Уровни квалификации в профессиональных стандартах

Уровни профессиональных стандартов

Уровни квалификации в профессиональных стандартах

Квалификационные уровни профессиональных стандартов можно разделить на девять категорий.

Начальные уровни квалификации профессиональных стандартов

Первый уровень. Предполагается осуществление деятельности под руководством, а также индивидуальная ответственность. Для первого уровня профстандарта характер умений работника заключается в выполнении стандартных заданий (зачастую это физический труд).

Характер знаний на данном уровне – это применение ограниченного уровня специальных знаний или использование элементарных практических знаний.

Для того чтобы достичь данного уровня квалификации, сотрудник должен пройти инструктаж или краткосрочное обучение, а также иметь практический опыт.

Второй уровень. Полномочия и ответственность сотрудника с данным уровнем квалификации подразумевает деятельность под руководством с проявлением инициативы при выполнении знакомых трудовых обязанностей. Также сотрудник должен проявить индивидуальную ответственность.

Обладая данным уровнем квалификации, сотрудник должен уметь выполнять стандартные задания и трудовые функции, выбирать способ действия по инструкции, а также корректировать действия с учетом условий их выполнения. Что касается характера знаний, то на данном уровне профстандарта сотрудник должен применять специальные знания.

Основные пути достижения второго уровня квалификации использование:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • программ профессионального обучения,
  • программ специальной подготовки по должностям,
  • программ переподготовки рабочих (как правило, такая программа занимает около двух месяцев),
  • практический опыт.

Третий уровень.

Полномочия и ответственность сотрудника данного уровня квалификации: профессиональная деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении традиционных практических задач, планирование собственной деятельности исходя из поставленных задач, а также индивидуальная ответственность.

Характер умений работника: решение практических задач, выбор метода действия на основе практического опыта и знаний, корректировка действий с учетом условий их реализации.

Характер знаний работника с третьи уровнем квалификации: доскональное понимание методических и технологических основ решения типовых практических задач, а также применение специальных знаний. Основные пути достижения данного уровня квалификации: программы профессионального обучения и подготовки по профессиям и должностям рабочих, программы переподготовки персонала, а также повышения квалификации, практический опыт.

Четвертый уровень.

Полномочия и ответственность сотрудника, который соответствует четвертому уровню квалификации, должны включать: деятельность под руководством с проявлением самостоятельной работы при решении практических задач, которые требуют анализа и изменений ситуаций, планирование собственной трудовой деятельности или деятельности группы сотрудников, руководствуясь поставленными задачами и практическим опытом. Характер умений работника: решение различных практических задач, выбор методы действия на основе практического опыта и знаний, осуществление итогового и текущего контроля, коррекция и оценка собственной деятельности. Характер знаний: понимание методических и научно-технических основ решения практических задач, а также использование специальных знаний и самостоятельная работа с информацией. Основные пути достижения данного уровня квалификации: учебные программы среднего профессионального образования, программы подготовки и переподготовки квалифицированных сотрудников, программы профессиональной подготовки по профессиям и должностям, практический опыт, а также повышение квалификации у рабочих и служащих.

Высшие уровни квалификации

Пятый уровень.

Сотрудники, которые претендуют на получение квалификации пятого уровня профессионального стандарта, должны нести такую ответственность: самостоятельна работа по решению разных видов практических задач, активное участие в решении поставленных задач в рамках конкретного подразделения, а также индивидуальная ответственность за их выполнение.

Характер умений сотрудника: решение различных практических задач с элементами проектирования, выбор методов решения сложностей в постоянно меняющихся условиях рабочей деятельности, текущий и итоговой контроль, оценка и коррекция деятельности.

Сотрудник должен применять профессиональные знания методического и технологического характера, искать информацию, которая необходима для решения поставленных профессиональных задач. Чтобы получить квалификацию данного уровня, необходимо пройти образовательные программы среднего образования, программы профессиональной подготовки среднего звена, программы профессиональной подготовки рабочих разных должностей. Также необходимо пройти дополнительные профессиональные программы и получить практический опыт.

Шестой уровень.

Полномочия и ответственность: самостоятельная деятельность, определение задач в собственной работе и работе подчиненных, обеспечение взаимодействия сотрудников со смежными подразделениями, ответственность за результаты проведения работ на уровне подразделений или предприятия.

