке, и зачастую для ее правильного понимания необходимы не только знания языка, но и понимание зарубежного права.

Мы предлагаем услугу по заказу документов компании вашего контрагента. В зависимости от страны регистрации возможен заказ следующих документов:

  1. Сертификат (свидетельство) о регистрации компании (Certificate of Incorporation). Получить такое свидетельство можно практически в любой юрисдикции. Данный документ подтверждает факт регистрации компании и содержит следующие сведения: наименование компании, ее регистрационный номер, дату регистрации.
  2. Копия учредительных документов компании. К таковым относятся учредительный договор (Memorandum of Association) и устав (Articles of Association, By-Laws). Зачастую учредительный договор и устав представляют собой единый документ, который содержит информацию, в частности, об уставном капитале, акциях, высших органах управления и порядке управления компанией и т.п.
  3. Свидетельство о надлежащем правовом статусе (Certificate of Good Standing). Получить Certificate of Good Standing можно практически по любым юрисдикциям, например, BVI, Сейшелы, Белиз, Гонконг, Кипр и др. Данный документ подтверждает, что компания зарегистрирована в государственном органе и по состоянию на дату выдачи сертификата является действующей и правоспособной.
  4. Выписка из Реестра компаний (Extract from the Register, Report from the Registrar, Company Particulars). Данный документ аналогичен выписке из российского ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Выписка, как правило, содержит следующие данные: юридический адрес, сведения о регистрационном агенте, сведения о деятельности компании, размере уставного капитала, сведения о директорах и акционерах, а также об изменениях в структуре компании.
  5. Отдельные корпоративные документы. В некоторых юрисдикциях возможен заказ документов, подтверждающих изменения структуры компании. Так, из реестра английских компаний модно получить информацию о смене директора, секретаря (об отставке директора/секретаря, назначении нового директора/секретаря), о смене зарегистрированного офиса, наименования компании и др.
  6. Сертификат о налоговом резидентстве (Tax Certificate, Tax Residence Certificate). Сертификат или свидетельство о налоговом резидентстве подтверждает тот факт, что компания является налоговым резидентом в стране ее регистрации. Такой сертификат необходим в целях применения соглашений об избежании двойного налогообложения. Его также могут запрашивать иностранные банки при открытии счета.
  7. Реестры некоторых юрисдикций (например, Англии) содержат информацию о сданных компанией финансовых отчетах.

С помощью вышеперечисленных документов вы сможете:

  • проверить подлинность и актуальность регистрационных данных иностранной компании,
  • убедиться в соответствии указанного контрагентом адреса, юридическому адресу компании,
  • проверить данные об органах управления компании,
  • ознакомиться с видами деятельности, которыми компании разрешено заниматься,
  • удостовериться в том, что компания соблюдает установленные законодательством требования и не является ликвидированной,
  • ознакомиться с финансовыми показателями деятельности иностранной компании.

Документы могут быть предоставлены в электронном виде для ознакомления либо, по необходимости, должным образом оформлены и апостилированы.

Кроме того, специалисты нашей компании могут осуществить перевод заказанных документов на русский язык и предоставить комментарии по вопросам зарубежного права, которые помогут вам правильно обработать полученную об иностранном контрагенте информацию.

https://www.youtube.com/watch?v=MDKDSeguoco

Таким образом, услуга по проверке контрагента позволит вам, с одной стороны, избежать возможных претензий налоговых органов и, с другой стороны, предотвратить потенциальный риск финансовых потерь, который может возникнуть в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением контрагентом своих обязательств.

Более детальную информацию о процедуре получения документов и стоимости услуги по проверке контрагента вы можете получить у специалистов нашей компании.

Как проверить иностранного контрагента

17 августа 2017

Чтобы снизить риски, перед заключением договора стоит проверить добросовестность партнера. Если контрагент – российская организация, это можно сделать по общедоступным государственным и частным информационным источникам. Проверить контрагента сложнее, если он зарегистрирован за границей.

В этом случае можно использовать официальные и неофициальные источники информации, а также направить запросы третьим лицам.

Совет

Отдельную информацию об иностранном контрагенте можно узнать из российских ресурсов. Например, данные будут, если контрагент принимал участие в судах, имеет в собственности недвижимое имущество на территории России и т. д.

См. подробнее: Как проверить нового контрагента при помощи внешних источников информации.

Кроме того, с помощью специального сервиса на сайте ФНС России можно получить информацию об аккредитованных филиалах и представительствах иностранных юридических лиц.

Для поиска можно использовать наименование филиала (представительства), ИНН или номер записи об аккредитации. Сервис предоставляет сведения:

  • о реквизитах официальных документов;
  • юридическом адресе;
  • руководителе филиала (представительства);
  • о видах экономической деятельности.

Проверка с помощью официальных источников

В большинстве стран существуют реестры, аналогичные ЕГРЮЛ. Они содержат основную информацию о зарегистрированных компаниях. Уточнить сайт реестра соответствующей страны можно на сайте ФНС России.