Характер умений сотрудника: разработка, оценка внедрение и корректировка направлений профессиональной деятельности, умение технологические и методические методы решения задач.

Сотрудник, который желает получить данный уровень квалификации, должен обладать такими навыками и знаниями: применять профессиональные знания, в том числе инновационные, также необходимо осуществлять самостоятельный поиск, анализ и оценку профессиональной информации. Основные пути достижения данного уровня квалификации: получение высшего образования программы бакалавриата или среднего профильного образования.

Замечание 1

Приветствуется знание дополнительных профессиональных программ. Это позволяет сотруднику владеть навыками трудовой деятельности вне коллектива, а также управлять крупной рабочей группой подчиненных. Работник должен исполнять функции по улучшению конкретных разработок с целью усовершенствовать производственный процесс в целом.

Седьмой уровень. Полномочия и ответственность сотрудника: определение стратегий по управлению процессами и деятельности предприятия, принятие решение на уровне крупных подразделений или организаций, а также ответственность за результаты их деятельности.

Данный уровень квалификации позволит сотруднику решать задачи развития в сфере профессиональной деятельности организации с применением новейших методов и технологий, а также позволит разработать новые методики. Работник должен хорошо разбираться в методических основах профессиональной деятельности, а также формировать новые знания прикладного характера.

Так, подобный сотрудник должен владеть приемами стратегического планирования, а также обладать навыками управления большим количеством персонала.

Замечание 2

Помимо этого, к таким сотрудникам предъявляются высокие требования относительно образования – они должны иметь образование специалиста или магистратуры по определенному профилю деятельности.

Восьмой уровень. Сотрудник должен определять стратегии по управлению деятельностью предприятием с применением инновационных решений. Также он должен нести ответственность за результаты деятельности подразделений и крупных отраслей. Сотрудник обязан решать задачи проектного и исследовательского характера, которые связаны с повышением эффективности рабочих процессов.

Он должен создавать новые знаний межотраслевого и междисциплинарного характера, а также оценивать и отбирать ту информацию, которая необходима для развития различных областей деятельности. Сотрудник данного уровня квалификации должен иметь высшее образование категории специалиста или магистра, а также иметь научную степень (окончание аспирантуры, адъюнктуры или ординатуры).

Обязателен практический опыт.

Девятый уровень. Работник данного уровня квалификации должен определять стратегии управления крупными техническими системами, а также экономическими и социальными процессами.

Сотрудник должен внести вклад в определенную область деятельности, а также решать задачи исследовательского и проектного характера, создавать новые фундаментальные знания межотраслевого и междисциплинарного характера.

Требования к образованию также высоки: программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, дополнительные профессиональные программы, а также наличие практического опыта.

Источник: https://spravochnick.ru/standartizaciya/professionalnyy_standart/urovni_professionalnyh_standartov/

Уровни квалификации в профессиональных стандартах

Уровни квалификации в профессиональных стандартах

Уровни квалификации в профессиональных стандартах утверждены Минтрудом России. Что они обозначают и в каких сферах используются в обязательном порядке, читайте в статье.

Уровни квалификации в профессиональных стандартах РФ описывают степень знаний, умений специалиста с учетом установленных критериев, определенных для конкретных областей, профессий. В качестве основных показателей выступают полномочия, ответственность работника. Исходя из них вытекают требования к образованию, навыкам и знаниям.

I. Общие положения

1.1. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (далее — Уровни квалификации) разработаны в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства

Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.

1.2. Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом

специфики видов профессиональной деятельности.

1.3. Уровни квалификации приведены в главе II и содержат описание следующих показателей: «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути

достижения уровня квалификации».

Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности

работника.

О профстандартах просто и понятно: что такое квалификация и недостатки пс (главы 2-3) · энциклопедия начинающего предпринимателя

Обобщенная характеристика профессиональных стандартов дана в Трудовом кодексе (ст. 195.1–195.3 ТК РФ). Законодательство причисляет к основным задачам профстандартов идентификацию уровня квалификационной подготовки специалистов.

Дополнительными ориентирами для работодателей являются ЕКС и ЕТКС, которые утверждены Правительством РФ.

Выбор регламентирующего нормативного акта при подборе персонала осуществляет работодатель на свое усмотрение, в перспективе ожидается отмена квалификационных справочников и переход на повсеместное применение профстандартов. Стандарты обязательны для внедрения в кадровую работу в нескольких случаях:

  • работа специалиста характеризуется наличием ограничений, или ее выполнение сопряжено с необходимостью назначения физическому лицу льгот и компенсационных выплат;
  • исполнение трудовых функций требует от работника наличия особых профессиональных качеств, что подтверждается нормами ТК РФ и других правовых актов.

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов обозначен в постановлении Правительства от 22.01.2013 № 23. В документе говорится, что созданием профстандарта могут заниматься:

  • работодатели;
  • союзы и объединения организаций и предпринимателей;
  • профсоюзы;
  • другие заинтересованные лица.

Осуществляется комплекс работ по созданию стандарта за счет собственных средств разработчика. После подачи проекта стандарта в Минтруд документ выносится на обсуждение с другими работодателями, экспертами, профсоюзами.

Проект профстандарта с учетом замечаний лиц, участвовавших в общественном рассмотрении документа, в дальнейшем проходит несколько стадий согласования в контролирующих структурах. После получения заключения Нацсовета по профессиональным стандартам Минтруд утверждает норматив и передает его в Минюст.

В течение следующих 10 дней документ проходит регистрацию в Минюсте, после чего он считается введенным в действие. Сведения о стандарте вносятся в единый госреестр, ведением которого занимается Минтруд.

Министерство труда и социальной защиты РФ утвердило уровни квалификации, которые должны применяться при разработке профессиональных стандартов. Соответствующий приказ официально опубликован.

Документ, устанавливающий требования к знаниям и навыкам в зависимости от полномочий и ответственности работника, опубликован в «Российской газете».

Для каждого из 9 уровней определены полномочия, характер умений, знаний и основные пути достижения квалификации. Так, первый уровень предусматривает деятельность под руководством и индивидуальную ответственность. Работники заняты, как правило, физическим трудом. Для этого уровня достаточно краткосрочного обучения или инструктажа, а также практического опыта.

На следующих уровнях расширяются полномочия, растет ответственность, повышаются требования к образованию. Наиболее высоки эти требования на девятом уровне:

  1. Полномочия и ответственность:
    • определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами;
    • значительный вклад в определенную область деятельности;
    • ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях.
  2. Характер умений:
    • решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов.
  3. Характер знаний:
    • создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера.
  4. Основные пути достижения уровня квалификации:
    • программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;
    • дополнительные профессиональные программы;
    • практический опыт.

В приказе Минтруда отмечается, что единые требования к квалификации работников, установленные документом, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

Как мы писали ранее, российские власти решили законодательно определить понятие профессионального стандарта, порядок его разработки и утверждения. 4 декабря закон о профессиональных стандартах подписал президент Владимир Путин. Планируется, что Трудовой кодекс будет ссылаться не только на единые квалификационные справочники, но и на профессиональные стандарты.

В законе разъясняются понятия «квалификация работника» и собственно «профессиональный стандарт». Под первой понимается «уровень знаний, умений, навыков и опыта работника, необходимых для осуществления им профессиональной деятельности».

Профессиональным стандартом называются требования к квалификации работника, которые могут предъявляться к нему в целях осуществления его профессиональной деятельности.

Предполагается, что профессиональные стандарты будут разрабатывать организации, которые заинтересованы в создании современной системы квалификации кадров. Помогать в этой работе будет экспертный совет.

Министерство труда и социальной защиты РФ разработало соответствующий проект постановления. Преимущественно разработка будет происходить за счет компаний. Однако по некоторым направлениям подготовку проектов профинансирует федеральный бюджет.

Перейти  Какой код дохода от продажи гаража в 3 ндфл

Сведения о профессиональном стандарте планируется вносить в специальный реестр, который будет вести министерство.

Напомним, что глава государства велел разработать и утвердить к 2015 году не менее 800 профессиональных стандартов. План-график подготовки профстандартов в 2013-2014 годах утвержден Минтруда в ноябре.

В 2012 году в ТК РФ была введена статья 195.1, в которой впервые было дано определение квалификации: «уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыт работы».