Информация в таких реестрах разнится и зависит от национального законодательства. Обычно базовая информация – общедоступна, а подробную предоставляют за дополнительную плату.

Страны СНГ

На сайтах налоговых администраций стран СНГ можно уточнить, зарегистрирована ли организация, и получить о ней общую информацию:

1) в Казахстане информацию предоставляет Комитет государственных доходов Министерства финансов. В открытом доступе также есть реестры:

  • неблагонадежных налогоплательщиков;
  • плательщиков НДС;
  • реестр сведений об отсутствии (наличии) налоговой задолженности;

2) в Молдове информацию предоставляет Государственная налоговая служба. За дополнительную плату можно получить расширенную информацию: о подразделениях, акцизах, НДС, видах деятельности;

3) в Таджикистане информацию предоставляет Налоговый комитет. На этом же сайте в открытом доступе есть постоянно обновляемый перечень безответственных налогоплательщиков;

4) в Узбекистане информация находится на портале открытых данных. Дополнительно в открытом доступе есть перечень лиц, которые являются руководителями нескольких юридических лиц;

5) на Украине информацию предоставляет Информационно-ресурсный центр. Здесь можно узнать общие сведения об организации, а также информацию о выданных лицензиях и разрешительных документах;

6) в Беларуси информацию предоставляет Министерство юстиции. Объем сведений о юридических лицах сопоставим с российскими источниками.

На сайте можно узнать не только общие сведения, но и выяснить, не находится ли организация в процедуре банкротства, ликвидации, нет ли у нее задолженности по налогам, не входит ли она в перечень лиц с повышенным риском совершения экономических правонарушений и др.

Основной недостаток официальных источников стран СНГ, кроме Беларуси, в том, что в открытом доступе мало сведений. Например, нет сводных реестров лиц, которые находятся в банкротстве, недобросовестных поставщиков и др.

Не везде в открытом доступе есть картотеки судебных дел и исполнительного производства. Так, на Украине судебные акты публикуют, а в странах Средней Азии – нет.

Европа и США

Если организация зарегистрирована в стране Евросоюза, то информацию о ней можно получить через European Business Register.

Данные предоставляют онлайн на английском языке за умеренную плату.

Кроме того, сведения о контрагенте есть на сайтах соответствующих ведомств конкретной страны:

1) в Великобритании информацию можно получить из реестра Companies House, но не напрямую, а через посредников;

2) в Германии есть два официальных источника:

  • общий реестр Федеральных земель Германии. Для работы с ним нужно пройти аккредитацию – зарегистрироваться на сайте, подать заявку и подтвердить свою подпись;
  • реестр Министерства юстиции. Он работает на пяти языках. С его помощью можно получить текущую (AD), хронологическую (CD) и историческую (HD) выписки, а также документы организации (DK) и сведения о ее владельцах (UT);

3) во Франции в канцелярии Арбитражного суда можно получить:

  • выписку об учредителях и управляющих юридического лица, а также адресе регистрации (Extrait KBIS);
  • сведения о долгах по налогам и обязательным платежам (Etat compet d`endettement);
  • уставные документы с учетом всех изменений (Actes et status);
  • информацию о банкротстве, ликвидации, гарантиях (Procedures collectives);
  • пакет документов об объектах недвижимости, включая кадастровую выписку (Dossier complet).

Информация на сайте находится в открытом доступе, но, чтобы получить выписку или копию документа, придется заплатить;

4) в США информацию о регистрации предоставляют секретариаты соответствующего штата, города или муниципального образования. Кроме того, организацию можно проверить:

  • в перечне лиц, которых лишили права участвовать в выполнении государственных контрактов или претендовать на государственные кредиты и гранты из-за того, что они нарушали обязательства;
  • в списке лиц, находящихся в банкротстве.

Проверка с помощью неофициальных источников

Помимо государственных ресурсов, есть частные. К ним относят:

  • Kompass предоставляет сведения о деятельности организации, ее товарах и услугах, торговых марках, руководителях, направлениях экспорта и импорта;
  • DNB позволяет получить информацию о любой компании в любой стране мира и быстро оценить, насколько безопасно с ней вести бизнес. Дополнительно можно заказать оценку кредитных рисков;
  • Europages предоставляет информацию о компаниях 36 европейских стран на 26 языках;
  • Creditreform позволяет получить сведения о юридическом статусе, истории, собственниках, руководстве, видах деятельности организации. Также заинтересованное лицо может запросить финансовую информацию, кредитную историю, сведения о текущих и просроченных задолженностях. Дополнительно агентство предоставляет заключение о сумме максимального кредитного лимита потенциального контрагента;
  • информационно-поисковую систему «Портал внешнеэкономической информации Российской Федерации»;
  • Open ownership предоставляет информацию о бенефициарных собственниках офшорных компаний.

Проверка с помощью третьих лиц

Если получить информацию с помощью официальных или неофициальных источников не удается или сведений недостаточно, можно обратиться за помощью к третьим лицам:

к списку новостей

предыдущая новостьследующая новость

Правовой совет
Добавить комментарий