Читать Главу 1.

Начав  внедрять ПС, специалисты отмечают, что профстандарты получились не совсем корректными. Много ошибок и в названиях должностей, и в описаниях функций. Есть вообще формально написанные ПС, которые не соответствуют действительности.

Кстати, в некоторые стандарты еще до 1 июля 2016 года были внесены довольно серьезные изменения. Это говорит о том, что даже сами разработчики не совсем понимали, как на практике будут применяться стандарты, для чего вообще им дано такое задание «сверху».

Главный, на мой взгляд, недостаток ПС заключается в том, что невозможно выбрать один-единственный стандарт для конкретной должности. Этот недостаток В.И. Андреева назвала особенностью профстандартов.

Оказалось (вот оторванность от жизни!), что реальный человек на реальной должности выполняет работы, не вписывающиеся только в один стандарт. Например, в небольшой компании бухгалтер не только ведет счета и начисляет зарплату, но и ведет кадровый и воинский учет, проверяет правильность договоров с поставщиками, претензии к ним составляет.

https://www..com/watch?v=8aqH1xk27cI

Такое ощущение, что разработчики только сейчас об этом узнали :(.   Нас заверяют, что ПС будут корректироваться по мере выявления ошибок и несовершенств.

Поэтому каждый раз заново скачивайте свой стандарт, а вдруг его уже исправили?Кстати, принят профстандарт «Рекрутер», в разработке еще два стандарта в области УП.

На очереди – изменения в стандарт «Специалист по управлению персоналом», потому что он тоже получился не совсем удачным.

И действительно, определения квалификации в Трудовом кодексе не было. Сложилось так, что до 2012 года мы определяли квалификацию по образованию и стажу работы.

Чем выше уровень образования и больше стаж, тем выше квалификация работника. Заметьте, что образование всегда ставилось на первое место.

Такого же мнения придерживались суды, определяя, у кого из сокращенных работников квалификация была выше.

И сразу пошли волнения. В. Митрофанова, руководитель Института профессионального кадровика, на кадровых конференциях и семинарах утверждала, что в статье 195.1. ТК РФ вообще не идет речь об образовании.

Нет такого слова в этой статье. А уровень знаний, умений и навыков можно определить только практически, проведя тестирование, оценку (т.е., аттестацию) каждого работника.

И желательно в ее учебном центре : )

Как бывший учитель, я в этом вопросе скорее соглашусь с В.И. Андреевой, которая считает, «знания, умения, навыки — это и есть образование».

Таким образом,  определение, данное в статье 195.1. ТК РФ, ничего практически не поменяло. Квалификация, как и прежде, определяется образованием и опытом работы (стажем).

Источник: https://imdbmedia.info/urovni-kvalifikatsii-professionalnykh-standartakh/

Понятия квалификации работника, профессионального стандарта

Уровни квалификации в профессиональных стандартах
Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Трудовой договор » Понятия квалификации работника, профессионального стандарта

Закон предусматривает, что обучение наемных сотрудников позволяет поднять их качество работы и производительность труда.

Научный прогресс приводит к активному развитию производственных процессов и технологических особенностей, что в свою очередь оказывает существенное влияние на рынок труда, заставляя его меняться и следовать новым правилам и канонам.

С каждым годом появляется все большее разнообразие новых профессий и специальностей, и для того чтобы более успешно и качественно выполнять свои обязанности по трудовому контракту, наемные служащие вынуждены находиться в процессе непрерывного развития, осваивая новые процессы и технологии, и тем самым повышая свои квалификационные умения.

Понятие квалификации работника

Учитывая факт постоянного развития человечества, поиска новых технологий и производственных процессов, основное назначение которых заключается в создании более комфортных условий для человека, все наемные сотрудники должны регулярно проходить обучение, тем самым повышая качество своей работы и знакомясь с новейшими особенностями того или иного вида занятости. Отсутствие такого процесса, как обучение предполагает, что квалификации руководящих работников и специалистов будут находиться на низком уровне, что не даст им возможность развиваться в профессиональном плане и занимать более ответственные позиции.

Анализируя определение, которое дает ст.196 ТК РФ, под квалификацией наемных служащих необходимо понимать определенный уровень знаний и умений, а также соответствующее обучение и опыт сотрудника, которые в совокупности помогают ему более качественно осуществлять свои обязанности по трудовому соглашению.

По сути квалификация является одним из важнейших компонентов системы профессионального образования.

Именно данная система направлена на то, чтобы постепенно повышать трудовые и профессиональные навыки служащих, обучая их новым производственным процессам и создавая условия, при которых качество выполняемой работы будет соответствовать текущим стандартам. Для того, чтобы успешно пройти процесс квалификации, наемные служащие должны пройти обучающий процесс социальных учреждений, которые ответственны за профессиональные навыки сотрудников.

Говоря другими словами, квалификация будет являть собой определенный компонент общей системы трудовых отношений, благодаря которому можно существенно повысить производительность на предприятии и качественный уровень выполняемых обязанностей.

Разработка и утверждение профессиональных стандартов

На основании данных, указанных в ФЗ №236 от 03.12.2012, трудовое законодательство пополнилось таким понятием, как профессиональный стандарт. Закон гласит, что по сути данное определение являет собой определенный перечень требований, которые предъявляются к сотрудникам определенных профессиональных категорий, необходимых для осуществления более качественной трудовой деятельности.

Профессиональный стандарт имеет гораздо более широкое понятие. Если работники без квалификации могут быть использованы на определенных участках работы, то отсутствие у них каких-либо стандартов работы приведет к тому, что в занимаемой должности наемному служащему будет отказано.

Таким образом, стандарты выступают в роли определенного связующего механизма между таким принципиальным понятием как обучение новому, а также уровень профессиональной подготовки, необходимый для применения всех полученных ранее навыков на практике.

Закон предусматривает, что обучение наемных сотрудников позволяет поднять их качество работы, производительность труда и сложность осуществляемых заданий. Ввиду этого закон определяет некие условия, при формировании которых стандарты будут представлять собой:

  • некую систему, для которой обучение сотрудников на предприятии будет иметь менее важное значение, нежели реально существующий опыт работы наемного служащего;
  • своеобразный механизм, основной целью которого будет установление более тесных связей между сферами образования и трудовой деятельности;
  • детализированную систему, которая будет устанавливать некие ограничения и предъявлять минимальные требования к профессиональному уровню наемного служащего, который позволяет ему исполнять свои обязанности на предприятии.

Зачастую профстандарт напрямую оказывает влияние на такой фактор, как заработная плата. Чем более высокая производительность труда у сотрудника, и чем больше у него гарантий от социальных или государственных учреждений, тем выше будет его заработная плата.

В данном аспекте заработная плата будет напрямую зависеть от того, какие умения демонстрирует работник при выполнении должностной инструкции и соответствуют ли они современным тенденциям.

Именно для того, чтобы предоставить каждому работнику право на такой процесс, как переподготовка и повышение квалификации работников, и применяется аттестация, служащая в роли механизма осуществления на практике всех требований системы образования в профессиональном уровне.

Применение профессиональных стандартов

Закон гласит, что регулярная аттестация и непрерывное обучение помогают сотрудникам показать более высокий уровень своей профессиональной подготовки, что дает им право получать гарантии от социальных учреждений и спокойно выполнять свои обязательства по контракту.

Аттестация будет своеобразным вспомогательным механизмом, благодаря которому производительность и критерии оценки реального труда на предприятии будут пересмотрены, а сотрудник с каждым разом будет все больше соответствовать стандартам государственного образца, что скажется на таком факторе, как заработная плата.

Стоит отметить, что стандарты профессионального обучения могут быть использованы работодателем при формировании самых разных уровней рабочего процесса. В частности, речь идет о:

  • кадровой политике социальных и государственных учреждений, благодаря которой будет сформирована независимая система управления наемными служащими;
  • системе оплаты труда, то есть формирование такого фактора, как заработная плата на предприятии будет напрямую зависеть от того, как прошла аттестация сотрудников, и какие критерии дополнительного учета будут соответствовать проводимой производственной политике;
  • разработке должностных инструкций, которые являют собой своеобразный показатель, отвечающий за высокую производительность труда на предприятии, а также определяющий какие гарантии будут предоставлены служащим от государственных и социальных учреждений;
  • подготовке и обучении сотрудников благодаря регулярной оценки их деятельности в целом, и с применением такого механизма, как аттестация служащих организации;
  • формировании трудовых функций сотрудника, который он будет применять в своей работе для получения более высокого уровня производительности труда.

В том случае, если недостаточная квалификация работника не дает ему право занимать определенные должности, он обязан будет самостоятельно решить, каким образом ему достичь профессионального уровня, критерии которого будут полностью соответствовать требованиям государственных учреждений и организаций. Как правило, для этого он должен будет пройти процесс дополнительного обучения, и уже по его итогам – аттестацию.

За счет оценки его работы будет также сформирован и уровень такого фактора, как заработная плата. Соответствуя всем нормам закона, сотрудник автоматически получит более высокие показатели квалификации в целом, и будет исполнять свои обязанности на новом качественном уровне.

Уровни квалификации

Профессиональная квалификация являет собой основной показатель оценки того, насколько готов к работе тот или иной наемный служащий.  Установление квалификационных стандартов напрямую зависит от требований государственных и социальных учреждений, а также специфики того или иного вида деятельности.

Закон определяет, что квалификация является своеобразным составным механизмом сферы образования, и включает в себя такие понятия, как ступень и уровень.

Ступень квалификации будет являть собой подготовку работников к получению дополнительного навыка, необходимого для качественной работы. Данный процесс имеет четкий план и цель, и на их основании служащий получит документацию, которая подтвердит его оценки при формировании новой производственной стратегии.

Уровень квалификации будет представлять собой некую степень профессионального мастерства, которая будет зависеть от множества факторов, таких как:

  • обучение;
  • критерии оценки деятельности;
  • текущий опыт в той или иной должности;
  • сложность работы и пройденная программа образования;
  • навыки и умения;
  • а также многое другое.

Уровень будет непосредственно оказывать влияние на карьерный рост служащего и его заработную плату. Чем более высокими будут качественные и квалификационные показатели служащего, тем более ценным сотрудником он будет считаться.

А чем выше уровень работника, тем он будет активнее привлекаться для разрешения проблем в системе управления персоналом и внедрении новых технологий и производственных процессов, цель которых будет заключаться в создании более комфортных и благоприятных условий для выполнения трудовых обязанностей в соответствии с требованиями закона.

Источник: https://advokat-malov.ru/trudovoj-dogovor/ponyatiya-kvalifikacii-rabotnika-professionalnogo-standarta.html

Профессиональный стандарт: специалист по управлению персоналом

Уровни квалификации в профессиональных стандартах

С 1 июля 2016 года работодатели обязаны применять профстандарты, если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ). Для остальных работников профстандарты носят рекомендательный характер.

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Указание на необходимость предполагает обязательность профессиональных стандартов без каких-либо ограничений.

Статья 57 Трудового кодекса РФ устанавливает, что если в соответствии с Трудовым кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Трудовой кодекс дает определение квалификации работника, под которой понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. То есть, если по должности предусмотрено наличие квалификационных ограничений, то применение профессиональных стандартов является обязательным для всех работодателей независимо от организационно правовой формы организации.

Все сведения о профессиональных стандартов утвержденных Министерством труда внесены в особый Государственный реестр. Этот реестр размещен на официальной странице Минтруда России, в соответствующем разделе

(См. http://profstandart.rosmintrud.ru/).

Для чего нужны профстандарты

Профессиональный стандарт – это название важного основополагающего документа, содержащего описание следующих норм:

• трудовые функции работника в соответствии с его квалификацией и занимаемой должностью;
• требования к его опыту и знаниям.

Таким образом, можно сказать, что профессиональные стандарты включают в себя описание качественного уровня квалификации сотрудника, которому тот обязан соответствовать, чтобы по праву занимать свое место в штате любой компании, вне зависимости от рода ее деятельности (ст. 195.1 ТК РФ).

Для чего нужны профстандарты: распределение обязанностей

В первую очередь, профстандарт для кадровиков 2016 года разграничивает сферы деятельности сотрудников HR-служб. Теперь круг обязанностей каждого специалиста четко регламентирован.

Исходя из содержания новых документов:

• специалисты по делопроизводству занимаются подготовкой первичных, учетных, плановых и организационно-кадровых документов (приказов, распоряжений), а также их регистрацией и сдачей на архивное хранение;

• сотрудники, занимающиеся подбором персонала, собирают и систематизируют информацию о текущей потребности компании в кадрах, отбирают новых работников, взаимодействуют с государственными структурами и частными лицами, курирующими вопросы занятости населения;

• менеджеры по персоналу оценивают квалификацию работников, организовывают и проводят их аттестацию;

• специалисты по развитию подбирают курсы повышения квалификации, иные мероприятия, способствующие карьерному росту работников;

• менеджеры по нормированию и оплате труда курируют вопросы корректировки системы заработной платы и поощрений, разработки принципов нематериальной мотивации;

• менеджеры по социальной политике занимаются разработкой и внедрением соответствующих соцпрограмм, следят за правильностью их проведения;

• работники, в чью компетенцию входит решение вопросов миграции кадров, занимаются переводом сотрудников из одного структурного подразделения компании в другое, а также трудоустройством лиц, не имеющих гражданства РФ;

• руководители организуют бесперебойную деятельность вверенного им подразделения, контролируют правильность оформления документов и их соответствие нормам действующего законодательства, а также подготавливают внутреннюю управленческую отчетность.

Об утверждении профстандартов для кадровиков на 2017 год

В сфере кадровой работы в настоящее время действуют следующие профессиональные стандарты:

1. «Специалист по управлению персоналом» (утвержден приказом Минтруда РФ от 06.10.2015 № 691н). Данный документ содержит квалификационные требования к руководителям подразделений по управлению кадрами, сотрудникам кадровых служб и специалистам по кадрам и профориентации.

Скачать профессиональный стандарт Специалист по управлению персоналом.

2. «Специалист по подбору персонала (рекрутер)»

Источник: http://hr-elearning.ru/professionalnyi-standart-specialist-po-upravleniyu-personalom/

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов

Уровни квалификации в профессиональных стандартах

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ
от 12 апреля 2013 г. № 148н

“Об утверждении уровней квалификации в целях разработкипроектов профессиональных стандартов”

В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и примененияпрофессиональных стандартов, утвержденных постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 22 января 2013 г. № 23(Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293),приказываю:

Утвердить прилагаемые уровни квалификации в целях разработкипроектов профессиональных стандартов.

Министр

М.А. Топилин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2013 г.

Регистрационный № 28534

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональныхстандартов

(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ
от 12 апреля 2013 г. № 148н)

II. Описание уровней квалификации

Уровень

Показатели уровней квалификации

Основные пути достижения уровня квалификации

Полномочия и ответственность

Характер умений

Характер знаний

1 уровень

Деятельность под руководством Индивидуальная ответственность

Выполнение стандартных заданий (обычно физический труд)

Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний

Краткосрочное обучение или инструктаж Практический опыт

2 уровень

Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий
Индивидуальная ответственность

Выполнение стандартных заданий Выбор способа действия по инструкции

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Применение специальных знаний

Основные программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило, не менее 2 месяцев)
Практический опыт

3 уровень

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач Планирование собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи

Индивидуальная ответственность

Решение типовых практических задач Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач
Применение специальных знаний

Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до одного года)
Практический опыт

4 уровень

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников исходя из поставленных задач

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников

Решение различных типов практических задач Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач Применение специальных знаний

Самостоятельная работа с информацией

Образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих

Практический опыт

5 уровень

Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения

Решение различных типов практических задач с элементами проектирования Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера
Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач

Образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих Дополнительные профессиональные программы

Практический опыт

6 уровень

Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений

Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации

Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных
Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации

Образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата Образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена Дополнительные профессиональные программы

Практический опыт

7 уровень

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений
Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений

Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных
Разработка новых методов, технологий

Понимание методологических основ профессиональной деятельности Создание новых знаний прикладного характера в определенной области

Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации

Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета Дополнительные профессиональные программы

Практический опыт

8 уровень

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций
Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли

Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов

Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера
Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета

Дополнительные профессиональные программы Практический опыт

9 уровень

Определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами Значительный вклад в определенную область деятельности

Ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях

Решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов

Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки Дополнительные профессиональные программы

Практический опыт

Источник: https://StandartGost.ru/g/pkey-14293781551

Правовой совет
Добавить комментарий